logocounter

 Средневековые 
 XV век 
 XVI век 
 XVIII век 
 Контрдансы 
 XIX век 
 XX век 
 Народные 
 Постановочные 

 Библиотека 


шаги
костюм
конспекты Яны Воиновой

балли
аморосо
анелло
бельфиоре
бельрегуардо
биалте ди кастильа
вольтате ин са розина
гелозиа
грациоза
инграта
колонесс
ла вита чолина
леджадра
леонселло
марчезана
меркантиа
петирьен
пицохара
призонера
розина
сальтарелло ла регина
собриа
сперо
тезара
фиа гуэльмина

бассдансы
александреска
аленхон
авиньон
байонн
венус
верчепе
готический
джиневра
джойссанс
катерва
корона
купидо
лауро
миньотта
ростиболи джийозо
реале
принчипесса
пьетоза
фиоре де вирту
юпитер

статьи
бытовые танцы
конспекты Худекова
повседневность
женщина в Италии
придворный в Италии
празднества
музыка
одежда и прически
лоренцо де медичи
сандро боттичелли
николо макиавелли

переводы
гульэльмо эбрео
Балли в Италии 15 века
книга Дель данс
глава1
глава2
глава3
глава4
глава5
глава6
глава7
глава8
глава9



© ELF.ORG.RU
Любое использование материалов кроме просмотра с этого сайта запрещено без согласования с создателями.



ГЛАВА 6

ЧЕТЫРЕ ТАНЦА ИСПАНСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ: СПАНЬОЛЕТТО, ВИЛЛАНОС, ПАВАНИЛЬЯ (ИСПАНСКАЯ ПАВАНА), ХАЧАС (ТАНЕЦ С ФАКЕЛАМИ)

СПАНЬОЛЕТТО (ЧЕЗАРЕ НЕГРИ).

Спаньолетто, как нам представляет его Чезаре Негри, носит характер испанского народного, деревенского танца. Его живость вполне сочетается с очаровательной мелодией. Испанское название танцев подобного типа - "Espanoletas", но мы сохраняем итальянизированное имя для этого конкретного примера. Негри вел свою школу танцев в Милане, под испанским владычеством пол-века. В том, что касается народных и придворных испанских танцев на него можно положиться,во всяком случае относительно его периода - с 1550 до 1604.

Спаньолетто предназначен для четверых танцоров и делится на три связки по восемь тактов каждый (размер - двудольный). В нем пять частей, и каждая завершается одной и той же фигурой.

Часть 1.

Две пары стоят друг напротив друга, образуя квадрат, в каждом углу которого по человеку, дамы справа от кавалеров. Обе дамы смотрят друг на друга, и кавалеры тоже, так что они стоят как бы по диагонали. Странный короткий затакт служит сигналом того, что танец начинается. Первые два такта занимает короткая риверенца с прыжком - риверенца бреве ин сальтино. Затем на сегвито семидоппио с левой ноги все сходятся лицом к лицу в центре. Это занимает еще два такта. В течение пятого и шестого тактов ( все еще лицами в центр) они делают два фьоретто спеццато назад (пр., л.). Затем они совершают поворот вокруг собственной оси на одно правое сегвито семидоппио. На этом заканчивается первая связка. В течение первых двух тактов второй связки танцоры, стоящие в кругу без рук, двигаются по кругу влево на тройной рипрезе, которая занимает полтора такта. Еще пол-такта - на левую каденцу и правое трабукетто. Затем танцоры поворачиваются вокруг своей оси (каждый - вокруг собственной) через левое плечо на левое сегвито семидоппио. Это - половина второй связки. Во время второй половины связки повторяется то же самое, но вправо - рипреза по кругу вправо и поворот через правое плечо. В течение первых двух тактов третей связки они отступают в сторону и назад, по диагонали на два очень медленных и довольно больших шага (л., пр.). Затем они опять сходятся в центр на левом сегвито семидоппио. Затем они опять отступают точно также, но с других ног (пр., л.). На последние два такта они сходятся на правое сегвио семидоппио и возвращаются таким образом каждый в свой угол. Все доппио здесь - сегвито семидоппио, для кратости далее я буду говорить просто семидоппио.

Часть 2.

Дальше идет вариация дам, в течении большей части которой кавалеры стоят неподвижно. В течение первых четырех тактов они приближаются друг к другу, сходясь в центр на два медленных шага (л., пр.) и одно семидоппио (л.). Затем на два фьоретто спеццато (пр., л.) идет отступле-ние, еще на одно семидоппио они поворачиваются через правое плечо, и, оканчивая движение, оказываются на своих местах. Во второй связке они выполняют тройную рипрезу влево ( на этот раз - не по кругу, а просто влево), левую каденцу и быстрое правое трабукетто. Затем на левое семидоппио идет поворот вокруг собственной оси. Все то же самое повторяется вправо. В третьей связке к ним, наконец, присоединяются кавалеры. Точно также, как в предыдущей части, все отступают на медленных шагах и семиодоппио.

Теперь дамы стоят неподвижно, пока кавалеры повторяют ту же вариацию, вплоть до третьей связки.

Часть 3.

В этой части принимают участие все , и дамы и кавалеры. Первая связка состоит из двух фьоретто спеццато (л., пр.) и семидоппио вперед, затем двух фьоретто назад (пр., л.) и поворота вокруг левого плеча на правое семидоппио. Во второй связке сначала все опять двигаются по кругу на тройной рипрезе, левой каденце, и затем - правом трабукетто. В течение третьего и четвертого такта танцоры делают левый поворот на семидоппио. Это - половина связки. В течение второй половины они повтряют все точно то же с правой ноги (поворот, соответственно, тоже правый). Третья связка - опять те же, вышеописанные медленные шаги и семидоппио, отступая и затем приближаясь.

Часть 4.

Эту часть сначала исполняют дамы, а потом повторяют кавалеры. В течение первого и второго тактов они, развернувшись правым плечом в центр, делают два шага влево - с левой и правой ног. Затем идет левое трабукетто. В течение третьего и четвертого тактов, быстро обер-нувшись лицом к центру (на левой ноге), они сближаются на правом семидоппио. Что касается второй половины связки, то теперь, быстро повернувшись левым плечом в центр, они исполняют все то же самое с другой ноги. В течение первой половины второй связки дамы меняются местами по траектрии полукруга на тройную рипрезу, каденцу и правое трабукетто. Затем идет поворот вокруг собственной оси на левое семидоппи вокруг левого плеча. Затем, они описывают вторую половину круга на тройной правой рипрезе, каденце, трабукетто и правом семидоппио(поворот). Опять же, все танцоры исполняют отход на шагах и сближение на семидоппио. Кавалеры повторяют все то же, что и дамы, в третьей связке дамы присоединяются для общего расходаи схода.

Часть 5.

Завершающую фигуру выполняют обе пары одновременно. Сначала партнеры берутся за правые руки и поворачиваются вправо на три фьоретто спеццато и левое доппио, занимая таким образом место пратнера. Затем они отпускают эти руки, и взявшись за левые, кружатся в левую сторону, но с правой ноги. Заняв изначальные места, они все берутся за руки в кругу и в течение второй связки двигаются по часовой стрелке на тройную рипрезу , левую каденцу, правое трабукетто и затем поворачиваются на левом семидоппио. Потом они повторяют все точно то же в другую сторону с правой ноги. Третья связка - это, как всегда, расход. В конце танцоры исполняют риверенцу на последний аккорд.

Порядок шагов.

Часть первая:

Риверенца breve in saltino 2 такта

Сегвито семидоппио л. 2 такта

2 фьоретто спеццато пр., л. 2 такта

Сегв. семидоппио пр., поворачиваясь вправо 2 такта

Тройная рипреза л., каденца л.,

трабукетто пр. 2 такта

поворот влево на л. семидоппио 2 такта

Тройная рипреза пр., каденца пр.,

трабукетто л. 2 такта

Поворот вправо на пр. семидоппио 2 такта

2 пассо грави л., пр., отступая 2 такта

Семидоппио л., продвигаясь к центру 2 такта

2 пассо грави пр., л., отступая 2 такта

Семидоппио пр., продвигаясь к центру 2 такта

Часть 2.

