logocounter

 Средневековые 
 XV век 
 XVI век 
 XVIII век 
 Контрдансы 
 XIX век 
 XX век 
 Народные 
 Постановочные 

 Библиотека 


шаги
костюм
конспекты Яны Воиновой

балли
аморосо
анелло
бельфиоре
бельрегуардо
биалте ди кастильа
вольтате ин са розина
гелозиа
грациоза
инграта
колонесс
ла вита чолина
леджадра
леонселло
марчезана
меркантиа
петирьен
пицохара
призонера
розина
сальтарелло ла регина
собриа
сперо
тезара
фиа гуэльмина

бассдансы
александреска
аленхон
авиньон
байонн
венус
верчепе
готический
джиневра
джойссанс
катерва
корона
купидо
лауро
миньотта
ростиболи джийозо
реале
принчипесса
пьетоза
фиоре де вирту
юпитер

статьи
бытовые танцы
конспекты Худекова
повседневность
женщина в Италии
придворный в Италии
празднества
музыка
одежда и прически
лоренцо де медичи
сандро боттичелли
николо макиавелли

переводы
гульэльмо эбрео
Балли в Италии 15 века
книга Дель данс
глава1
глава2
глава3
глава4
глава5
глава6
глава7
глава8
глава9



© ELF.ORG.RU
Любое использование материалов кроме просмотра с этого сайта запрещено без согласования с создателями.



Все вопросы по итальянским танцам XV века направляйте ведущей раздела Белой Настасье Заглавная статья раздела переделывается. Сейчас мы можем предложить вам перевод Юлии Луцик (2002 год) из "Писем о танце".


Balli в Италии XV века. (статья появилась в третьем томе "Писем о танце") авторы: мастера Trahaern ap Ieuon и Jane Lynn of Fenmere "Искусство танца существует для благородных сердец, любящих его возвышенных натур, обладающих призванием к нему, ниспосланным Богом, более, чем для склонных к нему по воле случая; но даже подобная склонность полностью отлична и враждебна по отношению к убеждениям порочных и далеких от искусства людей, их стремлению, обусловленному развращенным духом и помраченным разумом, превратить танец из свободного искусства и несущей благо науки в низкое и фальшивое ремесло, их побужденным завистью, скрывающейся под маской скромности, стараниям сделать танец сетью уловок, благодаря которой они получают возможность тайно достигать удовлетворения своих желаний". Гильэльмо Эбрео. ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ Эти танцы впервые появились в работах трех итальянских хореографов: Доминико, Корназано и Гильэльмо. Mapocco считает Доминико де Пьяченца (1390 - 1464) первым хореографом, основавшим итальянскую школу танца; а Корназано и Гильэльмо представляются в качестве преданных подражателей и последователей этого человека, наделенного рыцарскими достоинствами и добродетелями, снискавшими ему славу. Так называемый "манускрипт Доминико", датируемый 1455 годом, - наиболее ранний из сохранившихся трактатов, посвященных искусству танца; - был создан на основании работ Доминико неизвестным автором, возможно, учеником мастера. Трактат включает в себя, кроме описания 23-х танцев и музыки к ним, теоретическое объяснение отдельных элементов танца. Антонио Корназано (1430 - 1484) - итальянский поэт и придворный, представивший в 1455 году список со своей "Книги о искусстве танца" дочери герцога Миланского. Сохранилась копия этого текста, написанная в 1465 году. Она состоит из теоретического введения, краткого описания 11 танцев Доминико и его музыкальных мотивов с некоторыми дополнениями. Гильэльмо Эбрео де Пизаро (1410 - 1481), еврейский хореограф, создатель танцев, теоретик и композитор. Его "De practica seu arte tripudii" сохранилась в семи известных версиях и трех оригинальных фрагментах. Перевод Спарти был сделан с версии 1463 года, переписанной в Милане крестьянином Роденсисом для Голеаццо Офроза, эта версия считается первоисточником для различных копий. Между списками с работы Гильэльмо существуют значительные расхождения, заключающиеся в варьируемой степени полноты и ясности изложения, добавлении или исключении информации и важности инноваций, несенных в хореографию некоторых танцев. Трактат "О практике..." включает теоретическое введение, доказывающее моральную и этическую ценность танца, раздел, посвященный фундаментальным концепциям, на которых основывается танцевальное искусство, а также диалог, в котором из уст Сократа звучат речи, защищающие танец и утверждающие важность основных его принципов. За теорией следует практическая часть, где приводится хореография 31 танца: 14 бассдансов и 17 балли. ШЕСТЬ ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ТАНЦА Гильэльмо описывает шесть принципов, которые "должны быть детально освоены, т.к. если один из них по какой-либо причине отсутствует, не соблюдается, искусство танца не будет действительно совершенным". Подобные предписания появляются также у Доминико и Корназано, потому что данная риторическая фигура была характерна для большинства трактатов XV века, вне зависимости от их основной темы. Удержание этих принципов в памяти во время танца этого периода повысит уровень аутентичности вашего исполнения. Misura: мера - это способность согласования счета и музыки, "обеспечивающая идеальное соответствие между шагами и вышеозначенным темпом. Ритм итальянских танцев не всегда укладывается в стандартный размер 4/4, танцы состоят из различных временных мер с варьируемыми скоростью и темпом". Поэтому многие танцоры считают сложным усвоением меры в

