logocounter

 Средневековые 
 XV век 
 XVI век 
 XVIII век 
 Контрдансы 
 XIX век 
 XX век 
 Народные 
 Постановочные 

 Библиотека 


шаги
костюм
конспекты Яны Воиновой

балли
аморосо
анелло
бельфиоре
бельрегуардо
биалте ди кастильа
вольтате ин са розина
гелозиа
грациоза
инграта
колонесс
ла вита чолина
леджадра
леонселло
марчезана
меркантиа
петирьен
пицохара
призонера
розина
сальтарелло ла регина
собриа
сперо
тезара
фиа гуэльмина

бассдансы
александреска
аленхон
авиньон
байонн
венус
верчепе
готический
джиневра
джойссанс
катерва
корона
купидо
лауро
миньотта
ростиболи джийозо
реале
принчипесса
пьетоза
фиоре де вирту
юпитер

статьи
бытовые танцы
конспекты Худекова
повседневность
женщина в Италии
придворный в Италии
празднества
музыка
одежда и прически
лоренцо де медичи
сандро боттичелли
николо макиавелли

переводы
гульэльмо эбрео
Балли в Италии 15 века
книга Дель данс
глава1
глава2
глава3
глава4
глава5
глава6
глава7
глава8
глава9



© ELF.ORG.RU
Любое использование материалов кроме просмотра с этого сайта запрещено без согласования с создателями.



ГЛАВА 5

КАНАРИ

Туан Арбо (Жан Табуро) в своем трактате под названием "Orchesographie" уподобляет канари испанской паване, заверяя, что они похожи. Несомненно, он прав в том смысле, что этот танец, происходящий, по слухам, с Канарских островов, с течением времени был сильно изменен испанцами. И точно также испанская павана, которая в своем итальянском варианте была очень спокойным и торжественным танцем, у испанцев превратилась в очень подвижный и легкий танец с неожиданными пооочередными отступлениями и продвижениями вперед. Что касается канари, Арбо замечает, что эти пассажи с продвижением и отступлением - " gaillards, et neantmoins estranges, bizares, et qui resentent fort le sauvage" / "веселые и, тем не менее, очень странные и причудливые, и, как я сказал бы, даже буйные", старо-франц. - прим. пер. / (я сохраняю оригинальную орфографию). Однако, описывая сам танец, Туан в своем трактате, обращаясь к своему ученику Каприолю /обычный прием в средневековых трактатах - говорить, обращаясь к воображаемому ученику. Здесь Арбо умышленно дает ему имя, которое по-итальянски значит "прыжок" - прим. пер./, приводит лишь один пассаж, говоря, что дальше он может научиться и сам , или даже придумать какие-нибудь движения самостоятельно! К счастью, недостающее описание дополняют трактаты Карозо и Негри, которые учат нас танцам Франции, Италии и Испании. Мелодии канари очень характерны, и они очаровывают как просто слушателя, так и танцора. Начнем мы с той версии для двух танцоров, которую дает нам Чесаре Негри.

IL CANARIO (ЧЕЗАРЕ НЕГРИ).

Танец начинается с меццо-риверенцы и двух континенц. Партнеры стоят лицом к зрителям, но немного развернувшись друг к другу. Это приветствие занимает первую часть мелодии, первые восемь тактов. Вторые восемь тактов состоят из четырех seguito spezzato schisciati. На них танцоры продвигаются рука об руку к центру залы. Потом они отпускают руки и, взявшись под правые руки, кружатся по часовой стрелке на 4 сегвито спеццато шискиато. На это уходят третьи восемь тактов. В течение четвертых же они кружатся под левые руки против часовой стрелки. В течение пятых восьми тактов они отпускают руки и, совершив быстрый полупоклон, расходятся по разным концам. Дама сначала идет вперед, а затем загибает вправо и оказывается спиной к зрителям. Кавалер идет назад, разворачиваясь потом через правое плечо и оказываясь лицом вперед. Таким образом они оказываются лицом друг к другу, но под углом относительно зрителей. Расстояние между ними примерно восемь футов /около двух с половиной метров - прим. пер./. Заняв такие места, они затем идут по S-образной траектории, кавалер - будто бы начиная сверху и идя к кончику буквы, а дама - наоборот. Исполняя эту фигуру, они, как и раньше, двигаются четырьмя сегвито спеццато шискиато. На шестые восемь тактов, сделав быстрый поворот на 90 градусов вправо, они делают поворот на 360 градусов, описывая перед собой маленький круг, двигаясь против часовой стрелки на четыре таких же сегвито. Затем они делают два маленьких шага вперед и маленький прыжок вбок, который называется каденца. Приземляются они в первой позиции. После шестой связки из восьми тактов следует аккорд, на который танцоры делают мецца-риверенцу друг другу.

Первая вариация кавалера (mutanza).

Леди спокойно стоит, пока ее кавалер танцует перед ней. Первая связка мутанцы повторяет предыдущую: круг перед собой, два шага вперед и каденца. Во второй связке все шаги исполняются с левой ноги и рипреза исполняется влево. Повернувшись левым плечом к даме, кавалер шаркает ногой, заводя ее назад (так будто убивает паука - объясняет нам Арбо) и топает ею за правой пяткой. Это занимает четыре такта из восьми, т. к. это действие повторяется. Вторую половину занимают два сегвито баттуто и одна рипреза-минуита / "гармошка" - прим. пер./, на которую кавалер приближается к даме, и которая завершается быстрым поворотом на 180 градусов, так чтобы оказаться правым плечом к даме. На третьи восемь тактов те же шаги, что и в правой связке, повторяются вправо. В течение четвертой связки кавалер все еще стоит боком к даме. Он исполняет двойную рипрезу-минуиту влево, удаляясь от своей дамы за первые четыре такта, быстро разворачивается и исполняет то же вправо. В течение правой связки кавалер пять раз топает левой ногой и пять - правой. Шестая связка опять повторяет все ту же первую, в конце оба танцора делают короткий реверанс друг другу.