Дамы:

2 пассо грави( медленных шага) л., пр.,

приближаясь 2 такта

Семидоппио л., приближаясь 2 такта

2 фьоретто пр., л., удаляясь 2 такта

Поворот вправо на правом семидоппио 2 такта

Тройная рипреза л., каденца л.,

трабукетто пр. 2 такта

поворот влево на л. семидоппио 2 такта

Тройная рипреза пр., каденца пр.,

трабукетто л. 2 такта

Поворот вправо на пр. семидоппио 2 такта

2 пассо грави л., пр., отступая 2 такта

Семидоппио л., продвигаясь к центру 2 такта

2 пассо грави пр., л., отступая 2 такта

Семидоппио пр., продвигаясь к центру 2 такта

Кавалеры повторяют всю эту часть.

Часть 3.(все)

2 фьоретто л., пр., приближаясь к центру 2 такта

Семидоппио л., приближаясь к центру 2 такта

2 фьоретто пр., л., отступая 2 такта

Семидоппио пр., поворачиваясь вправо 2 такта

Тройная рипреза л., каденца л.,

трабукетто пр. 2 такта

поворот влево на л. семидоппио 2 такта

Тройная рипреза пр., каденца пр.,

трабукетто л. 2 такта

Поворот вправо на пр. семидоппио 2 такта

2 пассо грави л., пр., отступая 2 такта

Семидоппио л., продвигаясь к центру 2 такта

2 пассо грави пр., л., отступая 2 такта

Семидоппио пр., продвигаясь к центру 2 такта

Часть 4. (дамы)

(Правым плечом в центр)

2 шага боком л., пр., быстрое левое

трабукетто 2 такта

Правое семидоппио вперед 2 такта

(Левым плечом в центр)

2 шага боком пр., л., быстрое правое

трабукетто 2 такта

Левое семидоппио вперед 2 такта

(Меняясь местами)

Тройная рипреза л., каденца л.,

трабукетто пр. 2 такта

поворот влево на л. семидоппио 2 такта

Тройная рипреза пр., каденца пр.,

трабукетто л. 2 такта

Поворот вправо на пр. семидоппио 2 такта

Кавалеры повторяют то же.

Часть 5.(все вместе)

(Пары под правые руки)

2 фьоретто л.,пр., л. семидоппио,

поворачиваясь вправо 4 такта

( Пары под левые руки)

2 фьоретто пр., л., пр. семидоппио,

кружась влево 4 такта

Тройная рипреза л., каденца л.,

трабукетто пр. 2 такта

поворот влево на л. семидоппио 2 такта

Тройная рипреза пр., каденца пр.,

трабукетто л. 2 такта

Поворот вправо на пр. семидоппио 2 такта

2 пассо грави л., пр., отступая 2 такта

Семидоппио л., продвигаясь к центру 2 такта

2 пассо грави пр., л., отступая 2 такта

Семидоппио пр., продвигаясь к центру 2 такта

Короткая риверенца на последний аккорд.

Как исполнять шаги.

Риверенца breve in saltino /короткая с подскоком - прим. пер./: В начале первого такта вес находится на правой ноге, а левая - немного впереди. Отведите ее назад, это займет у вас половину первого такта. На первый счет второго такта немного согните колени. Затем немного подпрыгните и приземлитесь с прямыми коленями и спиной, в первой позиции.

Сегвито семидоппио: Этот шаг, называемый для кратости просто семидоппио. Используется на протяжении всего танца и занимает два такта. На первый счет первого такта шагните вперед на левый носок, на третий - на правый носочек. На первый счет второго такта шагните вперед на левую ногу на всю стопу, а на второй - поставьте правую ногу так, чтобы ее носок был на одном уровне с левой пяткой, и приподнимитесь на цыпочки. На третий счет шагните левой ногой дюйма на два вперед /5 см. - прим. пер./ на всю стопу. Это доппио - очень живое и веселое. Правое доппио выполнякется так же, но начиная с правой ноги.

Фьоретто спеццато: Каждое фьоретто занимает один такт. Его можно делать вперед, назад, или на месте. Чтобы сделать его на месте, подпрыгните на носке правой ноги, вынеся левую немного вперед. На второй счет, опустите левый носок и коснитесь им земли за правой пяткой. На третий счет перепрыгните на левый носочек, но так чтобы он оказался на одном уровне с правым и вынесите вперед правую ногу. Когда вы делаете левое фьоретто вперед, вы, приземляясь на левый носок, опускаете его на несколько дюймов впереди правой ноги, и, аналогично, когда вы делаете фьоретто назад, вы просто опускаете левый носок сзади, за левой пяткой. Правое фьоретто исполняется так же, но с других ног.

Тройная рипреза (рипреза сотопье): Она занимает два такта. Чтобы начать исполнять правую рипрезу, встаньте на правую ногу, с левой, вынесенной вперед. На первый счет прыгните на левую ногу, убирая правую назад. На второй счет подбейте правым носком левую пятку, опять выбрасывая левую ногу. На третий счет прыгните в левую сторону на левую ногу, убирая правую, а на четвертый такт опять подбейте левую ногу. В течение первого и второго счетов второго такта повторите еще раз те же действия. Теперь вы стоите на правой ноге, с левой вынесенной вперед. Сделайте левую каденцу - маленький прыжок в левую сторону так, чтобы приземлиться в первой позиции. На четвертый счет сделай те быстрое трабукетто вправо. Правая рипреза делается так же, но в другую сторону, с другой ноги.

Пассо граве: Каждый из этих медленных шагов занимает один такт. Их надо исполнять с плавной величавостью. На первый счет шагните вперед или назад - смотря что от вас требуется -на всю стопу, самую чуточку приподнимаясь на носки и перенося вес на эту ногу.

Поворот на семидоппио: Когда вы делаете первый маленький шажок на носочках, вы разворачиваетесь на 180 градусов. На второй шажок на носочках вы довершаете поворот, и потом уже шагаете прямо вперед. Надо оговорить, что Негри называет шаги, которые используются в этом танце, "сегвито ординарио", а Карозо - "сегвито семидоппио", применяя определение "ординарио" к другому, менее замысловатому шагу. Я, чтобы избежать путаницы, пользуюсь его терминологией, и называю этот шаг "семидоппио" /так же, как и мы - прим. пер./.

Короткая завершающая риверенца: Ее исполняйте так же, как и ту, что в начале танца, только вместо прыжка просто приподнимайтесь на носки и опускайтесь в конце.

Движения рук: Они довольно-таки скромные и умеренные. Руки выше локтя вообще не двигаются, в основном, работает только кисть. Во время поворота, правда, они могут быть более активными, дабы подчеркнуть резкость движения. Завершив поворот, можно повернуть руку ладонями вверх. В начале фьоретто руки надо потянуть в направлении, противоположном ведущей ноге, в то время как голова как раз сонаправленна с ней. В конце фьоретто и голова и руки идут в другую сторону.

Во время тройной рипрезы руки "показывают" в сторону, противоположную той, в которой танцор двигается. Приземлившись на каденцу, поверните руки ладонями вверх. Во время трабукетто протягивайте руки тоже в противоположную сторону. Во время пассо граве руки плавно двигаются, вместе с шагающей ногой. Во время короткой риверенцы, руки описывают полукруг, двигаясь сначала вверх потом вниз - очень умеренно, заканчивая изящным движением кисти.

ВИЛЛАНОС (ЧЕЗАРЕ НЕГРИ).

Это - тоже испанский танец народного происхождения. Чезаре Негри называет его (используя обычный итальянский уменьшительный суф-фикс) "Вилланикко". Итальянские мастера иногда используют в терминологии уменьшительный суффикс для тех танцев, которые были ускорены по сравнению с теми, из которых произошли. Так же вот случилось с испанской паваной и произошедшей от нее паванильей. Версия Негри - для четырех танцоров, но он говорит нам, что, поскольку танец очень живой и веселый, число участников можно по желанию увеличивать до сколь угодно большого. Если угодно, восемь образуют чудесный ансамбль. В танце шесть фигур, и третья повторяется дважды - сначала одними кавалерами, затем - дамами.

Часть первая.

Танцоры стоят по углам квадрата, дамы - справа от кавалеров. В первой части - две связки по 4 такта в двухдольном размере. Танец начинается с риверенцы в центр. Риверенца занимает 2 такта, за ней следуют два сегвито семидоппио (каждое - по такту), в течение коорых танцоры поворачиваются каждый вокруг собственной оси. В течение следующих двух тактов они схдятся в центр на одно левое семидоппио, за которым следуют 4 шага вприпрыжку (пр., л., пр., л.) на месте. Седьмой такт занимают два фьоретто спеццато назад, а во время восьмого такта танцоры поворачиваются вокруг правого плеча на правом семидоппио. Теперь они стоят на своих местах.

