logocounter

 Средневековые 
 XV век 
 XVI век 
 XVIII век 
 Контрдансы 
 XIX век 
 XX век 
 Народные 
 Постановочные 

 Библиотека 


шаги
костюм
конспекты Яны Воиновой

балли
аморосо
анелло
бельфиоре
бельрегуардо
биалте ди кастильа
вольтате ин са розина
гелозиа
грациоза
инграта
колонесс
ла вита чолина
леджадра
леонселло
марчезана
меркантиа
петирьен
пицохара
призонера
розина
сальтарелло ла регина
собриа
сперо
тезара
фиа гуэльмина

бассдансы
александреска
аленхон
авиньон
байонн
венус
верчепе
готический
джиневра
джойссанс
катерва
корона
купидо
лауро
миньотта
ростиболи джийозо
реале
принчипесса
пьетоза
фиоре де вирту
юпитер

статьи
бытовые танцы
конспекты Худекова
повседневность
женщина в Италии
придворный в Италии
празднества
музыка
одежда и прически
лоренцо де медичи
сандро боттичелли
николо макиавелли

переводы
гульэльмо эбрео
Балли в Италии 15 века
книга Дель данс
глава1
глава2
глава3
глава4
глава5
глава6
глава7
глава8
глава9



© ELF.ORG.RU
Любое использование материалов кроме просмотра с этого сайта запрещено без согласования с создателями.



Искусственные растения
bambukland.ru
Выберите прожектор и купите по низкой цене в интернет-магазине
promelektro37.ru

ГЛАВА 8.

ДВА БАЛЕТТО: БРАНДО АЛЬТА РЕДЖИНА,

ЛА БАРРИЕРА.

БРАНДО АЛЬТА РЕДЖИНА.

Это балетто явно сродни французским бранлям ("брандо" - итальянское искажение слова "бранль"). Чезаре Негри описал его и посвятил королеве испанской в таких словах: "Нашей госпоже, светлейшей донне Маргарите, королеве Испании". Танец предназначен для восьми танцоров. Он исполнялся на одном маскараде, устроенном в честь прибытия в Милан королевы Маргариты, супруги Филиппа III. Он был придуман для четырех пастушков и четырех нимф в соответствующих костюмах; в руках у пастухов были посохи, а у нимф - копья. Вполне возможно, что он исполнялся и до этого, а на празднестве в честь приезда королевы, вскоре после восшествия на престол Филиппа (1598 г.) он получил свое название. Доменико де Пьяченца говорил, что балетто - это сюиты танцев, имеющих различный танцевальный размер. В начале пятнадцатого века, когда мастер пребывал при феррарском дворе, они только-только начинали появляться. Эти танцы можно считать отдаленными предками современного балета. В состав балетто входили интрада, контрапассо, сальтарелла и гальярда, все это могло повторяться, а завершалось финале и уходом танцоров. Для удобства я опишу этот танец, как будто он имеет место на сцене, и буду пояснять перемещения танцоров относительно зрителей, чтобы нам не запутаться в поворотах.

Часть первая.

Интрада.

Танцоры появляются из задней части сцены, по центру ее. Они идут в колонну, нимфы - справа от пастухов. В первой части двадцать четыре такта в двудольном размере. Колонна двигается по центру на два спеццато(л., пр.) и одно семидоппио(л.). В сумме это составляет четыре такта. Они расходятся (пастухи идут влево, нимфы - вправо), описывают полукруг и встречаются вновь в задней части сцены, оказавшись в одну линию полукругом (Негри называет его "mezza luna", полумесяц). Первые нимфа и пастух оказались в середине. Расход тоже исполняется ан два спеццато (пр., л.) и семидоппио(пр.). Все они исполняют гранд-реверанс длительностью в четыре такта, глядя на зрителей. Первая пара, а за ней и остальные, соединяются, двигаясь вперед на два семидоппио (л., пр.).Теперь они двигаются прямо и слегка влево, так чтобы после еще одной связки в два спеццато(л., пр.) и семидоппио(пр.), которые занимают четыре такта, колонна выстроилась по диагонали поперек сцены, нимфы справа. Затем каждый танцор независимо от остальных исполняет поворот на два спеццато (пр., л.) и семидоппио(л.). Нимфы поворачиваются по часовой стрелке, а пастухи - против.