Первая вариация дамы.

Дама тоже начинает с круга перед собой, двух шагов и левой каденцы. На вторые восемь своих сегвито баттуто она приближается к партнеру. Третья связка состоит из двух двойных рипрез-минуит - влево и вправо. В течении четвертых восьми тактов она сначала описывает круг слева от себя, а затем - справа, восьмеркой. Это она делает на маленьких сегвито - скорсо. В течение пятых восьми тактов она отступает четырьмя медленными шагами - пассо граве, подчеркивая каждый шаг топаньем, и на второй счет каждого такта делая точку носком той ноги, которая впереди. На шестые восемь тактов она делает два трабукетто лицом к партнеру (левое и правое), а затем, повернувшись немного бокои, делает по диагонали влево одну рипрезу-минуиту. Точно также, опять повернувшись лицом к партнеру, она делает еще два трабукетто - правое и левое, и рипрезу-минуиту в правую диагональ назад. В конце она делает реверанс, к которому он присоединяется.

Проход.

Во время прохода партнеры танцуют не по очереди, а одновременно, двигаясь сегвито спеццати шискиати. Во время прохода они меняются местами: кавалер идет в передню часть сцены, а дама - заднюю. Я использую термин сцена для удобства, чтобы как-то обозначить танцевальное пространство - это ничуть не означает, что там обязательно должна быть возвышенная платформа.

В первой связке танцоры описывают левый круг на четыре сегвито сп. шиск., начиная с левой ноги. Во второй связке они двигаются по направлению друг к другу зигзагами, разворачиваясь то влево, то вправо, так чтобы встретиться в середине. На третьи восемь тактов они, взявшись под правые руки, кружатся. Потом они расцепляют руки, берутся под левые и кружатся против часовой стрелки. На пятые восемь тактов, двигаясь по S-образной траектории они расходятся: кавалер - вперед, а дама - назад. Они должны опять расположиться немного по диагонали относительно друг друга, наискосок. На шестые восемь тактов они опять описывают левый круг, делают два шага и каденцу. На последний аккорд следует реверанс.

Вторая вариация кавалера.

Лицом к партнеру, квавлер делает шесть шагов "носок-и-пятка" и левую каденцу. Затем он делает два медленных шага вперед с левой и правой ноги и два сегвито сп. шиск. С л. и пр. ног. В течении вторых восьми тактов повторяется то же самое с правой ноги. Затем он делает быстрый разворот на 90 градусов влево, чтобы оказаться правым плечом к даме. По направлению к ней он делает правую рипрезу-минуиту, затем, развернувшись левым боком у даме и продолжая двигаться в том же направлении, кавалер исполняет левую рипрезу. Это все займет у него половину вторых восьми тактов. За вторую же половину он, повернувшись лицом к ней, делает назад два па под названием "reccaciate" и два сегвито батутто. В четвертой связке он быстро поворачивается к даме правым плечом и, оставляя вес на правой ноге, топает каблуком, носком и опять каблуком. Это займет один такт, и затем он сделает два трабукеттос л. и пр. ног и прыжок, после которого ноги буду в первой позиции На этом кончится первая половина четвертой связки. Затем он поворачивается на 90 градусов, развернувшись на левой ноге и описав во время разворота правой ногой круг перед собой. Кавалер оказался в первой позиции и левым плечом к даме. Повторяется точно то же, но с другой ноги в другую сторону. Пятая связка целиком повторяет предыдущую. На этом завершается отход кавалера назад. Шестая связка - это, опять же, левый круг, два шажка и каденца, а потом - общий реверанс на последний аккорд.

Вторая вариация дамы.

Дама описывает левый круг и делает два шажка и каденцу. Потом она разворачивается левым плечом к кавалеру для движения вбок. Вторая связка начинается с трех трабукетто (л., пр., л.). На четвертый счет дама встаетв пятую правую позицию. И тут же она делает быстрый разворот на 90 градусов и оказывается лицом к партнеру. В течение второй половины связки она делает две рипрезы-минуиты (пр. и л.). В третей связке она повторяет те же движения но с правой ноги. Соответственно, получается, что во время рипрез она двигается сначала влево, а потом вправо. В четвертой связке маленькими скорсо она описывает два круга - левый и правый перед своим партнером. Потом начинается "отступление" (ritirata). Стоя в третьей правой позиции, с правой ногой впереди, дама четыре раза топает - л., пр., л., пр. и быстро оборачивается правым плечом к партнеру. Она делает двойную рипрезу-минуиту влево, и на этом заканчивается пятая связка. Потом она делает поворот на 90 градусов вправо, описывая правой ногой круг по полу перед собой и оказывается в третьей левой позиции. Шестая связка состоит из четырех ударов ногой (пр., л., пр., л.), быстрого оборота левым плечом к партнеру, и двойной правой рипрезы-минуиты. Затем, повернувшись лицом к партнеру, она делает реверанс.

Заключение.

В этом последнем пассаже принимают участие оба партнера. Они в течение всего заключения двигаются на сегвито сп. шиск. Первая связка - все тот же знакомый нам левый круг , два шага и каденца. В течении вторых восьми тактов они приближаются друг к другу зигзагами и встречаются в середине в конце связки. В третьей связке, взявшись под правые руки, они кружатся по часовой стрелке. В течение следующих восьми тактов они, взявшись под правые руки, кружатся против часовой стрелки. Потом они отпускают руки и движутся по-отдельности, возвращаясь каждый полукругом в заднюю часть сцены. Они занимают исходные позиции, бок о бок, дама - справа от кавалера. Повернувшись лицом друг к другу, они исполняют завершающий гранд-реверанс, который занимает все следующие восемь тактов. На последний акколрд они разворачиваются лицом к зрителям и с достоинством красиво делают короткий реверанс.

