logocounter

 Средневековые 
 XV век 
 XVI век 
 XVIII век 
 Контрдансы 
 XIX век 
 XX век 
 Народные 
 Постановочные 

 Библиотека 


шаги
костюм
конспекты Яны Воиновой

балли
аморосо
анелло
бельфиоре
бельрегуардо
биалте ди кастильа
вольтате ин са розина
гелозиа
грациоза
инграта
колонесс
ла вита чолина
леджадра
леонселло
марчезана
меркантиа
петирьен
пицохара
призонера
розина
сальтарелло ла регина
собриа
сперо
тезара
фиа гуэльмина

бассдансы
александреска
аленхон
авиньон
байонн
венус
верчепе
готический
джиневра
джойссанс
катерва
корона
купидо
лауро
миньотта
ростиболи джийозо
реале
принчипесса
пьетоза
фиоре де вирту
юпитер

статьи
бытовые танцы
конспекты Худекова
повседневность
женщина в Италии
придворный в Италии
празднества
музыка
одежда и прически
лоренцо де медичи
сандро боттичелли
николо макиавелли

переводы
гульэльмо эбрео
Балли в Италии 15 века
книга Дель данс
глава1
глава2
глава3
глава4
глава5
глава6
глава7
глава8
глава9



© ELF.ORG.RU
Любое использование материалов кроме просмотра с этого сайта запрещено без согласования с создателями.



Пластиковые окна. Официальный сайт
okna-petrov.ru
Cетевой магазин по продаже книг, фильмов, музыкальных дисков
ukrdoping.com.ua

ГЛАВА 7

ДВА ИТАЛЬЯНСКИХ ТАНЦА: ПАССОМЕЦЦО И НИЦЦАРДА

ПАССОМЕЦЦО.

Танец под названием пассомеццо - это итальянская версия паваны, и он очень схож с ней. Итальянское название подвергалось разного рода искажениям. Арбо называет этот танец "passemeze", Карозо - "passo e mezo"/ "полтора шага" - прим. пер./, а сэр Тоби Белч - "passy measure pavin" / размеренная медленная павана - прим. пер. /. Настоящее название - пассомеццо, что значит "полу-шаг", так как по сравнению с торжественной, медлительной паваной его темп и движения ускорены в два раза. В приобретенной Арнольдом Долметч во Флоренции рукописи лютневой музыки года 1555 с пометками Медичи есть очень красивый пример мелодии для пассомеццо. Она называется "Passomezz del Giorgio". Я привожу ее здесь в связи с первой версией Карозо этого интересного танца. Он говорит про нее, что она - "d'incerto", неопределенная, то есть, что ее происхождение и дата создания неизвестны. В этом танце четырнадцать частей, но из них я выбрала семь типичных. Танец описан для одной пары.

Часть первая.

Приветствие и проход.

Музыка состоит из двух связок по шестнадцать тактов каждая. Партнеры стоят лицом к лицу, не держась за руки, и исполняют гранд-реверанс длиной в восемь тактов. За ним следуют две континенцы по четыре такта каждая, и это - конец первой связки.

В течение второй связки они исполняют свой проход, который состоит в кружении по часовой стрелке в течение первой половины связки. Кавалер держит правую ручку дамы в своей правой (его плечо довольно-таки высоко поднято). В течение второй половины связки они двигаются наоборот: против часовой стрелки, держась за левые руки. Шаги такие: сначала два медленных шага(л., пр.), которые занимают первый и второй такт. В течение третьего и четвертого тактов они исполняют обычное сегвито (сегвито ординарио), которое состоит из двух быстрых шагов (л., пр.), и одного медленного (л.). В течение тактов пятого и шестого они делают один медленный шаг (пр.) и два быстрых(л., пр.). Седьмой такт - это левое трабукетто лицом к лицу. В течение восьмого такта они исполняют маленький прыжок с ногами вместе (балцетто) вправо. Взявшись за левые руки они кружатся против часовой стрелки на тех же шагах, что и в течение первой половины связки, но начиная с правой ноги. В конце они отпускают руки.

Часть вторая.

Вариация кавалера и пассаж дамы.