В дальнейшем я опускаю перед слово "сегвито" перед "семидоппио".

Часть вторая.

В этой части также 8 тактов. Танцоры образуют круг лицом наружу и, взявшись за предплечья, на первые четыре такта идут по часовой стрелке четырьмя семидоппио (л., пр., л., пр.). Потом они отпускают руки и оборачиваются через правое плечо в центр. На еще одно семидоппио они идут лицами в центр, подгадывая так, чтобы к концу пятого такта оказаться на своих местах, лицом в центр.

Шестой такт занимают четыре шага на месте вприпрыжку (пр., л., пр., л.), а седьмой - 2 фьоретто назад. В течение восьмого такта они разворачиваются через правое плечо на правом семидоппио, и опять оказываются на своих местах.

Часть третья.

Эта часть состоит из шестнадцати тактов. Сначала эту часть исполняют только кавалеры, затем - дамы, то же самое. В течение первых двух тактов два танцора сходятся на два медленных шага(л., пр.) и одно левое семидоппио. За этим следуют два шемпио с точкой назад (пр., л.), которые займут один такт, и две быстрые континенцы (пр., л.), по пол-такта каждое. В течение пятого такта два танцора исполняют, повернувшись правым плечом в центр, пр. рипрезу-минуиту. Потом они быстро разворачиваются лицом в центр и делают четыре шага вприпрыжку на месте. Седьмой такт - это два фьоретто назад, а восьмой - поворот на правом семидоппио, так что танцоры займут свои изначальные места.

Часть четвертая.

Партнеры поворачиваются друг к другу и, взявшись под правые руки, кружатся по часовой стрелке на два семидоппио. Это занимает два такта. Затем партнеры отпускают руки, легко кланяются и совершают поворот каждый вокруг собственной оси влево еще на два семидоппио. Затем партнеры опять поворачиваются лицом друг к другу и исполняют две рипрезы-минуиты (л., пр.) в противоположном направлении относительно друг друга. Затем они быстро оборачиваются к центру и в течение седьмого такта исполняют два фьоретто спеццато (пр., л.). На восьмой такт они совершают поворот вправо на одном правом семидоппио, возвращаясь таким образом на свои места.

Затем эта связка повторяется таким образом: кавалеры, оставив своих дам, поворачиваются к другим дамам. Взявшись под левые руки, пары кружатся против часовой стрелки на два семидоппио (пр., л.). Отпустив руки с поклоном, танцоры совершают поворот каждый вокруг собственной оси вправо на два семидоппио (пр., л. ). В течение пятого и шестого тактов, лицом к лицу, они исполняют две рипрезы -минуиты в противоположном направлении (пр., л.) . За этим следуют два фьюретто лицом в центр и поворот на правое семидоппио.

Часть пятая.

Эта связка состоит из восьми тактов. Танцоры образуют круг, лицом наружу и взявшись за руки, как в части второй части. В течение первых четырех тактов они кружатся против часовой стрелки на четыре семидоппио. Отпустив руки, они быстро оборачиваются лицом в центр. В течение пятого и шестого тактов они совершают поворот вокруг левого плеча на два медленных шага (л., пр.) и семидоппио (л.). В течение седьмого и восьмого тактов танцоры точно также совершают поворот вокруг правого плеча на два медленных шага (пр., л.) и семидоппио (пр.). Они опять стоят в своих углах.

Часть шестая.

Заключение.

Часть состоит из восьми тактов и почти в точности повторяет третью часть, с тем только различием, что танцоры двигаются все вместе. В конце этой связки есть аккорд в арпеджио, в течение которого танцоры делают короткую риверенцу в центр.

Порядок шагов.

Часть первая

Первая связка с повторением:

Риверенца 2 такта

2 семидоппио л., пр., поворачиваясь

вокруг левого плеча 2 такта

л. семидоппио в центр, четыре

прыжка пр., л., пр., л. 2 такта

два фьоретто назад - пр., л., поворот

на пр. семидоппио вокруг пр. плеча 2 такта

Часть вторая

В кругу лицами наружу

4 семидоппио влево 4 такта

поворот вокруг левого плеча на

л. семидоппио, 4 прыжка пр., л., пр., л. 2 такта

2 фьоретто пр., л., поворот вокруг

правого плеча на семидоппио пр. 2 такта

Часть третья

Сначала только кавалеры, потом только дамы

2 медленных шага л., пр., семидоппио

л. в центр 2 такта

2 шемпио назад пр., л., 2 континенцы пр.,л. 2 такта

рипреза-минуита пр., 4 прыжка пр., л., пр., л. 2 такта

2 фьоретто пр., л., поворот вокруг правого

пр. плеча на семидоппио пр. 2 такта

(дамы повторяют то же)

Часть четвертая

Кружение вправо на два семидоппио л., пр. 2 такта

Поворот вокруг л. плеча на 2 семидоппио

л., пр. 2 такта

2 рипрезы-минуиты л., пр. 2 такта

два фьоретто пр., л., поворот вокруг пр.

плеча на правое семидоппио 2 такта

Смена партнера

Кружение под левые руки на два

семидоппио пр., л. 2 такта

поворот вокруг правого плеча на

2 семидоппио пр., л. 2 такта

2 рипрезы-минуиты пр., л. 2 такта

два фьоретто пр., л. ,поворот вокруг

правого плеча на л. семидоппио 2 такта

Часть пятая

В кругу, лицом наружу

4 семидоппио влево 4 такта

поворот вокруг левого плеча на 2

медленных шага л., пр., семидоппио л. 2 такта

поворот вокруг пр. плеча на 2 медленных

шага, пр. семидоппио 2 такта

Часть шестая, заключительная

2 медленных шага л., пр., л. семидоппио

в центр 2 такта

шемпио назад пр., л., 2 континенцы пр.,л. 2 такта

рипреза-минуита пр., 4 прыжка пр.,л.,пр.,л 2 такта

2 фьоретто пр., л., поворот вокруг пр. плеча

на пр. семидоппио 2 такта

Короткая риверенца.

Как исполнять шаги.

Мецца-риверенца: Она занимает два такта. Стоя на правой ноге с левой ногой, выдвинутой вперед на несколько дюймов, оставайтесь неподвижными в течение первого и второго счетов. Затем отведите эту ногу назад, склоняясь в поклоне. В течение первой половины второго такта сначала согните колени, а затем, перенося вес на левую ногу, выпрямьте их. На третий счет второго такта перенесите вес на правую ногу, и подтяните к ней левую ногу, приподнимаясь на цыпочки выпрямляясь. В конце опуститесь на всю стопу.

Сегвито семидоппио: Один шаг семидоппио занимает один такт из четырех счетов. На первый счет легко шагните вперед на левый носок, а нав творой счет сделайте точно такой же шаг с правой ноги. На третий счет шагните на всю стопу левой ноги и поставьте рядом с пяткой этой ноги другую, правую, на носочек. На четвертый счет шагните немного вперед левой ногой, опять на всю стопу. Правая нога у нас как бы приставлена, и можно начинать с нее правое семидоппио.

Поворот на правое семидоппио: На каждый из первых двух шажков семидоппио мы поворачиваемся примерно на одну треть. На третий шаг мы завершаем поворот и доделываем семидоппио вперед.. Когда поворот исполняется на два семидоппио, круг, описываемый при повороте - немного шире, а шаги - чуть меньше.

Четыре прыжка: Каждый из них - прыжок на одной ноге, сопровождаемый выбросом другой ноги вперед, причем носочек - вытянут.

Семидоппио в кругу: Танцоры стоят в кругу, обхватив друг друга за предплечья, и выполняют семидоппио по кругу против часовой стрелки следующим образом. На первый счет они делают шаг влево в сторону на носочек. На второй счет нужно сделать шаг левой ногой тоже на цыпочках, но накрест, перед левой. Далее мы опять делаем шаг левой ногой на всю стопу, и ставим правую ногу позади левой, в пятую левую позицию. На четвертый счет мы опять делаем шаг левой ногой, опускаясь. Затем следует правое семидоппио. На первый счет мы шагаем с правой ноги (на цыпочках), накрест перед левой. На второй счет шагните в сторону левой ногой на цыпочках. На третий счет шагните правой ногой на всю стопу накрест позади левой. Поставьте левую ногу в пятую левую позицию. Сделайте маленький шажок правой ногой на всю стопу перед левой. Это - правое семидоппио. Повторите все это еще раз: левое и правое семидоппио, точно такие же как вышеописанные, и ваше кружение влево закончится.