ПОРЯДОК ШАГОВ.

Вступление.

Первая связка:

Мецца-риверенца 4 такта

2 континнцы л.,пр. 4 такта

Вторая связка:

4 сегвито сп. шиск.,

продвигаясь 8 тактов

Третья связка:

4 сегвито сп. шиск., вправо 8 тактов

Четвертая связка:

4 сегвито сп. шиск., влево 8 тактов

Пятая связка:

4 сегвито сп. шиск., по

S-образной траектории 8 тактов

Шестая связка:

4 сегвито сп. шиск.,

описывая левый круг 8 тактов

Быстрый реверанс на последний аккорд.

Первая вариация кавалера.

Первая связка:

4 сегвито сп. шиск.,

описывая левый круг 8 тактов

Вторая связка(левым боком):

Шарканье ногой, топ,

шарканье, топ (л.) 4 такта

2 сегв. батутто л. 2 такта

1 рипреза-минуита л. 2 такта

Третья связка:

Шарканье ногой, топ,

шарканье, топ (пр.) 4 такта

2 сегв. батутто пр. 2 такта

1 рипреза-минуита пр. 2 такта

Четвертая связка ( удаляясь боком):

1 двойная л. рипреза-минуита,

1 двойная пр. рипреза 8 тактов

Пятая связка ( назад):

2 "задних"топа л., пр. 2 такта

3 топа на месте л., пр., л. 2 такта

2 задних топа пр., л. 2 такта

3 топа на месте пр., л., пр. 2 такта

Шестая связка:

4 сегв. сп. шиск., описывая

левый круг 8 тактов

Короткий реверанс на последний аккорд.

Первая вариация дамы.

Первая связка:

4 сегвито сп. шиск.,

описывая левый круг 8 тактов

Вторая связка(двигаясь вперед):

8 сегв. батутто 8 тактов

Третья связка:

Двойная рипреза, двигаясь вл. 4 такта

Двойная рипреза, двигаясь впр. 4 такта

Четвертая связка:

Скорса, описывая левый круг 4 такта

Скорса, описывая левый круг 4 такта

Пятая связка(зигзагами):

4 медленных шага (пассо

граве) назад 4 такта

Шестая связка:

2 трабукетто л., пр. и

рипреза-минуита л. 4 такта

2 трабукетто пр., л. и

рипреза-минуита пр. 4 такта

Короткий реверанс на последний аккорд.

Проход.

Первая связка:

4 сегвито сп. шиск.,

описывая левый круг 8 тактов

Вторая связка:

4 сегвито сп. шиск.,

двигаясь зигзагами 8 тактов

Третья связка:

4 сегвито сп. шиск.,

поворачивая вправо 8 тактов

Четвертая связка:

4 сегвито сп. шиск.,

поворачивая влево 8 тактов

Пятая связка:

4 сегвито сп. шиск.,

меняясь местами 8 тактов

Шестая связка:

4 сегвито сп. шиск.,

описывая левый круг 8 тактов

Короткий реверанс на последний аккорд

Вторая вариация кавалера.

Первая связка (продвижение):

6 шагов "носок-каблук" и

л. каденца 4 такта

2 шага вперед, 2 сегв.

батутто л., пр. 4 такта

Вторая связка:

6 шагов "носок-каблук" и

пр. каденца 4 такта

2 шага вперед, 2 сегв.

батутто пр. л. 4 такта

Третья связка (правым плечом

к партнеру):

1 рипреза-минуита пр.,

разворот (180 градусов) 2 такта

1 рипреза-минуита л.,

разворот (90 градусов) 2 такта

2 реккачиате л., пр. 2 такта

2 сегв. сп. шиск. л., пр. 2 такта

Четвертая связка ( удаление

от дамы, правым плечом к ней):

3 удара ногой(пятка, носок,

пятка; л.) 1 такт

2 трабукетто л., пр., прыжок

(ступни вместе) 3 такта

/пр. полуповорот/ 3 удара ногой

(пятка, носок, пятка пр.) 1 такт

2 трабукетто пр., л., прыжок

(ступни вместе) 3 такта

Пятая связка:

Повторите предыдущую связку. 8 тактов

Шестая связка:

4 сегв. сп. шиск., описывая

левый круг 8 тактов

Короткий реверанс на последний аккорд.

Вторая вариация дамы.

Первая связка:

4 сегв. сп. шиск., описывая

левый круг 8 тактов

Вторая связка (продвижение

левым плечом к партнеру):

3 трабукетто л., пр., л., ступни

вместе, разворотна90 градусов 4 такта

2 рипрезы-минуиты л., пр. 4 такта

Четвертая связка:

2 круга на сегв. сп. шиск. 8 тактов

Пятая связка (отступление

Лицом к партнеру):

4 топа л., пр., л., пр., разворот 4 такта

двойная рипреза-минуита пр.,

разворот 4 такта

Короткий реверанс на последний аккорд.

Заключение.

Первая связка:

4 сегв. сп. шиск., описывая

левый круг 8 тактов

Вторая связка:

4 сегв. сп. шиск., продвигаясь 8 тактов

Третья связка:

4 сегв. сп. шиск., двигаясь вправо 8 тактов

Четвертая связка:

4 сегв. сп. шиск., двигаясь влево 8 тактов

Пятая связка:

4 сегв. сп. шиск., полукругом

назад (кавалер - пр., дама - л.) 8 тактов

Шестая связка:

Гранд-реверанс друг другу 8 тактов

Короткий реверанс зрителям.