Такая неподвижная вариация называется мутанца. Она очень красивая. Кавалер стоит напротив дамы и исполняет свою вариацию, а она тем временем исполняет ту же самую связку шагов, как в части первой, во второй связке, шагая то влево, то вправо. Во время первых четырех тактов она поворачивается влево, в течение тактов пятого и шестого она поворачивается вправо, а в течение седьмого и восьмого тактов она обращена лицом к партнеру. Во второй половине она поворачивается сначала вправо, а затем влево, а в течение последних двух тактов, опять-таки, лицом к партнеру.

Кавалер в течение первого такта исполняет быструю риверенцу (риверенца преста) с левой ноги. Во втором такте он исполняет левое цопетто, подпрыгивая на правой ноге. В течение третьего такта он делает правый гальярдовый шаг (пассо фермато ин гальярда), и в четвертом такте - правую каденцу. Пятый и шестой такты занимает ряд прыгающих шагов под названием гроппо, а седьмой - левое трабукетто и правое сотто пье (и то, и другое - быстро). Восьмой такт - это быстрая правая риверенца. Девятый и десятый - серия шагов под названием пунта э калканьо, сначала с левой ноги, затем - с правой. В одиннадцатом такте он исполняет правое трабукетто и левое сотто пье. Двенадцатый такт - быстрая риверенца. Следующие четыре такта - это левая каденца, левое цопетто, правая гальярда и правая каденца. Это - первая связка по музыке.

Дама в это же время поворачивается к кавалеру то левым, то правым профилем, а на трабукетто и балцетто - в анфас.

Часть третья.

Вариация дамы и пассаж кавалера

Эта часть занимает вторую связку мелодии и состоит из красивой вариации дамы и одновременного пассажа кавалера, в течение которого он двигается туда-сюда, влево-вправо, поворачиваясь то одним боком к даме, то другим.

Дама начинает свою вариацию с двух сегвито спеццата, которые вместе занимают четыре такта, за ними следуют три медленных трабукетто (трабукетто граве), начиная с левой ноги. Они занимают еще четыре такта. Потом то же самое идет с правой ноги, и на этом для дамы заканчивается вторая связка.

Пассаж кавалера таков. Сначала он делает два медленных шага (л., пр.), и одно левое семидоппио, поворачиваясь влево. Это занимает четыре такта. Затем, поворачиваясь вправо, он повторяет ту же серию шагов, начиная с правой ноги. Это - половина связки. Повернувшись еще раз влево на правом носочке, он делает два быстрых шага (л., пр.), которые вместе занимают один такт, и три фьоретто, каждое из которых занимает один такт (л., пр., л.). Теперь он поворачивается на девяносто градусов вправо, чтобы повернуться лицом к даме, и на оставшиеся четыре такта исполняет правую каденцу, левый гальярдовый шаг, правый гальярдовый шаг и правую каденцу, приземляясь после нее с ногами в первой позиции (совсем, как это бывает в паванилье, как замечает Карозо).

Часть четвертая.

Промежуточный тур вместе.

Кавалер берет правую руку дамы в свою собственную (плечо высоко поднято), и они кружатся по часовой стрелке. В течение первых двух тактов они делают два прыгающих шага (л.,пр.), а затем, в течение третьего и четвертого - два фьоретто. Эти шаги повторяются еще раз в следующих четырех тактах, и еще раз - в следующих. На этом заканчивается двенадцатый такт. Они отпускают руки и в течение тринадцатого и четырнадцатого тактов исполняют лицом к лицу левое трабукетто и правое сотто пье, опуская ногу в пятнадцатом такте. В шестнадцатом такте танцоры исполняют правое балцетто, слегка сгибая колени и опять выпрямляя. В конце такта они делают быстрый поворот на девяносто градусов вправо на левом носочке. В течение второй связки кавалер с дамой берутся за левые руки и кружатся против часовой стрелки, исполняя те же самые шаги, но начиная с правой ноги и опускаясь на пятки в конце шестнадцатого такта.

Часть пятая.

Вариация кавалера и пассаж дамы.