полном объеме. Memoria: Мопорро кратко определяет память "как талант легко сохранять в уме мелодии... легко восстанавливать слышанные ранее изменения в темпе, ... а также последовательность шагов в хореографии". В трактатах об искусстве танца подчеркивается, что память включает способность приведения ваших шагов в соответствие с изменениями мелодии и импровизированными партнером случайными движениями. Partire di Terreno: деление площадки есть способность "использования разума для размеривания и разделения на части поверхности, на которой совершается танец, и непосредственно танцевальной зоны таким образом, чтобы при любом темпе ритма можно было сохранять близость к партнеру, не увеличивая и не уменьшая используемую в танце площадь". Гильэльмо подчеркивает, что особенно необходимо приспосабливать свои шаги и отбиваемый во время танца ритм к площадке, когда это происходит в узком или коротком помещении. Aiere: воздушность определяется как присутствие грации "восходящего" движения, проявляющееся в изяществе самого танца в виде приятного глазу мягкого поднятия вверх. Помня это, любой исполняющий шемпио или доппио должен слегка поднимать тело и при поднятии немного отталкиваться рот пола. Корназано описывает это как ondeggiare (движение, подобное колебаниям морских волн). Начиная ondeggaire, изящно приподнимаясь на втором коротком шаге, вы с той же грацией опускаетесь на третьем, который завершает doppio", "ничего кроме медленного поднятия всем телом и быстрого опускания". Доменико использует метафору гондолы, плывущей по спокойным волнам: "малые волны медленно поднимаются и быстро опадают". Mayniera: умение держать себя - это украшение или нюанс движения тела, призванный подчеркнуть его соответствие движениям ног. При исполнении шемпио или доппио "танцор должен поворачивать тело в сторону ноги, с которой он начинает шаг". Корназано чуть более конкретен, говоря "если вы начинаете движение с правой ноги, чтобы сделать двойной шаг, вы должны, балансируя на левой ноге, которая остается на земле, слегка поворачивать свое тело в том же направлении, т.е. направо" (Кинкелдей,10). Или при переводе этого абзаца Диксоном, двойной шаг с правой ноги совершается "с участием левой, которую вы оставляете на земле, слегка поворачивая тело в первую, т.е. правую сторону, и двигаясь вверх на втором шаге, поднимаетесь медленно через нее, а затем с той же мягкостью опускаетесь на третьем шаге, который завершает двойной (Диксон,9). Кажется, Гильэльмо и Корназано оба подразумевают, что это горизонтальное движение не аналогично поднятию-опусканию ondeggiare. Гильэльмо уверяет нас, что "это будет более понятно на практике" (Спарти, 99), но нам остается неясным, как сделать это движение изящно, поэтому мы не включили его в качестве украшения в нашу реконструкцию танца. Movimento corporeo: Движение тела - это "принцип, согласно которому все совершенство и виртуозность танца проявляются в манере двигаться и облике танцора. Телодвижения должны быть сами по себе четко размерены, продуманы, изящны, хорошо пропорционированы и грациозны. Эти правила легко соблюсти юным, хорошо сложенным, подвижным, наделенным природной грацией"... но, надеемся, и все остальные смогут "симулировать" следование им в достаточной мере. РОЛЬ ТАНЦА В ИТАЛЬЯНСКОМ ОБЩЕСТВЕ XV ВЕКА На празднествах в Италии существовало несколько форм танца: общие танцы (в них могли участвовать все гости), заключавшиеся в исполнении парами и трио saltarello и piva; официальные придворные танцы, в которых могли принимать участие только хозяева и важные гости, прочим отводилась роль зрителей; и moresche – мимические костюмированные представления для всеобщего развлечения. Типичные примеры общих танцев можно было наблюдать во время визита Папы Пия II во Флоренцию (1459 г.)"Танцы начинались с сальтарелло, во время которого каждый молодой дворянин выбирал себе пару" (анонимная рукопись, цитируемая у Спарти, 49). Видимо в общих танцах допускалась определенная степень импровизации: "некоторые пары двигались по кругу, некоторые отскакивали в сторону, другие меняли руки", отдельные пары расходились,