Как исполнять шаги.

Мецца-риверенца: В течение первого такта мы стоим с левой ногой выдвинутой вперед на несколько дюймов. На первый счет второго такта надо, склоняясь в поклоне, отвести левую ногу назад, так чтобы ее носок оказался на одном уровне с каблуком правой. На третий такт сначала согните колени, а затем перенесите вес на ле5вую ногу, выпрямляя правое колено. На четвертый такт перенесите вес на правую ногу и, приподнимаясь на носки, подтяните левую ногу, выпрямляясь. В конце опуститесь на всю стопу. Гранд-реверанс в конце танца исполняется точно также, но вдвое медленнее, занимая восемь тактов, а не четыре.

Континенцы: Вместе они занимают 4 такта. На первый счет первого такта перенесите левую ногу на несколько дюймов влево, сгибая колени. На первый счет второго такта, подтяните правую ногу к левой, приподнимаясь но носки с выпрямленными коленями. В конце опуститесь на всю стопу. В течение третьего и четвертого тактов, исполняйте точно также правую континенцу, начиная с правой ноги и двигаясь вправо. Двигаясь влево, мы немного разворачиваемся корпусом туда, а вправо, соответственно -влево.

Сегвито спеццато шискиато: Это - легкий и живой шаг, напоми-нающий шаг сальторелло, обычно называемый pas de Brabant, брабантский шаг, но здесь мы не шагаем, а скользим. На первый счет первого такта скользните левой ногой вперед, а на третий счет уже надо приподняться на носки, подтянув правую ногу к левой сзади. На первый счет второго такта, шагните опять левой ногой, сгибая колени и слегка разворачивая корпус вправо. На третий такт приподнимитесь на цыпочки и тут же опуститесь, перед тем, как вы будете исполнять правое сегвито. Негри указывает, что эти сегвито можно делать in saltino, имея в виду, что на третий счет второго такта можно подпрыгнуть. Карозо, напротив, говорит, что эти шаги - гладкие и волнообразные, как мы увидим в следующем его раннем примере. Руками надо плавно поводить в направлении шагающей ноги.

Шарканье назад и топ ногой: Каждое из этих движений занимает один такт. На первый счет первого такта левая нога вынесена вперед. Вы заводите ее назад, будто бы пиная что-то сзади. Во втором такте вы опускаете ее сзади, за правым каблуком, с быстрым ударом об землю. В первой вариации кавалера это повторяется дважды и всего занимает четыре такта. Следующее движение с правой ноги исполняйте точно таким же образом. Негри не дает никакого общего названия этим движениям, но описывает каждое, называя battute (удары).

Сегвито баттуто: Каждое из этих сегвито занимает один такт. На первый счет, стоя на правой ноге, шаркните левой, вынося ее вперед, пока ее пятка не окажется в нескольких дюймах над полом. Носок мы не вытягиваем вниз, в целом стопа перпендикулярна ноге. На второй счет надо шаркнуть ей назад, заводя ее точно также назад (носок - в нескольких дюймах от пола). На третий счет поставьте ее в первую позицию, легко стукнув ею об пол, подчеркивая таким образом третий счет. Правое сегвито батутто исполняется аналогично. Иногда несколько таких шагов следует друг за другом.

Рипреза-минуита: Это - движение вбок. Встаньте в первую позицию. Чтобы переместиться влево, передвиньте в том направлении левую пятку и правый носок (так что теперь носки у вас сведены вместе, а пятки раздвинуты). Далее передвиньте в том же направлении левый носок и правую пятку, занимая таким образом нормальную первую позицию. Эти два движения называются***. Их нужно сделать как можно больше, насколько вы успеваете. Чем меньше движения ног, тем больше их вы уложите в отведенное вам число тактов. Когда вы делаете правую рипрезу, передвигайте вправо сначала правую пятку и левый носок.

Топы ногой из первой вариации кавалера: Вы просто топаете ногой, опуская ее за несколько дюймов сзади от другой ноги, и слегка разворачиваясь всем корпусом из строны в сторону, протягивая руки влево в случае левого топа и вправо в случае правого. Когда этих ударов ногой - три, вы просто протягиваете руки в ту сторону, с которой начинается первый удар. Голову независимо от этого нада держать повернутой к партнеру.

Скорсо: Это - очень маленькие шажки на носочках, с выпрямленными коленями. Если танцор двигается влево, ведущая нога - левая, а правую мы просто подтягиваем следом и наоборот. Голову и руки мы поворачиваем в противоположную сторону, а руки еще и сгибаем.

Медленные шаги назад: Они встречаются в первой вариации дамы, во время ее отступления. Их нужно делать очень величественно. Та нога, с которой начинается отступление, на первый счет первого такта очень четко ставится назад, на всю стопу. На первый счет второго такта приподнимите другую ногу, старательно вытягивая носок. На первый счет следующего такта шагните точно также с нее. Красиво изогнутые руки надо вытягивать в направлении ведущей ноги. Корпус следует поворачивать в ту же сторону, то влево, то вправо. Это движение смотрится очень эффектно, составляя резкий контраст с огненным характером этого танца.