Фьоретто спеццато: В вилланос все фьоретто исполняются назад. Чтобы исполнить правое фьоретто, подпрыгните на левом носочке и вынесите правую ногу вперед, на высоте несколько дюймов от земли. Это надо сделать на счет "раз", на счет "и" проведите правы носок назад, за левый каблук. На счет "два" подпрыгните на правой ноге, вынося левую вперед, для левого фьоретто. В этом танце всегда исполняется сначала правое фьоретто, а затем левое.

Медленные шаги: Каждый шаг занимает пол-такта. Шагните вперед на несколько дюймов, на всю стопу левой ноги, немного разворачиваясь влево, и приподнимаясь на носки на второй счет. Затем, на третий и четвертый счет идет правый шаг вперед.

Быстрые континенцы: Вместе пара быстрых континенц занимает один такт. На первый счет вытяните правую ногу вправо на несколько дюймов, сгибая колени. На второй счет подтяните левую ногу к правой в первую позицию, приподнимаясь на носки. Левая континенца исполняется точно так же влево в течение третьего и четвертого счетов.

Шемпио: Пара шемпио занимает один такт. На первый счет шагните назад на правую ногу на всю стопу, а на второй такт присоедините к ней левую, приподнимаясь на носки. Левое шемпио исполняется также в течение третьего и четвертого тактов. Корпус разворачивается сначала слегка вправо, а затем - влево.

Движения рук: Риверенцу нужно сопровождать грациозными движениями рук. Если кавалер - в историческом костюме и, следовательно, в головном уборе, ему нужно делать так. В течение первого и второго счетов, он поднимает левую руку к шляпе и берет ее за поля. На третий и четвертый счет он снимает шляпу и опускает ее вниз и от себя. На первые два счета второго такта он поднимает шляпу по той же траектории и надевает на голову. В течение следующих двух счетов он опять опускает руку. Движения дамы более просты. Сначала она просто поднимает правую руку наверх и к себе, и затем отводит ее вниз и от себя. Если у кавалера нет головного убора, он делает то же самое, но левой рукой.

Когда танцор исполняет левое семидоппио, он должен сопровождать первые два шага семидоппио движениями руки слева вправо, а последние два - более широким движением руки от предплечья влево. Другую руку нужно слегка согнуть локтем от себя, а затем медленно выпрямить, готовясь к правому семидоппио.

При повороте на семидоппио та рука, вокруг которой мы не поворачиваемся, подчеркивает быстрый поворот, другая же рука в конце двигается наружу для симметрии.

Во время фьоретто голова поворачивается в сторону выброшенной ноги, а руки протягиваются в противоположном направлении

При рипрезе голова и руки поворачиваются в направлении, противоположном движению.

В качестве музыкального сопровождения для этого танца я выбрала необыкновенной красоты испанскую мелодию вместо менее интересной, приведенной Негри.

ПАВАНИЛЬЯ (КАРОЗО).

(испанская павана).

Чезаре Негри дает нам два примера испанской паваны, один из этих танцев называется Pavaniglia a la Romana , а второй - Pavaniglia al modo di Milano / Римская паванилья и Паванилья на миланский манер - прим. пер./. Третья версия этого танца принадлежит Фабрицио Карозо, и называется просто паванилья. И у этого варианта есть одно преимущество перед прочими: он чудесно ложится на прекрасную одноименную мелодию Антонио де Кабецона (1550г.) . В этом танце 16 частей. Пять из них повторяются с другой ноги. У Карозо этот танец -для двоих исполнителей, которые начинают рука об руку лицом к зрителям, в середине танца расходятся, и вновь сходятся в конце. Танец - в двудольном размере, с двумя половинными нотами за такт. Он, в отличие от торжественной паваны, предназначенной для процессий, очень веселый и быстрый.

Часть 1.

Партнеры стоят бок о бок, слегка развернувшись друг к другу, дама - справа от кавалера. Они держатся за руки. В каждой части -16 тактов. Начинается танец с гранд-реверанса (риверенца граве), который занимает 8 тактов. Затем следует пара континенц по два такта (л., пр.). Когда вы опуститесь на пятки после второй континенцы, вынесите вперед левую ногу на высоте примерно два дюйма над полом / 5 см - прим. пер./ . Во время тринадцатого такта отведите ее же назад, согните колени и приподнимитесь на носки. Это - быстрая риверенца (риверенца преста). В течение четырнадцатого такта подпрыгните на правой ноге и вынесите вперед левую ногу, на пол-такта уберите ее назад. Итальянцы называют этот шаг цопетто ( хромой прыжок), мы для краткости сохраняем это название. В течение пятнадцатого такта мы делаем правую гальярду, которую Карозо многословно называет "passo largho fermato in gagliarda" /"широкий шаг на месте в сильной манере", вообще "gagliarda", гальярда, слово однокоренное в итальянском со словом "веселый" - прим. пер./ В течение последнего такта исполните правую каденцу, приземлившись в первой позиции.

Часть 2.

Все части этого танца, кроме первой начинаются с ряда шагов, которые занимают четыре такта, с той только разницей, что иногда они начинаются с левой, а иногда - с правой ноги. Также последние четыре такта каждой части повторяются во всех частях, кроме заключительной. Когда заучишь повторячющуюся часть,остается запомнить только средние восемь тактов. Во второй части партнеры тоже стоят лицом вперед, рука об руку. Первый и второй такты - это пунтата граве, медленный левый шаг вперед. В третьем такте шагните вперед на всю стопу правой ноги, и выбросьте вперед левую ногу на высоте два дюйма над землей. Затем, приподнимаясь на носке правой ноги, быстро отведите левую ногу назад, за правую. Еще на пол-такта согните колени и быстро приподнимитесь на носки. Это - быстрый полу-реверанс, мецца-риверенца преста. На этом заканчивается третий такт. На четвертый такт сделайте подбив правой ноги (сотто пье), и завершите правой каденцей, так чтобы приземлиться в третью левую позицию.

Средние восемь тактов - это восемь фьоретто вперед, начиная с правой ноги. Завершающие 4 такта такие. Первый такт - это правая каденца, после которой мы оказываемся в третьей левой позиции. Второй такт - это правое цопетто, подпрыгивая на левой ноге. Третий такт - это левый гальярдовый шаг, а последний такт - правая каденца, после которой мы приземляемся в первую позицию.

Часть 3.

Она - точно такая же, как и предыдущая, но начинается с правой ноги, а не с левой. Восемь фьоретто с левой ноги делаются не вперед, а назад (слегка разворачиваясь корпусом из стороны в сторону), и таким образом продвижение назад во второй части компенсируется. Во время четырнадцатого и пятнадцатого тактов дама вместо цопетто и гальярды исполняет три трабукетто. Но лично мне кажется, что симметричнее было бы, если бы она ипсолняла те же шаги, что и кавалер.

Часть4.

Эту часть кавалер начинает с левой ноги, а дама - с правой. Четыре первые такта - все те же. Во время средних восьми тактов они поворачиваются лицом к лицу и танцуют, держась за руки, но двигакясь в разные стороны. Я описываю партию кавалера, дама делает все точно то же с другой ноги. В течение пятого такта танцор исполняет два балцетти на носках в первой позиции в левую сторону. Затем, в течение шестого такта он делает 2 костатетти влево и вправо, одновременно подпрыгивая на другой ноге. Седьмой и восьмой такты - это, соответственно, 2 балцетти вправо и два костетти (пр. и л.). Девятый такт - это балцетти влево и вправо, такт десятый - два костатетти влево и вправо. Одиннадцатый и двенадцатый такты - это два рекккачиато с левой и правой ног. Затем танцоры разворачиваются лицом вперед и исполняют повторяющиеся четыре такта, причем с разных ног: кавалер с левой, а дама - с правой ноги. Карозо советует даме, если она не столь проворна, как кавалер, заменить в средней части костатетти на два трабукетто, а реккачиато - на два медленных шага назад (пассо граве). Но, опять-таки, я полагаю, что, если танцоры держатся за руки, то лучше им исполнять олинаковые движения. Если у дамы очень длинные и неудобные юбки, то она может просто делать костатетти и реккачиато не так высоко.