Часть вторая.

Контрапассо.

Эта связка состоит из восемнадцати тактов. В течение первых шести тактов пастухи и нимфы берутся под правые руки и меняются местами на одно семидоппио (л.) , которое занимает два такта, затем берутся под левые руки и опять меняются местами на два спеццато (пр., л.). На оставшиеся два такта танцоры поворачиваются вокруг собственной оси на правое семидоппио: кавалеры по часовой стрелке, дамы - против. На следующие шесть тактов танцоры разделяются на две группы. Первый и второй пастухи, ведя за руку своих дам, на одно боковое семидоппио идут влево. Точно также пастухи третий и четвертый со своими нимфами отходят вправо. Пастухи на два спеццато и одно сегвито описывают маленький круг против часовой стрелки, нимфы - по часовой. Пары, ушедшие налево, и пары, ушедшие направо, отображают движения друг друга, как в зеркале. На оставшиеся шесть тактов все партнеры берутся под левые руки и повторяют движения первых шести тактов. Пары остаются в разных частях зала перед следующей частью.

Часть третья.

Шен.

Эта связка состоит из двадцати тактов. В течение первых десяти тактов первая и вторая пары исполняют шен, в то время как третья и четвертая исполняют церемониальное приветствие. В течение вторых десяти тактов, они меняются ролями, и первая и вторая пары исполняют церемониальное приветствие, а другие две пары - шен, причем начиная с другого конца линии.

Шен исполняется на восьми спеццато по прямоугольнику. В первом такте первый пастух за пр. руки меняется местами со своей нимфой на л. спецатто. Когда дама перешла на его места, она подала левую руку второму кавалеру и поменялась с ним местами на пр. спеццато. Одновременно первый пастух так же перешел на место второй дамы. Так они продолжают меняться местами, пока, наконец на восьмом спеццато они все не окажутся на своих местах. Первая пара начала шен первой, и посему она первой и дойдет до своих мест, на оставшиеся такты они могут дойти до своего места. В течение десятого такта они стоят неподвижно, пока танцоры из второй пары тоже доходят до своих мест. В течение этих же десяти тактов третья и четвертая пара делают следующее. В первом такте они делают шаг вперед на всю стопу правой ноги. Во втором такте они выдвигают вперед на дюйм или два левую ногу безо всякого веса над ней. В течение следующих четырех тактов они исполняют риверенцу. И в течение оставшихся четырех тактов - две континенцы (л., пр.). Это - половина связки.

В течение второй половины связки пары меняютсяя местами: первая и вторая исполняют приветствие, а третья и четвертая - шен. На этом заканчивается связка. На последнем аккорде ряды снова смыкаются перед четвертой частью.

Часть четвертая.

Сальтарелло.

Мелодия этой части - трехдольная, что вообще характерно для сальтарелло. Она состоит из двух связок по шестнадцати тактов, причем обе связки повторяются. Партнеры приближаются друг к другу на одно семидоппио вприпрыжку, что занимает четыре такта. Взявшись под правые руки они дважды меняются местами на два семидоппио вприпрыжку, что занимает восемь тактов. Затем они еще раз меняются местами под левые руки на одно семидоппио вприпрыжку. На этом первая связка заканчивается. Так как все семидоппио в этой части - вприпрыжку, я в дальнейшем буду просто опускать эту их характеристику. Во время повторения связки партнеры повторяют то же самое, но с правой ноги, и начиная кружение под левые руки. Таким образом в конце они возвращаются на свое место. В течение второй связки партнеры приближаются друг к другу на левое семидоппио, что занимает четыре такта. Лицом к лицу они делают два спеццато вбок (пр., л.) с прыжком на последний счет, все это занимает четыре такта. За этим следуют три трабукетто, занимающие еще четыре такта. В течение последних четырех тактов партнеры исполняют правую рипрезу-минуиту. Если при этом возникает нежелательное смещение, можно половину рипрезы сделать вправо, а вторую - влево. Это - конец второй связки. В течение повторения партнеры отступают зигзагами на четыре спеццато с продвижением и прыжком на последний счет, наподобие сальтарелло (л., пр., л., пр.) Это занимает 8 тактов, и за этим следуют три трабукетто (л., пр., л.) и прыжок с соединением ног, что занимает еще четыре такта. За этим следует рипреза-минуита влево, с возвращением вправ, если надо. Она займет еще четыре такта.