Кавалер обращен лицом к даме. В течение первого и второго тактов он исполняет левую пунтату граве, двигаясь по диагонали влево, а в течение третьего и четвертого тактов - два фьоретто на месте (пр., л.). Во время четвертого и пятого тактов он делает пунтату граве назад по диагонали вправо, удаляясь от дамы, и, соответственно, в течение седьмого и восьмого тактов - два фьоретто на месте (л., пр.). Это - половина первой связки. В течение девятого и десятого тактов танцор делает два медленных шага (пассо граве) вокруг собственной оси. Чтобы эффектно исполнить это поворот, надо сначала поставить левый носочек за правую пятку и повернуться на девяносто градусов. Затем, поставив правую ногу перед левой, прокрутиться еще на девяносто градусов, и повторить это дважды. На этом закончится десятый такт. В одиннадцатом и двенадцатом тактах кавалер делает два фьоретто вперед (л., пр.), тринадцатый и четырнадцатый такты занимают два трабукетто (л., пр.). В пятнадцатом такте танцор исполняет левое сотто пье (престо), и в течение шестнадцатого - правое балцетто, опускаясь на пятки вконе такта.

А в это же время дама исполняет тот же пассаж, что и в первой и второй частях, двигаясь туда сюда влево и вправо.

Часть шестая.

Вариация дамы и пассаж кавалера.

Вариация дамы начинается с двух медленных рипрез (рипреза граве) назад (л., пр.). Каждая занимает по такту. В течение третьего и четвертого тактов она делает два трабукетто (л., пр.). За ними следуют два сегвито спеццата вперед, каждое по два такта. В течение девятого и десятого тактов дама делает два пассо граве вокруг собственной оси влево, так же как и до этого - кавалер. В течение одиннадцатого и двенадцатого тактов она исполняет вперед левое сегвито спеццата. В течение последних четырех тактов дама исполняет три трабукетто (пр., л., пр.), опуская левую ногу за правой в шестнадцатом такте.

Пассаж кавалера - точно такой же, как в третьей части.

Часть седьмая.

Кружение обоих танцоров.

Так как есть существенные различия в движениях кавалера и дамы, я опишу их по отдельности. В течение всей этой части они кружатся по часовой стрелке.

Кавалер берет правую руку дамы в свою и в течение первых двух тактов исполняет два фьоретто вперед (л.. пр.), кружась с дамой. Затем он отпускает ее руку, и повернувшись к ней лицом, исполняет каприолу спецатту ин ариа в течение третьего и четвертог тактов. В пятом и шестом тактах, взяв опять ее правую руку, он вновь делает два фьоретто вперед (л., пр.), кружась с дамой. В одиннадцатом такте он отпускает ее руку и, повернувшись к ней лицом, делает быстрое левое трабукетто двойное сотто пье вправо. В конце такта он оставляет в воздухе правую ногу и в течение двенадцатого такта делает на месте правое фьоретто лицом к партнерше. В тринадцатом такте он делает левое трабукетто и в четырнадцатом такте опускает правую ногу за левой, приподнимаясь на цыпочки. В пятнадцатом такте он легко подпрыгивает в воздух и делает ножницы так, чтобы ноги мелькнули друг мимо друга пять раз. В шестнадцатом такте он с изяществом и чувством собственного достоинства приземляется. Это - каприола ин квинта.

Дама же делает следующее. Подав правую руку своему кавалеру, она тоже делает два фьоретто (л.. пр.), кружась с ним. Это занимает первые два такта. Отпустив руку, она в течение третьего и четвертого тактов исполняет два трабукетто (л., пр.) лицом к партнеру. В течение следующих четырех тактов она повторяет те же самые шаги. Это - половина связки. В течение девятого и десятого тактов она исполняет два фьоретто лицом к партнеру, а одиннадцатого и двенадцатого - еще два, вокруг собственной оси по часовой стрелке. В тринадцатом такте она делает лицом к партнеру левое трабукетто, и в четырнадцатом опускает правую ногу за левой, приподнимаясь одновременно на носочки. В пятнадцатом такте она опускается на колени и снова поднимается, а в шестнадцатом - исполняет правое балцетто. Это - конец первой связки.

Завершающее приветствие.