Часть 5.

Она повторяет четвертую фигуру, но кавалер начинает с правой ноги, а дама - с левой. Также в повторяющейся части пассо граве и цопетто делаются не вперед, а назад.

Часть 6.

В этой части танцоры начинают повторяющуюся часть оба с левых ног. Середина такая: пятый такт - это два балцетти (л. пр.), а шестой такт - сотто пье и левая каденца. Седьмой и восьмой такты - три трабукетто (пр. ,л., пр.) и л. сотто пье. Вместе это называется "гроппо". Это - первая половина меняющейся части. Вторая половина повторяет первую с правой ноги. Заключение все то же - пр. каденца, цопетто, л. гальярда и пр. каденца, после которой мы оказываемся в первой позиции.

Часть 7.

Это - точное повторение шестой части, но с правой ноги.

Часть 8.

Танцоры исполняют начало с левой ноги. В конце первых четырех тактов кавалер, поцеловав руку дамы, отпускает ее. В течение следующих восьми тактов они расходятся на фьоретто вперед, двигаясь по S-образной траектории, причем кавалер возвращается на исходное место, дама же занимает позицию ровно напротив него. Заключение все то же, его они исполняют лицом к лицу. Дама может делать три трабукетто и каденцу. А про кавалера Карозо говорит, что вместо обычной каденцы танцор должен делать два быстрых кабриоля (кабриоля престе).

Часть 9.

Стоя лицом к лицу, партнеры исполняют обычное начало с левой ноги, но в такте четвертом вместо обычной каденцы танцоры убирают правую ногу назад. Средняя часть такая во время пятого такта развернитесь немного вправо и прыгните на правую ногу, а левую вынесите накрест поперек правого колена затем перепрыгните на нее влево. В шестом такте подбейте левую ногу правой и подпрыгните на ней, сделайте левое цопетто. В течение седьмого и восьмого тактов повторите все точно то же с другой ноги и двигаясь вправо. Девятый и десятый такт точно повторяют пятый и шестой. Одиннадцатый такт это прыжок на левой ноге и два кампанелле с правой ноги. Двенадцатый такт это два кампанелле с левой ноги. После них уберите ногу. Заключение прежнее.

Часть 10.

Эта фигура, опять-таки, повторяет предыдущую, но с другой ноги.

Часть 11.

В этой части танцоры остаются на своих позициях друг напротив друг друга. Начало - с левой ноги. Средние восемь тактов, отведенные для дамы, разительно отличаются от партии кавалера. Заключение обычное. Сначала рассмотрим партию кавалера. В пятом такте кавалер делает правое фьоретто с разворотом на 90 градусов влево. Шестой такт - левое сотто пье влево (без каденцы) и быстрое левое цопетто, подпрыгивая на правой ноге. Седьмой такт это опять сотто пье, на этот раз вправо и правое трабукетто. Восьмой такт это левое трабукетто и правое цопетто, после чего он быстро разворачивается левым плечом к партнеру на левом фьоретто и далее используя другую ногу. Небольшая сложность заключается в том, что после всего этого у танцора оказывается свободна не та нога, которая нужна, но этого можно избегнуть, исполняя вместо второго трабукетто мецца-риверенцу.

Вариация дамы - грациозно величавая. Она составляет разительный контраст с партией кавалера. В пятом такте она исполняет левое трабукеттоо с прыжком. Это - трабукетто граве. В течение шестого такта она исполняет такое же трабукетто вправо. Седьмой такт - это медленный шаг вперед с левой ноги. Правую ногу она подтягивает, приподнимаясь при этом на носки. В течение восьмого такта дама исполняет мецца-риверенцу, в конце поднимаясь на носки и опускаясь. Следующие четыре такта - это то же самое, но начиная с другой ноги, правой. Заключение начинается для обоих танцоров с правой каденцы, после которой правая нога оказывается за левой, затем следует правое цопетто и левая гальярда.

Часть 12.

Двенадцатая часть повторяет одиннадцатую, но начинается с другой ноги.

Часть 13.

Эта часть опять же начинается с левой ноги и исполняется кавалером и дамой независимо друг от друга на разных концах сцены.. Партия кавалера такова. В начале пятого такта он делает быстрый поворот влево на носках. Затем следует правое цопетто и, в шестом такте, левое сегвито финто, после чего кавалер разворачивается к даме другим боком. Седьмой такт - это правое сегвито финто и левое цопетто. Девятый такт - это три быстрых шага (пассо престо) вправо, после чего он разворачивается на правом носке вокруг левого плеча. Десятый такт - три пассо престо влево и разворот на левом носке на 90 градусов. В течение одиннадцатого и двенадцатого тактов он делает два фьоретто (пр., л.) лицом к партнерше.

Вариация дамы менее сложная, но если ее исполнять с должной грацией, она гораздо более красивая. Она вся исполняется на скорси. Дама описывает восьмерку, начиная двигаться влево. Заключение обычное, с правой ноги.

Часть 14.

Эта часть начинается с другой ноги и повторяет часть 13. / следует ли из этого, что дама двигается здесь сначала вправо, а потом влево?.. - прим. пер./

Часть 15.

Танцоры лицом к лицу исполняют с левой ноги начало. Средние восемь тактов - это восемь фьоретто вперед, начиная с правой ноги. Последние два фьоретто кавалер делает на месте, каждое с разворотом на 180 градусов, а дама на эти же два фьоретто ,двигаясь по часовой стрелке, занимает место справа от кавалера. Они берутся за руки и исполняют заключение.

Часть 16.

Танцоры занимают теперь исходные позиции. Они исполняют начало, начиная с правой ноги. В течение пятого и шестого тактов они делают з медленных шага вперед (л., пр., л.) и выбрасывают вперед правую ногу с хорошо вытянутым носочком. В седьмом и восьмом тактах они удаляются назад на три медленных шага (пр., л., пр.) и выбрасывают левую ногу. Следующие восемь тактов - это гранд-реверанс.

Испанская павана - это превосходный пример испанских придворных танцев эпохи Ренессанса. Но, хотя здесь она приведена полностью, исполнители могут по желанию и сократить ее, выбрав любые части по своему усмотрению, например, первые и последние две. Конечно не стоит забывать о том, что в четвертой части танцоры используют противоположные ноги.

Порядок шагов.

Часть 1.

Гранд реверанс 8 тактов

2 конитненцы л.,пр. 4 такта

быстрая риверенца л.

и цопетто л. 2 такта

гальярда пр.; каденца пр. 2 такта

Часть 2.

Пунтата граве л. 2 такта

Медленный шаг пр.

и мецца-риверенца л. 1 такт

Соттто пье пр. и каденца пр. 1 такт

8 фьоретто вперед пр., л. 8 тактов

каденца пр. (в третью позицию) 1 такт

пр. цопетто 1 такт

гальярда л. 1 такт

пр. каденца 1 такт

Часть 3.

Повторение части 2 с другой ноги, 8 фьоретто л., пр.

делаются назад.

Часть 4.

Танцоры начинают с разных ног: кавалер с л., дама - с пр.

Пунтата граве л. 2 такта

Медленный шаг пр.

и мецца-риверенца л. 1 такт

Соттто пье пр. и каденца пр. 1 такт

Вариация:

Держась за руки, лицом друг к другу

2 балцетти (кававлер - л., дама - пр.) 1 такт

2 костатетти(к. - л., пр., д. - пр., л.) 1 такт

2 балцетти(к. - пр., д. - л.) 1 такт

2 костатетти (к. - пр., л., д. - л., пр.) 1 такт

2 балцетти (к. - л., пр., д. - пр., л.) 1 такт

2 костатетти (к. - л., пр., д. - пр., л.) 1 такт

2 рекаччиате (к. - л., пр., д. - пр., л.) 2 такта

Лицом вперед:

каденца пр. (в третью позицию) 1 такт

пр. цопетто 1 такт

гальярда л. 1 такт

пр. каденца 1 такт

Часть 5.

Повторение четвертой части, кавалер - с пр. ноги, дама - с л.

Часть 6.

Лицом вперед, оба партнера - с левой ноги

Пунтата граве л. 2 такта

Медленный шаг пр.