Часть пятая.

Гальярда.

Танцоры опять разделяются на две группы. Первый и второй пастухи берутся под правые руки со своими партнершами и кружатся по часовой стрелке на два чикве-пасси (л., пр.), что занимает четыре такта. Затем они берутся под левые руки и возвращаются на свои места еще на два чикве-пасси, что занимает еще четыре такта. Это - первая связка. Повторение занимает такое же кружение, но сначала танцоры кружатся против часовой стрелки под левые руки, а потом уже - под правые. Одновременно пастухи третий и четвертый исполняют торжественную риверенцу длиной в четыре такта и одно чикве-пасси на месте еще на четыре такта ( их нимфы проделывают то же самое одновременно с ними). В течение повторения связки они исполняют четыре чикве-пасси, поворачиваясь то вправо, то влево. В течение второй связки и ее повторения пары первая и вторая меняются ролями с третьей и четвертой: первые исполняют риверенцу, одно чикве-пасси и еще четыре чикве-пасси, а третья и четвертая кружатся, как описано выше. Это - гальярдовая часть.

Часть шестая.

Фигура с переплетением.

Эта связка состоит из шестнадцати тактов в двухчастном размере, мелодия - та же, что и у первой части, только укороченная. Эта часть состоит из интересной фигуры с переплетением. В течение первой ее части первые два пастуха обходят неподвижных нимф, начиная с начала колонны, а последние два - с конца. Чтобы объяснить, как именно они это делают, назовем этих четырех пастухов A, B, C и D. Если рассматривать все с точки зрения танцоров, А - это первый пастух, а D - последний в ряду кавалеров. А проходит перед нимфой №1, разминувшись с ней правым плечом. Затем он обходит ее со спины и проходит между ней и нимфой №2 (проходит перед ней). Пастух B следует за ним по пятам. Затем они огибают нимфу №3 и проходят между ней и нимфой №4, двигаясь таким образом змейкой. Нимфу №4 они обходят совсем кругом и проходят правым плечом мимо нее, между №4 и№3, потом между №3 и№2, потом - №2 и №1. Нимфу № 1 он обходит против часовой стрелки и возвращается на свое место. B проходит между №2 и №1 на свое место. Пастухи же C и D проделывают то же самое, начиная с другого конца линии нимф и проходя мимо нимфы№4 левым плечом. Вся фигура исполняется на 8 спеццато. В течение повторения связки пастухи остаются неподвижными, а нимфы идут точно также между ними змейкой. Нимфа №1 проходит левым плечом мимо своего пастуха.

Часть седьмая.

Контрапассо.

Эта часть исполняется под мелодию второй части в укороченном виде: всего 12 тактов, за чем идет своего рода кода , исполняемая под 10 тактов мелодии третьей части.

В течение первых шести тактов каждый танцор описывает круг вокруг собственной оси против часовой стрелки на одно л. семидоппио (два такта), два спеццато(пр., л.; два такта) и еще одно семидоппио(пр.). Это - первая часть связки. В течение второй половины они повторяют то же самое, двигаясь по часовой стрелке.

Кода.

Этой части колонна опять разбивается на две части. Оба ведущих (первый и четвертый кавалеры) в пределах своих двух пар начинают исполнять шен. Пастух А меняется местами со своей собственной нимфой на одно л. спеццато за правую руку. Затем он подает левую руку нимфе №2 и меняется с ней местами, и т. д. После того, как он занял свое место, подав руку четыре раза, он описывает поворот и затем в течение шестого такта остается неподвижен. В следует за ним с отсрочкой в один такт (он стоял в течение первого такта). Он начинает с того, что подает нимфе№1 левую руку и меняется с ней местами на одно пр. спеццато, и т. д. На оставшиеся четыре такта два пастуха берут своих нимф за правые руки и кружатся на два семидоппио. В конце, заняв свои места, они исполняют мецца-риверенцу (престо), приготавливаясь к исполнению следующей части.