когда другие соединялись и т.п. На празднестве в честь визита Папы и наиболее знатные придворные демонстрировали свое искусство в исполнении различных танцев, в том числе и балли, модных в это время. "Затем две милые девушки, сделав глубокий реверанс, пригласили Галеаццо присоединиться к танцам. Когда их танец был закончен, молодой граф сам пригласил двух дам, после чего один из его придворных дополнил трио (? последовал за ним)" (Спарти, 49). Свидетели событий утверждают, что когда Галеаццо проходил мимо зрителей в танце, они должны были вставать. Бал, состоявшийся во время свадебных торжеств в Милане (1490), начинался с двух танцев невесты в сопровождении трех ее фрейлин. На празднестве в 1454 году пары дам "по очереди одни танцевали бассданс и Lioncello, другие piva, saltarello, Rostibli, а третьи Gelosia". (Гаугелло Гаугелли по цитате у Спарти, 51). Из этих свидетельств неясно, следовали ли танцующие порядку старшинства при определении очередности их участия в танце, и необходимо ли было танцевать исключительно вместе с равными по положению в обществе. Многие большие праздники, в частности, те, на которых люди благородного происхождения желали показать богатство и улучшить репутацию своего семейства, включали moresche - театрально-танцевальные представления, исполнявшиеся в нарядных шутовских костюмах. При помощи искусно сделанных масок, декораций, освещения и других ухищрений в moresche изображались аллегорические, исторические и так называемые "экзотические" сцены (с использованием костюмов и элементов пейзажей легендарных заморских стран). Один из подобных спектаклей, поставленный в 1454 году, представлял собой "мораль" в похвалу Целомудрию (одной из его героинь была Клеопатра, стоявшая во главе многочисленных сладострастных женщин древности), кульминацией этого moresche был bassedanza, который танцевали вокруг целомудрия шесть королев, их окружал хоровод из двенадцати нимф". (Флорентийский Cool. Palat. 286, как цитирует Спарти, 55). Moresche исполнялись мастерами танца, профессиональными танцорами, дворянами и членами их семейств или самими придворными, последние всегда тщательно скрывали свои лица под масками. Использовавшиеся ими шаги аналогичны шагам бассдансов и балли. Bassedanze и Balli. "Bassadanza была торжественным величавым танцем, названная Корназано королевой танцев... она исполнялась без чрезмерного поднятия ступней или коленей, отсюда прилагательное bassa - низкий (Кинкелдей, 17). Женщине при исполнении бассданса "следовало держать себя мило, скромно и учтиво, двигаться просто и мягко, а в поведении соответствовать идеалу изысканной дамы" (Мароччо,34) В отличие от строгой структуры французского бассданса, в Италии этот танец предусматривал наличие промежуточных элементов сальтарелло и других более динамичных композиций. Балли считаются сложными экспрессивными танцами, включающими шаги бассдансов, сальтарелло и пива, а также темповые вариации. Они дают возможность танцующим продемонстрировать зрителям разнообразие их искусства. Балли не были неструктурированными бальными танцами, позволявшими покидать танцевальную часть зала и снова возвращаться в нее. Это "были идеально отшлифованные представления, строившиеся в соответствии с сюжетами скетчей, развитие которых совершалось бессловесно, исключительно средствами танца" (Мароччо, 35). "Темы этих скетчей часто были связаны с вечной погоней мужчины за женщиной, представленной в ситуациях, близких к комическим, где встречались победное шествие и отступление, благосклонное отношение, соблазн и капитуляция, где кокетство иногда не давало желаемых плодов". (Мароччо, 34). РАСЧЕТ ВРЕМЕНИ НА ДВОЙНОЙ ШАГ Двойной шаг с левой ноги включает три основных движения: левой ногой, правой и снова левой. При исполнении двойного шага бассданса (на 6 счетов) эти движения делаются на неравное количество счетов. Обсуждая манеру держать себя, Корназано описывает второй шаг как короткий, а третий как завершающий доппио. Таким образом, первая треть счета (1-2) отводится на первое движение обычной длины, короткий шаг делается только на счет три, оставляя 4-6 для последнего

движения. Этому счету сложно следовать. Поэтому, если вам не удалось овладеть им, вы можете прибегнуть к помощи музыки и разделить шаги, согласно ей, на два счета каждый. Доминико описывает двойной шаг в кватенарии как доппио с frapamento в качестве украшения, которое может представлять собой и небольшое ripresa (Корназано считает, что кватенария состоит из двух единичных шагов, за которыми следует небольшое ripresa), по предложению Брайнарда оно может быть заменено легким притопыванием ногой или каким-либо другим украшением. Для простоты мы предлагаем опустить frapamento и делать паузу на четвертый счет. ИСТОЧНИКИ РЕКОНСТРУКЦИИ ШАГОВ Данные трактаты не предоставляют конкретных сведений о способе выполнения шагов. Наша реконструкция базируется, кроме этих первоисточников, еще и на интерпретации шагов XV века современными учеными, а также знаниях, полученных о них из источников XVI века, включая Арбо, Карозо и Негри. Перевод выполнен Юлией Луцик, "Виланелла", 2002.


автор проекта : Настасья "Нимвен" Белая :: web/tech : elf.org.ru

elf.org.ru Rambler's Top100

Р Е К Л А М А