и мецца-риверенца л. 1 такт

Соттто пье пр. и каденца пр. 1 такт

Вариация:

2 балцетти л., пр. 1 такт

сотто пье л., каденца л. 1 такт

гроппо пр. 2 такта

2 балцетти пр., л. 1 такт

сотто пье пр., каденца пр. 1 такт

гроппо л. 2 такта

каденца пр. (в третью позицию) 1 такт

пр. цопетто 1 такт

гальярда л. 1 такт

пр. каденца 1 такт

Часть 7.

Повторение шестой части с пр. ноги

Часть 8.

Пунтата граве л. 2 такта

Медленный шаг пр.

и мецца-риверенца л. 1 такт

Соттто пье пр. и каденца пр. 1 такт

Проход

Партнеры отпускают руки и расходятся

8 фьоретто вперед пр., л. 8 тактов

Кавалер здесь, поворачивая влево идет в заднюю часть сцены, а дама - переднюю, тоже поворачивая влево.

каденца пр. (в третью позицию) 1 такт

пр. цопетто 1 такт

гальярда л. 1 такт

пр. каденца (кавалер вместо каденцы

делает два кабриоля ) 1 такт

Часть 9.

Партнеры стоят лицом друг к другу на разных концах сцены

Пунтата граве л. 2 такта

Медленный шаг пр.

и мецца-риверенца л. 1 такт

Соттто пье пр. и каденца пр. 1 такт

Вариация:

Л. накрест и л. сотто пье 1 такт

Цопетто л. 1 такт

Пр. накрест и пр. сотто пье 1 такт

Цопетто пр. 1 такт

Л. накрест и л. сотто пье 1 такт

Цопетто л. 1 такт

2 кампанелле пр. 1 такт

2 кампанелле л. 1 такт

каденца пр. (в третью позицию) 1 такт

пр. цопетто 1 такт

гальярда л. 1 такт

пр. каденца 1 такт

Часть 10.

Повторение части 9, но с правой ноги

Часть 11.

Пунтата граве л. 2 такта

Медленный шаг пр.

и мецца-риверенца л. 1 такт

Соттто пье пр. и каденца пр. 1 такт

Вариация кавалера ( правым боком) :

Фьоретто пр. 1 такт

Сотто пье л., цопетто престо л. 1 такт

Сотто пье пр., трабукетто пр. 1 такт

Трабукетто л., цопетто престо пр. 1 такт

(левым боком):

Фьоретто л. 1 такт

Сотто пье пр., цопетто престо пр. 1 такт

Сотто пье л., трабукетто л. 1 такт

Трабукетто пр., цопетто престо л. 1 такт

Одновременно с этим вариация дамы:

Трабукетто л., прыжок л. 1 такт

Трабукетто пр., прыжок пр. 1 такт

Медленный шаг с л. с подтягом пр. 1 такт

Мецца-риверенца пр. 1 такт

Трабукетто пр., прыжок пр. 1 такт

Трабукетто л., прыжок л. 1 такт

Медленный шаг с пр. с подтягом л. 1 такт

Мецца-риверенца л. 1 такт

каденца пр. (в третью позицию) 1 такт

пр. цопетто 1 такт

гальярда л. 1 такт

пр. каденца 1 такт

Часть 12.

Повторение 11, но с пр. ноги.

Часть 13.

Лицом друг к другу на разных концах сцены

Пунтата граве л. 2 такта

Медленный шаг пр.

и мецца-риверенца л. 1 такт

Сотто пье пр. и каденца пр. 1 такт

Вариация кавалера ( пр. боком):

Цопетто пр. 1 такт

Сегвито финто л. 1 такт

Сегвито финто пр. 1 такт

Цопетто л. 1 такт

3 быстрых шага пр., л., пр., поворот 1 такт

3 быстрых шага л., пр., л., поворот 1 такт

фьоретто пр., л. 2 такта

Вариация дамы:

Восьмерка на скорси. Карозо называет это "una bella scorsa"

каденца пр. (в третью позицию) 1 такт

пр. цопетто 1 такт

гальярда л. 1 такт

пр. каденца 1 такт

Часть 14.

Повторение предыдущей с другой ноги

Часть 15.

Пунтата граве л. 2 такта

Медленный шаг пр.

и мецца-риверенца л. 1 такт

Сотто пье пр. и каденца пр. 1 такт

Проход:

8 фьоретто пр., л. 8 тактов

каденца пр. (в третью позицию) 1 такт

пр. цопетто 1 такт

гальярда л. 1 такт

пр. каденца 1 такт

Часть 16.

Пунтата граве л. 2 такта

Медленный шаг пр.

и мецца-риверенца л. 1 такт

Сотто пье пр. и каденца пр. 1 такт

3 медленных шага л, пр., л.,

пауза, выбросить пр. ногу 2 такта

3 медленных шага пр., л., пр.,

пауза, выбросить л. ногу 2 такта

Гранд реверанс 8 тактов

Как исполнять шаги.

Гранд реверанс: Он занимает 8 тактов. Стоя на правой ноге, с левой, немного выдвинутой вперед безо всякого веса на ней, оставайтесь неподвижны в течение первых двух тактов. В течение третьего и четвертого отведите левую ногу назад, так чтобы носок левой оказался на уровне с пяткой правой и склонитесь в изысканном поклоне. В течение пятого и шестого тактов перенесите вес на левую ногу, сгибая колени, а затем выпрямьте правую ногу. Во время седьмого такта перенесите вес опять на правую ногу, и подтяните одновременно левую, приподнимаясь на носки и выпрямляясь. В течение восьмого такта опуститесь на пятки.

Движения рук: Если кавалер - в историческом костюме и, следовательно, в головном уборе, ему нужно делать так. В течение первого и второго счетов, он поднимает левую руку к шляпе и берет ее за поля. На третий и четвертый счет он снимает шляпу и опускает ее вниз и от себя. На первые два счета второго такта он поднимает шляпу по той же траектории и надевает на голову. В течение следующих двух счетов он опять опускает руку. Движения дамы более просты. Сначала она просто поднимает правую руку наверх и к себе, и затем отводит ее вниз и от себя. Если у кавалера нет головного убора, он делает то же самое, но левой рукой.

Мецца-континенца: Каждая континенца занимает два такта. В первом такте вытяньте левую ногу влево на несколько дюймов, сгибая колени, во втором такте поставьте правую ногу к ней в первую позицию, приподнимаясь на носки. Потом опуститесь на всю стопу. Выполняйте правую континенцу точно также, двигаясь вправо.

Движения рук: Их изящно протягивайте в направлении, противоположном тому, в котором вы шагаете.

Быстрая риверенца (риверенца преста): На первый счет такта поставьте левый носок за правой пяткой, сгибая одновременно колени Затем приподнимитесь на носки, выпрямляя колени. Правая риверенца преста исполняется точно также, но с другой ноги.

Цопетто: Чтобы исполнить левое цопетто танцор подпрыгивает на правой ноге, вынося левую ногу вперед (или, иногда - назад). На третий счет опустите эту ногу на землю. В более сложном варианте цопетто можно делать вдвое быстрее. Так, в вариации кавалера в одиннадцатой части цопетто занимает всего пол-такта. Это - цопетто престо. Во время правого цопетто мы подпрыгиваем на левой ноге и выносим вперед правую ногу.

Шаг гальярды (пассо ларго ин гальярда): В этом танце гальярда идет за цопетто во всех частях кроме последней. Итак, левая гальярда, идущая за правым цопетто, исполняется так . На третьем счете четырнадцатого такта мы опустили правый носок и согнули колени. В пятнадцатом такте мы, напротив, выбросили вперед левую ногу с вытянутым носочком, и потом убрали ее назад, описав ногой широкий полукруг. Левая нога оказывается за правой в правой пятой позиции на первый счет пятнадцатого такта В то же мгновение приподнимитесь на носки с выпрямленными коленями. В конце такта согните колени, готовясь к правой каденце, которая последует далее, в шестнадцатом такте.

Каденца: Сам термин "каденца" обозначает паузу, или полную остановку после нескольких шагов. Чтобы исполнить левую каденцу, выбросьте вперед левую ногу, немного опережая первый счет, и подпрыгните так, чтобы обе ноги оторвались от земли, быстро перенесите левую ногу назад, за правую и приземлитесь в третью или четвертую позицию. Чтобы исполнить правую каденцу, поступайте точно также, только выбрасывайте правую ногу и приземляйтесь с левой ногой впереди. Когда случается так, что нога, которую надо выбрасывать в начале каденцы, уже выброшена вперед, быстро опустите ее в конце такта, предшествующего каденце, сгибая колени, чтобы не потерять потом равновесия.