Стоя лицом к лицу, партнеры исполняют две медленные континенцы (л., пр.), которые вместе занимают восемь тактов, а затем - гранд-реверанс, который занимает оставшиеся восемь тактов второй связки.

Порядок шагов.

Часть 1.

Гранд-реверанс 8 тактов

2 континенцы л., пр. 8 тактов

Общий пассаж

(за правые руки)

2 медленных шага л., пр.

(по часовой стрелке) 2 такта

сегвито л. 2 такта

1 медленный шаг пр. 1 такт

2 быстрых шага л., пр.(без рук) 1 такт

1 трабукетто л. (лицом к партнеру) 1 такт

1 балцетто пр. 1 такт

(за левые руки)

2 медленных шага пр., л.

(против часовой стрелки) 2 такта

сегвито пр. 2 такта

1 медленный шаг л. 1 такт

2 быстрых шага пр., л.(без рук) 1 такт

1 трабукетто пр. (лицом к партнеру) 1 такт

1 балцетто л. 1 такт

Часть 2.

Вариация кавалера

Риверенца преста л. 1 такт

Цопетто(л. нога поднята) 1 такт

Гальярдовый шаг пр. 1 такт

Каденца пр. 1 такт

Гроппо л., пр., л., пр. 2 такта

Трабукетто л. и сотто пье пр. 1 такт

Риверенца преста пр. 1 такт

Пунта э калканьо л., пр. 2 такта

Трабукетто пр. и сотто пье л. 1 такт

Риверенца преста л. 1 такт

Каденца л. 1 такт

Цопетто(л. нога поднята) 1 такт

Гальярдовый шаг пр. 1 такт

Каденца пр.(приземлились в

первой позиции) 1 такт

Одновременный пассаж дамы

2 медленных шага л., пр.

(поворачивая влево) 2 такта

сегвито л. 2 такта

1 медленный шаг пр.(поворачивая

вправо) 1 такт

2 быстрых шага л., пр. 1 такт

1 трабукетто л., соединили ноги 1 такт

1 балцетто пр. 1 такт

Повторить тоже самое, начиная с правой ноги. 8 такта

Часть 3.

Вариация дамы

2 сегвито спеццата л., пр.(в стороны) 4 такта

3 трабукетто л., пр., л. 3 такта

соединить ноги в первой позиции 1 такт

2 сегвито спеццато пр., л.(в стороны) 4 такта

3 трабукетто пр., л., пр. 3 такта

соединить ноги в первой позиции 1 такт

Одновременный пассаж кавалера

2 медленных шага л., пр.(поворачивая

влево) 2 такта

1 левое семидоппио 1 такт

2 медленных шага пр., л.(поворачивая

вправо) 2 такта

1 правое семидоппио 1 такт

2 быстрых шага л., пр.(поворачивая

влево) 1 такт

3 фьоретто л., пр., л. 3 такта

(лицом к партнеру)

пр. каденца 1 такт

л. гальярдовый шаг 1 такт

пр. гальярдовый шаг 1 такт

пр. каденца(приземлились в первой позиции) 1 такт

Часть 4.

Общий пассаж

(за правые руки)

2 прыжка л., пр.(по часовой стрелке) 2 такта

2 фьоретто л., пр. 2 такта

повторить то же самое 4 такта

повторить то же самое 4 такта

(без рук)

л. трабукетто(лицом к лицу) 1 такт

пр. сотто пье 1 такт

соединить ноги 1 такт

балцетто пр. 1 такт

(за левые руки, потом без рук)

Повторить тот же самый пассаж ( кружась

против часовой стрелки), с пр. ноги 16 тактов

Часть 5.

(лицом к партнеру)

пунтата граве л. (вперед) 2 такта

2 фьоретто пр., л. 2 такта

пунтата граве пр. (назад) 2 такта

2 фьоретто л., пр., 2 такта

2 медленных шага л., пр.(со-

вершая поворот влево) 2 такта

2 фьоретто л., пр. 2 такта

л. трабукетто 1 такт

пр. трабукетто 1 такт

1 сотто пье(престо), соединить

ноги 1 такт

1 балцетто пр. 1 такт

Одновременный пассаж дамы

Такой же, как в части 2. 16 тактов

Часть 6.