Шаги "пятка-носок": Они встречаются во второй вариации кавалера и занимают четыре такта. В основном, здесь двигается одна нога, но при этом танцор подпрыгивает на другой ноге. Каждый шаг сопровождается легким прыжком. На первый счет первого такта танцор ставит левый каблук на один уровень с правым носком. На третий счет того же такта он ставит ногу на носок, около середины правой стопы. На первый счет второго такта он опять ставит ногу на каблук, а на третий счет - на носок, но накрест с другой ногой. На первый счет третьего такта он опять ставит левый каблук около правого носка, а на третий счет заводит левую ногу назад и ставит ее носок около правой пятки. Это составляет шестой шажок. Перед четвертым тактом, он подпрыгивает и на первый счет четвертого такта приземляется в первую позицию, описывая ногой в воздухе полукруг. Этот прыжок - левая каденца. В течение второй половины связки он точно также исполняет правый шаг "пятка-носок" и правую каденцу.

Реккачиате ( па назад): Оно напоминает обычное ********, с той разницей, что во время первого прыжка мы заводим свободную, переднюю ногу назад. Каждое реккачиате занимает один такт. Во время исполнения левого реккачиате мы стоим на правой ноге с левой, вынесенной вперед. На первый счет, подпрыгивая на правой ноге, мы заносим левую ногу назад. На второй счет мы ставим левую ногу за правую, так чтобы носок левой касался пятки правой. На третий счет мы подбиваем правую ногу и выноим еек вперед. Правое реккачиате исполняется аналогично. Это движение Туан Арбо называет "ruade", " лошадиный топот". Так вот, это па мы, вместе с итальянцами, назовем реккачиате.

Удары ногой из втрой вариации кавалера: Они исполняются в очень быстром темпе, занимая всего один такт. Вес находится на правой ноге, а левую мы быстро и звонко ставим на пятку, затем на носок и затем опять на пятку.

Трабукетто: Они следуют за тремя ударами ногой и занимают каждое по одному такту (левое и правое) . Мы прыгаем влево и приземляемся на носок, причем правая нога с вытянутым носком зависает в воздухе перед левой. Сделайте такой же прыжок в другую сторону, а затем быстро повернитесь вправо на 180 градусов на левой ноге, описывая при этом правой ногой круг по полу (вес - на левой ноге). Теперь мы повторяем серию тех же самых движений с правой ноги.

Левый круг с каденцой: Так как после сегвито спецатто шискиато следует каденца, мы совершаем все это так. На первый счет первого такта шагните правой ногой на всю стопу. На третий счет подтяните левый носок к правой пятке, приподнимаясь на носки. На первый счет второго такта опять шагните правой ногой на всю стопу. На второй счет сделайте два крошечных шажка левой и правой ногой, на носочках. Затем, описывая левой ногой полукруг, исполните каденцу.

Гранд-реверанс: Его надо исполнять так же, как и мецца-риверенцу, но вдвое медленнее.

Эта мелодия канари была очень известна. Мы встречаем ее в трактате Туана Арбо / Orchesografie, 1587 г. - прим. авт./ (но там она переведена из трехдольного в двухдольный размер), а также в Лютневой Книге Старлоха /рукопись из Библиотеки Адвокатов в Эдинбурге, 1600 г. - прим. авт./ (в обычном трехдольном размере). Это благодаря именно этой рукописи у нас есть это интересное вступление к прекрасной мелодии. Еще надо сказать, что Негри предусматривает в своем канари различные вариации для кавалера и для дамы, я выбрала из них самые, на мой взгляд красивые и легко запоминающиеся. В следующем примере канари, который нам дает Карозо, нет ни нескольких вариантов вариаций, ни различия между вариациями кавалера и дамы. Кроме того, этот канари - более древний, и, следовательно, ближе к изначальному испанскому танцу. Сам мотив мелодии - короткий, и может повторяться до бесконечности, но тем не менее он ничуть не утомляет слушателя, а напротив завораживает своей монотонностью.

IL CANARIO (ФАБРИЦИО КАРОЗО).

Этот танец, как и предыдущий, для двух танцоров, хотя, несомненно, его могут исполнять несколько пар. Но для удобства я опишу так, будто бы на сцене - дна пара.

Танцоры стоят бок о бок, лицом вперед, но слегка развернувшись лицом друг к другу, дама - справа от кавалера.

Мелодия состоит из 16-ти тактов в трехдольном размере,причем она повторяется дважды: итого - 32 такта. После первых и вторых 16-ти тактов есть аккорд для каденцы, в версии Карозо нет заключительного реверанса.

Танец начинается с реверанса длительностью в 4 такта, за ним следуют две континенцы, которые занимают еще 4 такта. Затем танцоры продвигаются вперед рука об руку, на четыре сегвито спецатто шискиато, что занимает еще 8 тактов. В течение повторяющихся шестнадцати тактов кавалер с дамой берутся за правые руки на уровне плеча и кружатся по часовой стрелке на еще два сегвито сп. шиск. Затем они отпускают руки и продолжают двигаться направо, по часовой стрелке на еще два сегвито сп. шиск. Дама останавливается лицом вперед, а кавалер обращен лицом к задней части сцены На следующие два сегвито сп. шиск. кавалер направляется в тот задний угол сцены, что по правую руку от него, описывая полукруг. Дама точно так же приходится в тот угол, что находится по диагонали от угла партнера. Так они опишут как бы двойной изгиб, и в дальнейшем, чтобы облегчить объяснение, я буду использовать этот термин для описания такого движения, когда партнеры расходятся подобным образом. Расстояние между ними не очень велико. У Карозо, в отличе от Негри, отсутствует маленький прыжок в конце каждого сегвито сп. шиск., его заменяет каденца на последний аккорд.

Первая вариация (мутанца).

В течение восьми тактов кавалер приближается к даме на восемь сегвито батутто, после чего исполняет двойную рипрезу-минуиту влево и вправо. В течении следующих шестнадцати тактов (повторения) он удаляется на четыре пассо граве, каждое из которых занимает по два такта. На оставшиеся восемь тактов он описывает круг против часовой стрелкина четыре сегвито сп. шиск., делает два небольших шажка вперед и каденцу на последний аккорд.