Пунтата граве: Это довольно-таки странное и несоразмерное шемпио. Левая пунтата граве исполняется по диагонали влево. Шагните легко на пятку, оставив большую часть веса на правой ноге. На третий счет перенесите вес на левую ногу, сгибая оба колена и выдвигая вперед левое бедро. На четвертый счет подтяните правую ногу к левой, поднимаясь одновременно на носки и опускаясь в конце такта.

Пассо граве (медленный шаг): Он занимает один такт, и хотя в начале за ним следует левая быстрая мецца-риверенца, это - лишь добавочное украшение для этого величественого шага. На первый счет такта шагните на всю стопу правой ноги, и согните колени для мецца-риверенцы.

Мецца-риверенца преста: После того, как вы исполнили правый медленный шаг, делай те так. На второй счет выдвиньте левую ногу немного вперед и быстро уберите ее за правую. На третий счет согните колени, а на четвертый поднимитесь на носки. До конца такта мы остаемся без движения, вес равно распределен по обоим ногам. Там где танцор начинает с правой ноги (после медленного шага с левой, естественно), мецца-риверенца исполняется точно также, но с другой ноги.

Сотто пье: Чтобы исполнить правое сотто пье, прыгните вправо на правую ногу, одновременно поднимая левую сзади. На второй счет подбейте левой ногой правую, так чтобы правая оказалась поднятой на несколько дюймов над землей. Каждое сотто пье занимает пол-такта. Левое сотто пье делается также, но прыгаем мы на левую ногу.

Фьоретто: В части второй восемь фьоретто исполняются вперед, начиная с правой ноги. Чтобы исполнить правое фьоретто, подпрыгните на левом носочке и вынесите правую ногу вперед, на высоте несколько дюймов от земли. Это надо сделать на счет "раз", на счет "и" проведите правы носок назад, за левый каблук. На счет "два" подпрыгните на правой ноге, вынося левую вперед, для левого фьоретто. Если нужно, их можно исполнять с большим продвижением вперед.

Балцетти: А это - всего-навсего маленькие прыжки в сторону на обе ноги, после которых мы оказываемся в первой позиции.

Костатетти: Сначала танцор стоит в первой позиции. Затем он вытягивает левую ногу влево на небольшое расстояние (Карозо говорит, "на пол-шага"). Это движение исполняется еще до первого счета. А на первый счет мы уже перемещаем левую ногу на место правой, шаркнув ей по полу . Левая пятка теперь стоит у нас там же, где стояла правая. На второй счет подпрыгните на левой ноге, протягивая правую вправо. Это - одно левое костатетто. Правое следует за ним, точно такое же, но с другой ноги.

Рекаччиате: Чтобы исполнить левую рекаччиату, на первый счет уберите назад левую ногу, так чтобы она оказалась в воздухе, на высоте несколько дюймов над землей, и одновременно подпрыгните на правой. На второй счет со стуком опустите левый носочек за правой пяткой. На третий счет подбейте левой ногой правую, так чтобы она оказалась вынесенной вперед на высоте два дюйма над землей /около пяти сантиметров - прим. пер. / . В течение четвертого такта вы остаетесь в этом положении, стоя на всей стопе левой ноги. Чтобы исполнить правую рекаччиату, подпрыгните на левой ноге и уберите правую назад, и далее все точно также. Не забывайте, что в четвертой части, где мы встречаемся с костатетти и рекаччиате, дама танцует не стой же ноги, что и кавалер.

Гроппо: Гроппо занимает два такта, это три прыжка из стороны в сторону, причем мы убираем ногу назад. Когда мы исполняем правое гроппо, мы сначала прыгаем вправо, убирая одновременно левую ногу резким движением. На третий счет перепрыгните налево, убирая правую ногу. На первый счет второго такта прыгните на правую ногу вправо, опять убирая левую ногу, а на второй счет подбейте левой ногой правую, выбрасывая правую вперед. На третий счет опустите правую ногу в первую позицию. Исполняйте левое гроппо точно так же: прыжок влево, вправо, влево и подбить левую ногу/автор, очевидно, считает, что трабукетто - это прыжок (она так и переводит этот термин), именно поэтому выше и сказано, что гроппо - это три трабукетто и сотто пье - прим. пер./

Сегвито финто: Этот шаг встречается в вариации кавалера в тринадцатой части. Исполнив правое цопетто в такте пятом, танцор, стоя правым боком к партнеру, стоит на носках в течение четвертого счета, готовясь исполнить левое сегвито финто, которое занимает шестой такт. На первый счет этого такта, он плавным движением отводит назадлевый носок и ставит за правой пяткой, оставаясь на носочках с выпрямленными коленями. На второй счет он точно также отводит назад и правый носочек и ставит его в первую позицию. На третий счет он шагает вперед на всю левую ногу, ставя ее перед правой в пятую левую позицию, и опускает правую ногу ( т. е. она теперь не на носке, а на всей стопе). На четвертый счет, поднимаясь на носочки, танцор поворачивается вправо, так чтобы оказаться левым боком к партнеру. Теперь он стоит в правой пятой позиции. В течение седьмого такта он исполняет правое сегвито финто точно также, но начиная с правой ноги. На четвертый счет он он поднмается на носочках, но продолжат оставаться левым боком к даме, исполняя левое цопетто в течение восьмого такта.

Пасси прести (быстрые шаги): Они идут за левым цопетто, и танцор исполняет их очень легко и воздушно. Почти перепрыгивая с ноги на ногу. Первые два шага делаются на носках, а третий - на всю стопу (пр., л., пр. ) . Это занимает один такт. На четвертый счет танцор приподнимается на цыпочки, и поворачивается через правое плечо на 180 градусов влево, чтобы исполнить следующие три шага (л., пр. ,л. ) . в конце танцор поворачивается на 90 градусов вправо через правое плечо, чтобы оказаться лицом вперед, в ожидании пары фьоретто.

Фьоретти фьанчеджиати а пьеди пари( фьоретто в сторону): Каждое из таких фьоретто занимает один такт. Танцор стоит на левой ноге, а правая вытянута вправо на высоте несколько дюймов над землей. На первый счет он опускает правую ногу на землю, около левой, стукнув носком по полу, и одновременно поднимает в воздух левую ногу - всего на дюйм или около того /2,5 см. - прим. пер. / . На второй счет он переносит вес на левую ногу, опуская ее на землю и плавно поднимая правую в воздух. На третий счет танцор опускает на землю и правую ногу, но не на носочек, а на всю стопу. При этом он топает, и на этот топ приходится больший акцент, чем на предыдущий, а еще он вытягивает влево левую ногу, и остается в таком положении в течение четвертого счета. Это - правое фьоретто вбок, за ним следует такое же левое фьоретто. Все эти движения должны быть плавными и аккуратными.

Сегвити скорси: Из них состоит вся вариация дамы в тринадцатой части. На них дама описывает два круга, левый и правый. Это - ряд крошечных семенящих шажков на цыпочках. Когда дама описывает левую часть своей восьмерки, у нее всегда впереди левая нога, а правую она только подтягивает, а когда она двигается вправо, у нее впереди правая нога. Голова повернута том направлении, в котором дама двигается, а руки - изящно согнуты. Это прохождении смотрится очень эффектно.

Пасси грави: Они опять встречаются в последней части и занимают по такту каждый. Танцор шагает вперед дважды на всю стопу, а на третий счет - приподнимаясь на носки (л., пр., л.) На четвертый счет он останавливается, выбрасывая вперед правую ногу. За этим следуют три таких же шага назад (пр.. л.. пр.) и выброс левой ноги.

Кабриоле престе: Они завершают вариацию кавалера в восьмой части и занимают по пол-такта каждый. Нужно подпрыгнуть и сделать в воздухе "ножницы", так чтобы ноги скользнули в воздухе мимо друг друга трижды. Если не получается, можно вместо двух кабриолей обычную каденцу.

ХАЧАС (Танец с факелами).