Вариация дамы

(лицом к партнеру)

2 медленных рипрезы(назад) 2 такта

2 трабукетто л., пр. 2 такта

2 сегвито спеццато л., пр.(вперед зигзагами) 4 такта

поворот на 2 медленных шага л., пр. 2 такта

1 сегвито сепцатто л. (вперед) 2 такта

3 трабукетто пр., л., пр. 3 такта

соединить ноги и опуститься

на пятки 1 такт

Одновременный пассаж кавалера

Как в части 3. 16 тактов

Часть 7.

Заключение

Общий пассаж, по часовой стрелке

Кавалер: Дама:

(за правые руки)

2 фьоретто л., пр. 2 такта

(без рук)

каприола спеццата ин ариа 2 трабукетто л.,пр. 2 такта

(за правые руки)

2 фьоретто л., пр. 2 такта

(без рук)

каприола спеццата ин ариа 2 трабукетто л.,пр. 2 такта

(за правые руки)

2 фьоретто л., пр. 2 такта

( лицом к партнеру без рук)

трабукетто л., сотто пье пр., 2 фьоретто л., пр.,

фьоретто пр. поворачиваясь 2 такта

трабукетто л., соединили ноги 2 такта

каприола ин квинто поклон, балцетто пр. 2 такта

Впрочем, кавалер вполне может исполнять те же шаги в заключении, что и его дама. В этом случае вплоть до одиннадцатого такта, когда фьоретто исполняется вокруг собственной оси, можно не отпускать рук. И, как мне думается, так даже красивее, чем в том случае, когда кавалер делает высокую каприолу.

Завершающее приветствие

2 континенцы л., пр. 8 тактов

Гранд-реверанс 8 тактов

Как исполнять шаги.

Гранд-реверанс: В этом танце, где такты вдвое короче, чем в паване, гранд-реверанс занимает восемь тактов, и исполняется совершенно как в паванилье, включая движения рук (см. глава 6)

Континенцы: В описываемом ною пассомеццо каждая континенца занимает четыре такта. Чтобы исполнить левую континенцу, шагните в сторону на всю стопу левой ноги, слегка сгибая колени. Во втором такте приподнимитесь на носочки. В третьем такте подтяните правую ногу к левой в первую позицию, и в четвертом такте опуститесь на каблуки. Бедро надо немного выдвигать в том направлении, в котором вы двигаетесь. Правая континенца исполняется в той же манере.

Пасси грави: Это - медленные шаги, каждый из которых занимает один такт. На первый счет шагните вперед на всю стопу, а на третий счет поднимитесь на носки. Танцор передвигается плавно.

Пасси прести: Это - быстрые шаги, которые надо исполнять легко, наступая на подушечку в передней части стопы, с выпрямленными коленями. Каждый из них занимает пол-такта.

Сегвито: Оно занимает два такта. Чтобы исполнить левое сегвито, шагните на первый счет вперед на полупальцы, на третий счет также на правую ногу. Во втором такте шагните на всю стопу левой ноги, и на третий счет второго такта - поднимитесь на носочки. Правое сегвито исполняйте точно также, но начиная с правой ноги.

Трабукетто: Это небольшие прыжки. Когда мы прыгаем влево, мы приземляемся на левый носочек, с вытянутой вперед правой ногой, с прямыми коленями. Правое трабукетто танцор выполняет также, приземляясь на правый носочек, с вытянутой левой ногой.

Балцетто: Это - маленькие прыжки вбок с ногами, соединенными в первой позиции. После танцор должен слегка согнуть колени и немедленно вновь подняться на нсочки с хорошо выпрямленными коленями.

Риверенца преста: Это - быстрый поклон с ногами в пятой позиции. Когда сзади левая нога, это - левая быстрая риверенца, и наоборот - правая.

Цопетто: Чтобы исполнить левое цопетто, подпрыгните на правой ноге, вынося левую ногу вперед (или в некоторых случаях - назад). На третий счет опустите ногу. Правое цопетто исполняется с прыжком на левой ноге и выносом правой. Само название цопетто означает "хромой прыжок".