Дама повторяет вариацию.

Вторая вариация.

На первые восемь тактов кавалер делает восемь сегвито батутто, по два с каждой ноги по очереди. Когда он исполняет левую пару, он обращен левым плечом к даме, а лицом - вправо. Затем он быстро разворачивается и исполняет праву пару правым плечом к даме, и так он разворачивается и далее, продвигаясь при этом вперед. На следующие восемь тактов связки кавалер начинает отступление. Он стоит под углом к даме, наискосок правым плечом. Кавалер исполняет три рипрезы минима и одно левое трабукетто, удаляясь назад и влево. Затем он разворачивается левым плечом и движется по направлению от дамы точно также вправо и назад. Это - первая половина отступления ("ритираты"). На следующие восемь тактов он опять повторяет то же, что делал в предыдущих восьми тактах. Затем он описывает левый круг на четыре сегвито сп. шиск. с каденцой в конце.

Проход.

Партнеры двигаются по направлению друг к другу зигзагами, поворачиваясь то влево, то вправо, и встречаются в центре лицом к лицу. Они берутся за правые руки на уровне плеча и кружатся на четыре сегвито сп. шиск. После этого они продолжают вращаться в том же направлении на еще два сегвито и потом расходятся двойным изгибом, меняясь при этом местами (то есть, дама идет назад, а кавалер - вперед). На оставшиеся восемь тактов они опять описывают круг влево с каденцой в конце.

Третья вариация.

Кавалер поворачивается к даме левым плечом и исполняет 2 левых сегвито батутто, потом трижды топает (пр., л., пр.). Затем он исполняет еще одно сегвито батутто. Все это занимает 4 такта. Затем танцор повтряет то же самое правым плечом к партнеру, правой ноги. В течении следующих восьми тактов все это повторяется еще раз. Затем на восемь счетов идет отступление таким образом: два скользящих шага назад, каждый из которых занимает по такту каждый (л., пр.), поворачиваясь немного влево и вправо. Затем идет одно сегвито сп. шиск. по диагонали назад влево. Оно занимает еще два такта. Та же самая серия шагов повторяется с правой ноги по диагонали в другую сторону. Это - первая половина отступления. На остальные восемь тактов следует левый круг с каднецой на последний аккорд. Руки должны быть немного вытянуты в ту сторону, куда ты двигаешься. Дама в свою очередь повторяет эту же вариацию.

Четвертая вариация.

Кавалер разворачивается на правой ноге вправо, оборачиваясь левым плечом к партнеру. Первые четыре такта занимает некий пассаж - весь с левой ноги. В течение первого такта стоя на правой ноге неподвижно, мы шаркаем левой: пятка, носок, пятка - вперед, назад и опять вперед. На второй такт мы медленно заводим ногу назад, опять же шаркая по полу носком на первый и второй счет, а затем шаркаем пяткой вперед быстро, вынося ногу вперед на третий счет. На третий такт мы опять же шаркаем левой ногой, но мы ставим ее накрест с правой на пятку, носок, потом опять на пятку - уже не накрест. На первый счет четвертого такта мы топаем правой ногой и до конца этого такта стоим неподвижно. В течение следующих четырех тактов, все еще левым плечом к даме, он делает три сегвито батутто (пр., л., пр.) и два быстрых удара ногой об пол, одновременно прыгая по направлению к партнеру. Первый удар делается левой ногой при приземлении, а второй - очень быстро, тут же правой ногой. Прыгая, следует поднять руку, согнутую в локте и повернуть голову влево. В течение второй половины связки кавалер поворачивается правым плечом к даме и повторяет все точно то же с правой ноги. Первые восемь тактов повторения отводятся на отступление, которое исполняется таким образом. Оставаясь правым плечом к партнеру, танцор делает одну медленную рипрезу влево ( рипреза граве) и три трабукетто (л., пр., л.). Это занимает четыре такта. Быстро повернувшись левым плечом к партнеру, танцор выполняет то же самое с другой ноги - правая рипреза граве и три трабукето (пр., л., пр.). Оставшиеся восемь тактов - опять для левого круга с каденцой. Дама потворяет все точно то же.

Заключение.

Танцоры приближаются друг к другу на четыре сегвито сп. шиск. и встречаются в центре. Это занимает первые четыре такта. Они берутся за правые руки на уровне плеч и кружатся вправо на четыре скорсо - каждое по два такта. Они занимают исходные места, как в начале танца и продвигаются еще немного вперед. Связка заканчивается. Теперь партнерам надо занять свои исходные места. Отпустив руки, они двигаются назад четырьмя шагами скорсо, каждый описывая полукруг - кавалер заворачивая влево и двигаясь против часовой стрелки, а дама - заворачивая вправо и двигаясь по часовой стрелке. Это занимает восемь тактов. Теперь танцоры опять стоят, как в начале танца - лицом к зрителям, дама справа от кавалера. Повернувшись лицом друг к другу они исполняют гранд реверанс. Это занимает еще восемь тактов. На последний аккорд они целиком обращаются лицом к зрителям, и рука об руку исполняют короткий заключительный реверанс, этот аккорд - в арпеджио.

ПОРЯДОК ШАГОВ.

Вступление.

Мецца-риверенца 4 такта

2 континенцы л., пр. 4 такта

4 сегв. сп. шиск., приближаясь 8 тактов

4 сегв. сп. шиск. вправо 8 тактов

4 сегв. сп. шиск., расходясь 8 тактов

каденца (на завершающий аккорд)

Первая вариация.