В письме к своему мужу, Франческо, маркизу Мантуи, от третьего февраля 1502 года, Изабелла д'Эсте описывает празднования в честь свадьбы Лукреции Борджиа и Альфонсо д'Эсте: " Первое представление началось около шести часов... в перерыве танцоры плясали мориску, с большим воодушевлением и очень хорошо... Ее танцевали мавры, с зажженными факелами, и это было прелестно." Чезаре Негри приводит нам два примера этого танца, которые исполнялись при миланском дворе во время свадебных торжеств испанской инфанты Изабеллы и ее супруга, эрцгерцога австрийского Альберто. Я взяла второй из них, вместо однообразной мелодии, приведенной Негри, я взяла очаровательную старинную испанскую мелодию. Ее мотив повторяется, но не надоедает.

Негри описывает сложную церемонию начала танца. Сначала входят четыре музыканта, их сопровождают наемные солдаты-швейцарцы "в ливреях". За ними идут шесть пажей с зажженными факелами. Четверо из них образуют пары, еще двое идут по бокам "бога Любви". Он потом читает стихи, посвященные августейшей чете. За ними следуют шесть благородных кавалеров в венгерских костюмах, они тоже несут факелы. Они идут в парах, причем тот, что слева, несет факел в левой руке, а другой1 - в правой. Они исполняют фигуру под названием "Интрада", в конце которой они образуют полу-круг. Вздымая факелы в знак приветствия, они исполняют глубокий реверанс. Теперь они останавливаются, а божество Любви выходит вперед и читает свою довольно-таки длинную оду. Негри приводит ее текст также. Потом он удаляется в сопровожде-нии пажей, и начинается основной танец.

В том случае, если кто-то захочет исполнять танец без этих стихов, я могу предложить следующий вариант. Он не менее красив и впечатляющ.

Вход шести пажей.

Пажи, своего рода швейцары, входят колонной по парам, неся факелы в противоположных руках. Они появляются из-за кулис и двигаются по центру сцены. Они выходят вперед на два спеццато и одно сегвито семидоппио. Эта связка повторяется несколько раз по музыке. Затем все три левых танцора сворачивают влево и идут в левый задний угол сцены . Там же они и остаются до самого конца. Все танцоры, двигавшиеся справа, точно также заворачивая, идут в правый передний угол. Пажи останавливаются красивыми линиями. Теперь появляются шесть кавалеров, они тоже входят по парам, двигаясь по центру сцены. На тех же шагах, но только более маленьких они выходят в центр, но они приходят туда за количество шагов, которое требуется пажам, чтобы дойти до своих мест в углах, то есть ровно вдвое большее, чем чтобы дойти до центра сцены.

Теперь кавалеры начинают исполнять интраду. Левые и правые танцоры, двигаясь соответственно по диагонали вправо и влево (но и те и другие вперед), меняются местами, причем колонна немного продвигается вперед. Правые танцоры пропускают левых вперед. Затем они поворачиваются лицом друг к другу и исполняют два балцетти и четыре шага на месте (на носочках, слегка подпрыгивая, л., пр., л., пр. ). Это - первая связка, за ней следует повторение, когда они опять так же меняются местами, колонна опять продвигается вперед. Танцоры опять исполняют лицом друг к другу два балцетти (л., пр.) и четыре шага-прыжка. В течение второй связки это повторяется еще раз. Затем в течение четырех тактов они образуют полукруг, лицом к зрителям. Это исполняется так. Первая пара на два семидоппио идет наискосок влево, вторая - так же вправо, а третья просто продвигается вперед. Образовав такой полукруг, они вздымают в приветственном жесте факелы и в течение четырех тактов исполняют реверанс. На этом заканчивается интрада. Теперь танцоры образуют двойную линию, причем каждый поворачивается влево, правым боком к зрителям. Это происходит вовремя короткой паузы на заключительном аккорде. В каждой паре танцор, который слева, просто поворачивается на девяносто градусов вокруг левого плеча на правом носке, а другого танцора он обводит вокруг себя, выводя вперед - тот делает шаг с правой ноги. Теперь начинается собственно сам танец.

Часть первая.

В течение первой связки первая пара, а за ней и остальные расходятся направо и налево. Шаги - все те же, два спеццато и одно семидоппио с левой ноги и то же самое с правой. В течение повторения танцоры на два семидоппио сходятся в середине, занимая изначальные места и вновь оказываясь рука об руку. На оставшуюся часть повторения музыки партнеры поворачиваются лицом к лицу и исполняют два балцетти (л., пр.) и четыре прыжка, как в интраде. В течение первой половины второй связки все партнеры берутся под правые руки (переложив факелы в левые) и кружатся под руки на два семидоппио (л., пр.), так чтобы поменяться местами. Потом они исполняют две рипрезы минуиты (л., пр.). Во время повторения связки два первых танцора поворачиваются лицом ко вторым в своем ряду, и начинается шен на восемь спеццато. Танцоры по очереди подают друг другу правые и левые руки, каждый раз перекладывая факелы в другую руку. Достигнув конца цепочки, танцоры поворачиваются, описав петлю, как будто бы повернувшись с невидимым партнером.. Если противу ожиданий, танцоры дошли до своих мест быстрее, чем кончилась музыка, они могут заполнить оставшиеся такты или счеты, поворачиваясь на спеццато вокруг собственной оси. В каждой линии три танцора, так что руки приходится подавать четыре раза.

Часть вторая.

Партнеры подают друг другу правые руки и на левое семидоппио они меняются местами. Тут же они подают друг другу левые руки и опять меняются местами. Потом они доворачиваются на девяносто градусов, чтобы смотреть влево. В течение второй половины связки партнеры поворачиваются вокруг собственной оси на два семидоппио (л., пр. ) . Повторение музыки посвящено хитроумному шену. Тот танцор, который стоит первым в правом ряду, за правые руки меняется местами с последним левым танцором. Поменявшись местами, они поворачиваются к средним танцорам в ряду и начинают с ними шен, подав левые руки, в то время как два оставшихся танцора - передний левый и последний правый, также подав друг другу левые руки, меняются местами. Они в свою очередь подают руки тем танцорам, которые стоят в середине ряда и меняются с ними местами. Теперь тот, кто оказался левым первым меняется с правым последним. Такие перемещения продолжаются, пока все не вернутся на свои исходные места /сомнительно, что это произойдет, по крайней мере в течение этих коротких восьми тактов - прим. пер. /. После этого у них должен еще остаться один такт на то, чтобы повернуться вокруг собственной оси на одно спеццато. Весь шен исполняется на восьми спеццато, каждая смена места - один такт и одно спеццато.

В течение второй связки левая и правая линии двигаются независимо друг от друга. Каждая линия описывает круг (левая - влево, а правая - вправо) на два спеццато (л., пр. ) и семидоппио (л.), и еще раз то же самое с другой ноги. Они встречаются в задней части сцены лицом к зрителям, при этом образовав опять полукруг. В течение повторения танцоры делакют две медленные рипрезы назад, каждая по два такта, и гранд-реверанс (с поднятыми вверх факелами), который занимает последние четыре такта.

Заключение.

Двумя колоннами по три танцора и три пажа, танцоры в парах продвигаются вперед на два спеццато (л., пр.) и семидоппио (л.), и опять то же самое с правой ноги. Теперь они отпускают руки и, описывая два круга, симметричных на этот раз, встречаются опять в самой задней части сцены и уходят.

Как исполнять шаги.

Спеццато: На первый счет такта шагните вперед на всю стопу левой ноги. На второй счет приподнимитесь на цыпочки, ставя правый носок около левой пятки. На третий счет шагните вперед опять на всю стопу левой ноги и оставайтесь так в течение четвертого счета. Правое спеццато исполняйте также, начиная с другой ноги.

Семидоппио: Оно занимает два такта. На первый счет первого такта шагните вперед на носочек левой ноги, на третий - на носочек правой. На первый счет второго такта шагните на всю стопу левой ноги, и на второй счет приподнимитесь на цыпочки, поставив правый носок рядом с левой пяткой. На третий счет опять шагните вперед с левой ноги на всю стопу и оставайтесь так в течение четвертого счета.

Балцетти: Это - маленькие прыжки в сторону с ногами в первой позиции.

Риверенца: В течение первого такта вы стоите с левой ногой выдвинутой вперед. Во втором такте отведите ее назад, за правую, склоняясь одновременно в поклоне. В третьем такте подтяните левую ногу к правой в первую позицию, приподнимаясь на носочки и выпрямляясь. В четвертом такте опуститесь на пятки.


автор проекта : Настасья "Нимвен" Белая :: web/tech : elf.org.ru

elf.org.ru Rambler's Top100

Р Е К Л А М А