Каденца: Термин каденца означает паузу или полную остановку после нескольких шагов /в музыке "каденция" - гармонический или мелодический оборот, завершающий муз. произведение, его часть или отдельное построение - прим. пер./. Чтобы исполнить левую каденцу, выбросьте вперед левую ногу, одновременно подпрыгивая в воздух. Затем, отводя ее назад, танцор приземляется в третьей или четвертой позиции. Когда каденца встречается в конце какой-то фигуры, нужно приземлиться в первой позиции. Так случается и в паванилье, и в пассомеццо.

Гроппо: Это - ряд шагов, занимающих два такта и состоящий из трех прыжков из стороны в сторону. Они начинаются по очереди с разных ног, и вторая нога при этом заводится назад. Когда мы делаем левое гроппо, мы сначала прыгаем влево, убирая назад правую ногу. На третий счет мы прыгаем на правую ногу, убирая назад левую. На первый счет второго такта мы опять прыгаем на левую ногу, убирая назад правую, и немедленно подбиваем правой ногой левую, выбрасывая ее вперед (сотто пье). На третий счет опустите левую ногу.

Гальярдовый шаг (пассо ларго ин гальярда): Этот шаг занимает один такт и исполняется очень плавно. Чтобы исполнить левый гальярдовый шаг, встаньте на всю стопу правой ноги, со слегка согнутыми коленями, и выдвинув вперед левую ногу, тут же уберите ее обратно, описав ею по полу широкий полукруг. Когда обе ноги окажутся рядом, приподнимитесь на носочки с выпрямленными коленями.

Пунта э калканьо /буквально - "носок и пятка" - прим. пер./: Кгад мы исполняем эти шаги, мы подпрыгиваем на одной ноге и одновременно топаем по полу другой. Для левого шага пунта э калканьо подпрыгните на правой ноге и топните левым носочком, который при этом должен находиться на расстоянии в несколько дюймов от правой пятки.

Сегвито спеццато: Это шаг занимает два такта, и в пассомеццо его надо исполнять с повышением и понижением, и прыжком в конце, как шаг сальторелло, но разворачиваясь при этом в строну шагающей ноги. Чтобы исполнить левое сегвито спеццато шагните сначала вперед на всю стопу левой ноги, слегка сгибая колени и разворачивая корпус влево. На третий счет приподнимитесь на носки и подтяните правый носочек, чтобы он оказался на одном уровне с левой пяткой. На первый счет второго такта шагните опять левой ногой на всю стопу, а на третий счет, поднимаясь на носки, подпрыгните на левой ноге, вынося вперед правую ногу на высоту несколько дюймов над землей. Хорошо исполнять эти шаги по диагонали - левый в левую диагональ, правый - в правую.

Фьоретто спеццато: Каждое фьоретто занимает один такт. Чтобы сделать левое фьоретто, вынесите вперед на несколько дюймов левую ногу, и на первый счет подпрыгните на правой ноге. На второй счет, опустите левый носок и коснитесь им земли за правой пяткой. На третий счет перепрыгните на левый носочек, но так чтобы он оказался на одном уровне с правым и вынесите вперед правую ногу. Когда вы делаете левое фьоретто вперед, вы, приземляясь на левый носок, опускаете его на несколько дюймов впереди правой ноги, и, аналогично, когда вы делаете фьоретто назад, вы просто опускаете левый носок сзади, за левой пяткой. Правое фьоретто исполняется так же, но с других ног. Если за счет фьоретто надо продвигаться вперед или назад, то этого можно добиться за счет прыжков: они могут исполняться вперед, назад или на месте. Вообще говоря, музыка пассомеццо (как и паваны - в двухдольном размере, но я для удобства описания шагов разделила такты на четыре счета.

Сотто пье: Чтобы исполнить левое сотто пье, прыгните на левую ногу, убирая правую назад. На третий счет подбейте правым носочком левую ногу, выбрасывая ее вперед. Правое сотто пье исполняется точно также на правую ногу.

Пунтата граве: Каждая пунтата граве занимает два такта. На первый счет первого такта шагните вперед (или назад) по диагонали на полупальцы нужной ноги, не перенося пи этом на нее веса. На первой второго такта перенесите вес на ту ногу, с которой делался шаг, слегка сгибая клени. На третий счет подтяните другую ногу, чтобы она оказалась в первой позиции, одновременно поднимитесь на носочки с хорошо выпрямленными коленями. Руки надо вытягивать в другую сторону.