8 сегв. батутти, приближаясь 8 тактов

4 рипрезы-минуиты л., л.,

пр., пр. лицом к партнеру 8 тактов

4 медленных шага, удаляясь 8 тактов

4 сегв. сп. шиск., влево 8 тактов

каденца на последний аккорд

Вторая вариация.

8 сегв. батутти, по два подряд

с каждой ноги 8 тактов

3 рипрезы миниме, трабукетто л. 4 такта

3 рипрезы миниме, трабукетто пр. 4 такта

3 рипрезы миниме, трабукетто л. 4 такта

3 рипрезы миниме, трабукетто пр. 4 такта

4 сегв. сп. шиск., поворачивая

влево 8 тактов

каденца на последний аккорд

Проход.

4 сегв. сп. шиск., приближаясь 8 тактов

4 сегв. сп. шиск., поворачивая

вправо 8 тактов

4 сегв. сп. шиск., меняясь

местами 8 тактов

4 сегв. сп. шиск., поворачивая

влево 8 тактов

каденца на последний аккорд

Третья вариация.

Левым плечом к партнеру:

2 сегв. батутти л., л. 2 такта

3 топа пр., л., пр., сегв.

батутто л. 2 такта

Правым плечом к партнеру:

2 сегв. батутти пр., пр. 2 такта

3 топа л., пр., л., сегв.

батутто пр. 2 такта

Левым плечом к партнеру:

2 сегв. батутто л., л. 2 такта

3 топа пр., л., пр., сегв.

батутто л. 2 такта

Правым плечом к партнеру:

2 сегв. батутто пр., пр. 2 такта

3 топа л., пр., л., сегв.

батутто пр. 2 такта

Отступление зигзагами:

2 скользящих шага, влево и

назад, вправо и назад 2 такта

сегв. сп. шиск. влево и назад 2 такта

2 скользящих шага, вправо и

назад, влево и назад 2 такта

сегв. сп. шиск. вправо и назад 2 такта

4 сегв. сп. шиск., поворачивая

влево 8 тактов

каденца на последний аккорд

Четвертая вариация.

Левым плечом к партнеру:

8 шагов с пятки и носка, топ л. 4 такта

3 сегв. батутти л., пр., л., 2

топа л., пр. 4 такта

Правым плечом к партнеру:

8 шагов с пятки и носка, топ пр. 4 такта

3 сегв. батутти пр., л., пр.,

2 топа 4 такта

Отступление ( все тем же

правым плечом к партнеру):

медленная рипреза л., 3 трабукетто л.,пр.,л. 4 такта

Левым плечом к партнеру:

медленная рипреза пр., 3 трабукетто пр.,л.,пр 4 такта

4 сегв. сп. шиск., поворачивая влево 8 тактов

каденца на аккорд

Заключение.

4 сегв. сп. шиск., двигаясь к центру 8 тактов

4 скорсо, поворачивая вправо 8 тактов

4 скорсо расходясь и идя назад 8 тактов

Гранд-реверанс 8 тактов

Короткий реверанс зрителям на последний аккорд.

Как исполнять шаги.

Мецца-риверенца: Она занимает 4 такта. В течение первого такта вес находится на правой ноге, а левая выдвигается на несколько дюймов вперед, ее носок вытянут, а нога совершенно прямая. На второй такт левая нога отводится назад, тело наклоняется. На третий такт колени сгибаются, и на четвертый такт мы подтягиваем левую ногу, приподнимаемся на носки и опускаемся. Свободная рука двигается сначала вверх и в сторону партнера, а затем - вниз и в сторону. Третий и четвертый такты подчеркиваются движениями кисти. Пара континенц исполняется совершенно также, как в канари Чезаре Негри.

Сегвито спецатто шискиато: Этот шаг отличается от сегвито спецатто шискиато в других танцах, в оригинале он так и называется: "seguito spezato schisciato al Canario". Причем Негри, в отличие от Карозо допускает небольшой прыжок с выносом ног в конце каждого шага. Каждый шаг занимает 2 такта по три счета каждый. На первый счет первого такта скользните левой ногой вперед (всей стопой), так чтобы пятка ее была чуть чуть впереди правого носка. На третий счет, приподнявшись на носки, подтяните правую ногу, так чтобы ее носок оказался на одном уровне с серединой левой стопы. На первый счет второго такта, слегка сгибая колени, скользните вперед - опять левой ногой, немного вперед ( смотря по тому, сколько свободного места есть у вас в распоряжении). На третий счет второго такта приподнимитесь на носки Таким образом опять, как и в шаге сальтарелло, создается эффект волнообразности, с той лишь разницей, что ноги почти не отрываются от земли. Правое сегвито спецатто шискиато исполняется также с правой ноги. Последнее сегвито спецатто шискиато оканчивается двумя маленькими шажками на носках -л., пр., которые исполняются в очень быстром темпе на последний счет, а затем идет каденца на завершающий аккорд.

Каденца: Это - умеренно высокий прыжок, завершающий серию шагов. В этом канари левая каденца встречается в конце каждой части. Стоя в четвертой правой позиции, выбросьте вперед левую ногу, одновременно поднимаясь в воздух. Затем быстро отведите ее назад и приземлитесь точно на счет в третью или четвертую правую позицию. Для дамы лучше подойдет правая. Опускаясь на землю, согните колени, а затем выпрямьте их, приподнимаясь на носки. Все это выполняется быстро, на один единственный счет.