Каприола спеццата ин ариа: Это шаг занимает два такта. Чтобы исполнить левую каприолу спеццату ин ариа, перенесите вес на правую ногу, а левую вынесите вперед. В течение первой половины первого счета трижды смените ногу, выбрасывая л., пр., л. ноги. После третьего прыжка у нас пауза. В течение второй половины первого такта повторяется то же самое (л., пр., л.). На первый счет второго такта опустите левую ногу в третью правую позицию и подпрыгните высоко в воздух, и там сделайте трижды ножницы и приземлитесь легко на носочки в третью левую позицию. По приземлении должен следовать небольшой поклон. Карозо упоминает также двойную каприолу, но в этом случае имеется в виду просто каприола, повторенная дважды. Он говорит, что каприола ин терцо (тройная каприола) смотрится еще лучше.

Капиола ин квинто: Это простая капиола, в течение которой ножницы в воздухе делаются пять раз. Этот прыжок надо уложить в один такт, чтобы танцор приземлился на первый счет второго такта и успел еще поклониться, опускаясь на колени, подняться и опуститься на пятки.

ЛА НИЦЦАРДА.

Само название "Ниццарда" означает "танец Ниццы", и мы в долгу перед Чезаре Негри за то, что он сохранил для нас это веселый и забавный танец. Из его описания ставится ясно, что ниццарда была во многом сродни вольте, так как одну из ее версий, приведенную Туаном Арбо в его трактате "Орхезография", ниццарда Чезаре очень напоминает. Каждый из этих двух писателей приводит тот вариант, который больше нравится ему, и поскольку я уже представила вариант Арбо в моей предыдущей книге / "Танцы Англии и Франции", издательство "Рутледж и Кеган Пол" - прим. авт./, теперь я привожу вариант Негри.

Танец начинается с прохода, который пара танцует рука об руку (дама- справа от кавалера), обходя кругом всю залу. Первая связка состоит из 12 тактов в трехдольном размере и включает в себя четыре серии шагов, каждая по три такта. Они по чоереди начинаются то с правой, то с левой ног. Последовательность шагов такая: на первый счет первого такта шагните вперед на левый носочек, а на третий счет - на правый носочек. На первый счет второго такта сделайте левое цопетто (подпрыгивая на правой ноге). На второй счет опустите левую ногу, на третий счет согните оба колена и подпрыгните в воздух, приземляясь на первый счет третьего такта. Исполняя эту каденцу, танцор выбрасывает вперед правую ногу и отводит ее назад, чтобы приземлиться в третьей левой позиции. В течение следующих трех тактов исполняются те же самые шаги, но начиная с правой ноги. За этим идет следующий сет, с левой ноги, и опять с правой. В течение второй связки, состоящей из восьми тактов, партнеры поворачиваются лицом другу к другу, и кавалер берет даму за обе руки. В течение первого такта они исполняют три сотто пье в сторону, кавалер - на левую ногу, а дама - на правую. После этого они делают прыжок на месте (все еще держась за руки), приземляясь на второй счет четвертого такта. Прыгая они сводят руки вместе и поднимают их вверх, а опускаясь - разводят в стороны и опускают вниз. Это добавляет танцу приятную веселость. В течение следующих двух тактов повторяются те же самые шаги в противоположном направлении, кавалер - вправо, а дама - влево. На этом связка доходит до середины. Вторая половина связки точно повторяет первую. Надо заметить, что слабый третий счет, которым начинается каждая связка по музыке, оставляется без внимания, и отсчет начинается с первого счета. В конце танца завершающая пауза компенсирует то что последний такт таким образом получается обрезан. Третья связка, которая тоже состоит из восьми тактов, включает в себя вращательное движение, как в вольте, но оно исполняется несколько иначе. Партнеры остаются лицом к лицу, дама кладет руки на плечи кавалера, а он - ей на талию. Шаги кавалера и дамы различаются, так что я опишу их по отдельности. Серия шагов занимает два такта и повторяется четыре раза. На первый счет первого такта кавалер исполняет левую рекаччиату, что занимает два счета. На третий счет он круговым движением убирает правую ногу, которая оказалась впереди, в пятую левую позицию и сгибает колени. На первый счет второго такта кавалер поднимается на носки, обхватывает даму за талию покрепче и совершает поворот на девяносто градусов, помогая при этом даме подпрыгнуть как можно выше. Она опускается на второй счет второго такта, и он слегка сгибает колени. На третий счет он поднимается на носочки. Дама же исполняет следующие шаги. На первый счет первого такта она исполняет правую рекаччиату, что занимает два счета. На третий счет она убирает выброшенную вперед левую ногу во вторую позицию, на расстояние около четырех дюймов /10 см - прим. пер./, и слегка сгибает колени. На первый счет второго такта дама с помощью кавалера подпрыгивает в воздух, опираясь на его плечи. На второй счет она приземляется в первую позицию, сгибая колени, и на третий счет поднимается на носочки. Пожалуйста, обратите внимание на то, что колени слегка согнуты и разведены. Последовательность вышеописанных шагов исполняется четыре раза подряд, и на этом связка заканчивается. Вторая и третья связка повторяются, и завершается все последним повторением второй связки. На этом танец заканчивается, но если исполнять его на сцене, и танцорам надо эффектно удалиться, они могут уйти под музыку последней связки.

Порядок шагов.

Первая связка.

Проход(рука об руку)

2 маленьких шага л., пр. 1 такт

цопетто л. 1 такт

пр. каденца 1 такт

2 маленьких шага пр., л. 1 такт

цопетто пр. 1 такт

л. каденца 1 такт

Повторить то же самое еще раз 6 тактов

Вторая связка

(лицом к лицу)

3 сотто пье (кавалер - пр., дама - л.) 1 такт

соединить ноги, присесть, подпрыгнуть 1 такт

3 сотто пье (кавалер - л., дама - пр.) 1 такт

соединить ноги, присесть, подпрыгнуть 1 такт

Повторить то же самое еще раз 4 такта

Третья связка

(лицом к лицу)

Шаги кавалера

Рекаччиата л., поставить

пр. ногу за левой 1 такт

Поворот вправо на 90 градусов и

подбросить даму вверх 1 такт

Повторить то же самое еще три раза 6 тактов

Шаги дамы

Рекаччиата пр., шаг влево 1 такт

Высокий прыжок 1 такт

Повторить то же самое еще три раза 6 тактов

Как исполнять шаги.

Маленькие шаги: Их нужно исполнять легко, почти вприпрыжку, на полупальцах.

Цопетто: Чтобы исполнить левое цопетто, подпрыгните на правой ноге, вынося левую ногу вперед (или в некоторых случаях - назад). На третий счет опустите ногу. Правое цопетто исполняется с прыжком на левой ноге и выносом правой.

Каденца: Чтобы исполнить левую каденцу, выбросьте вперед левую ногу, одновременно подпрыгивая в воздух. Затем, отводя ее назад, танцор приземляется в третьей или четвертой позиции.

Сотто пье: Чтобы исполнить левое сотто пье, прыгните на левую ногу, убирая правую назад. На третий счет подбейте правым носочком левую ногу, выбрасывая ее вперед. Правое сотто пье исполняется точно также на правую ногу. Во второй связке ниццарды три сотто пье исполняются один за другим в одну и ту же сторону. Это - рипреза ин сотто пье.

Рекаччиата: Этот шаг встречается в начале третьей связки и занимает два счета. Чтобы исполнить левую рекаччиату, подпрыгните на правом носочке и уберите назад левую ногу. Через пол-счета стукните левым носочком по полу за правой пяткой. На второй счет подбейте левым носочком правую ногу и выбросьте ее вперед на высоту три дюйма над землей / 7,5 см - прим. пер./. Правую рекаччиату исполняйте точно также, подпрыгивая на левом носочке и убирая назад правый.


автор проекта : Настасья "Нимвен" Белая :: web/tech : elf.org.ru

elf.org.ru Rambler's Top100

Р Е К Л А М А