Сегвито батутто: Это шаг, характерный для канари. Каждое сегвито занимает всего один такт. Стоя на правой ноге, вытяньте левый носок вверх и выкиньте левую пятку. Она окажется на расстоянии примерно в пол-фута от вас /примерно пятнадцать сантиметров - прим. пер. / . Это займет первый счет. На второй счет, опуская носок и поднимая вверх каблук, шаркните этой же ногой назад. Теперь она стоит на носке сзади от вас (на том же расстоянии в пол-фута). На третий счет топните левой ногой - или спереди от правой, или вровень с ней - это зависит от того, нужно ли вам продвинуться вперед, или остаться на месте. Правое сегвито батутто исполнятся точно также, но с другой ноги. Руки - полусогнуты и развернуты в сторону от туловища, локти ближе к корпусу, чем кисти рук. Ладони полусжаты, а голова поворачивается в сторону ведущей ноги.

Рипреза минуита: Она исполняется точно также, как и в версии Негри. Каждая рипреза занимает два такта.

Медленные скользящие шаги назад( пасси грави шискиати индиетро): Кждый шаг занимает два такта. На первый счет первого такта скользните назад левой ногой, так чтобы она оказалась зва правой на расстоянии примерно фута /около 30 см - прим. пер./ от нее, руки, согнутые в локте идут влево, и вообще все тело поворачивается слегка влево, а голова повернута к партнеру. На второй такт слегка приподнимитесь и перенесите вес на левую ногу, носок правой вытянут, а колено - выпрямлено. Этот шаг служит для того, чтобы подчеркнуть величавый ритм.

Рипреза минима: Эту рипрезу - излюбленный шаг Карозо. Она смотрится очень эффектно, когда туловище и голова - прямые и неподвижные. Каждая рипреза занимает один такт, движение - из стороны в сторону. Чтобы исполнить левую рипрезу миниме сначала нужно занять следующее исходное положение: расстояние между ступнями около дюйма /2.5 см - прим. пер./, причем левая - на два дюйма впереди правой. На первый счет нужно встать на цыпочки, а затем перенести пятки влево. На третий счет встать на пятки, и перенести носки влево относительно пяток. Это будет первой рипрезой миниме. За тремя такими рипрезами следует трабукетто. Удаляясь от партнера таким образом, поворачивайте руки в сторону, противоположную той, в которую вы двигаетесь, голова повернута к партнеру. Правая рипреза миниме исполняется точно также, но вперед выносится правая нога, и двигаемся мы вправо.

Трабукетто: Они исполняются точно также, как описанные Негри.

Пасси миними шискиати, удаляясь боком (скользящие шаги): Каждое занимает по одному такту. Скользя, мы отступаем на левую ногу, поворачиваясь слегка влево, а затем также - вправо. Такими зигзагами не следует удаляться чересчур уж далеко. Это же замечание касается и сегвито спецатто вбок, которое и идет далее.

Сегвито спецатто фьянчеджиатто( сегв. сп. шиск. вбок): На первый счет первого такта скользните левой ногой на несколько дюймов вбок, на всю стопу. На третий счет первого такта, приподнимаясь на носки, присоедините правую ногу к левой. На первый счет второго такта, опускаясь на пятки, и слегка сгибая колени, скользните левой ногой опять влево. На третий счет второго такта, приподнимитесь на носки. Правое сегвито исполняется также.

Шаги с пятки и носка: Суть этих шагов в том, что сначала мы трижды шаркаем ногой - вперед, назад, вперед (это - первый такт), потом - один раз медленно вперед и быстро назад (второй такт), дважды - накрест с другой ногой и один раз вперед (третий такт), а затем топаем ведущей ногой сзади, за неподвижной (четвертый такт). Все это исполняется сначала с левой ноги, а затем - с правой. Руки неподвижны, а голова поворачивается в сторону ведущей ноги.

Сегвито батутто в четвертой вариации, вбок: Исполняя их, надо повернуть голову к партнеру, а руки протянуть в противоположном направлении. Когда мы исполняем два удара ногой после трех сегвито, топая первый раз, мы живо прыгаем по направлению к партнеру, а потом просто приставляем другую ногу. Прыжок надо подчеркнув, подняв согнутый локоть в ту же сторону.

Рипреза граве в отступлении: Она занимает один такт. Делая левую рипрезу, повернитесь правым плечом к партнеру и на первый счет шагните вбок на всю стопу, слегка приседая. На третий такт подтяните правую ногу, приподнимаясь на цыпочки. Голову и руки надо обратить к партнеру.

Гранд реверанс ( риверенца граве): Это церемонное приветствие стоит в конце заключения и занимает восемь тактов. Партнеры стоят лицом к лицу, вес на правой ноге, а левая нога немного впереди. В течение первого и второго тактов они неподвижны. Затем, за третий и четвертый такты, они отводят левую ногу назад, пока ее носок не окажется на одном уровне с пяткой правой, одновременно склоняя корпус и голову. За пятый и шестой такты колени сгибаются, а в течение седьмого и восьмого тактов левая нога подтягивается к правой, танцоры выпрямляют колени, приподнимаются на цыпочки и опускаются. Они поворачиваются лицом к публике и рука об руку исполняют заключительный реверанс на последний аккорд. Этот реверанс исполняется точно также, как гранд реверанс, но в четыре раза бытрее, хотя действия все те же.

Движения рук: Левую руку во время гранд реверанса нужно поднять вверх, ладонью к себе, потом медленно опустить вниз, разворачивая ладонями вверх и опять отвести вверх. Во время короткого ревернас движения те же. Леди, чью левую руку держит кавалер, выполняет все те же движения правой рукой.

Скорсо: Это - маленькие шажки на носочках, по два шажка на каждый шаг.


автор проекта : Настасья "Нимвен" Белая :: web/tech : elf.org.ru

elf.org.ru Rambler's Top100

Р Е К Л А М А