Другие четыре танцора, начиная с кавалера D, точно также исполняют свой шен.

Часть восьмая.

Сальтарелло.

Эта часть исполняется под мелодию четвертой части с повторениями, в ритме сальтарелло. В течение первой связки танцоры, следуя за первой парой, описывают круг влево и возвращаются ровно на середину сцены за 6 семидоппио вприпрыжку(каждое - на четыре такта). Здесь, повернувшись лицом к лицу, они исполняют 4 балцетто (л., пр., л., пр.), что занимает еще четыре такта. Затем на одном семидоппио вприпрыжку они поворачиваются каждый вокруг своего правого плеча. Это занимает первую связку из шестнадцати тактов и ее повторение. В течение второй связки. В течение второй связки партнеры, берясь за правые руки, которые они держат согнутыми на уровне плеча, кружатся на два семидоппио вприпрыжку (пр., л.). Вернувшись на свои места и отпустив руки танцоры исполняют два пассо пунтато назад относительно друг друга(пр., л.). Это занимает четыре такта. Затем идет одно семидоппио вприпрыжку вперед, навстречу друг другу. Это - вторая связка. В течение повторения исполняются те же самые шаги с другой ноги (кружение - против часовой стрелки).

Часть девятая.

Эта часть исполняется под ту же музыку, что и предыдущая и является проходом по сцене кружась, по часовой стрелке. Исполняется обход вокруг сцены на шестнадцать семидоппио, которые занимают всю мелодию и повторение. На первые два семидоппио танцоры продвигаются вперед. На два следующих семидоппио каждый пастух берет левую руку дамы в свою правую и обходит ее вокруг по часовой стрелке. На еще два семидоппио они двигаются опять вперед на два семидоппио, после чего она обходит его на два семидоппио против часовой стрелки. Так, чередую обходы и продвижение, они двигаются по сцене кругом. На этом заканчиваются части с сальтарелла.

Часть десятая.

Эта часть исполняется под музыку пятой части, проигранную дважды. Партнеры отпускают руки, и первые пастух и нимфа расходятся в разные стороны, влево и вправо. За ними следуют остальные из их линий. Первая пара встречается вновь в задней части сцены, остальные следуют за ними и останавливаются так, чтобы образовать полукруг (мецца-луна). Это исполняется на четыре семидоппио, и занимает первую связку из восьми тактов и ее повторение. В течение второй связки из восьми тактов танцоры исполняют 4 спеццато из стороны в сторону ( пастухи - л., пр.. л., пр., нимфы - пр., л., пр., л.). Танцоры после них по прежнему остаются лицом к зрителям, полукругом. Повторения этих восьми тактов нет. Теперь вся мелодия повторяется, причем обе связки исполняются однажды. В течение первой связки они исполняют две континенцы, каждая занимает по четыре такта (пастухи - л., пр. и нимфы - пр., л.). За этим следуют три трабукетто (пастухи - л., пр., л. и нимфы - пр., л., пр.), и соединение ног, что займет еще четыре такта. Это - первая связка. В течение второй связки танцоры исполняют две рипрезы-минуиты (пастухи - л., пр. и нимфы пр., л.) - четыре такта, за этим следует риверенца по направлению к зрителям - еще четыре такта. На этом вторая связка заканчивается.

Финале.

Музыка финале состоит из двух связок в двухчастном размере. Первая связка включает в себя двенадцать тактов и повторяется, втрая - шестнадцать тактов без повторения. Первые пастух и нимфа, а за ними и остальные, сходятся и продвигаются вперед на четыре семидоппио (л., пр., л., пр.), это восемь тактов, и четыре спеццато - четыре такта. В течение повторения они расходятся направо и налево, и встречаясь в задней части сцены, опять двигаются вперед - все на тех же шагах. Это - повторение первой связки. Во второй связке партнеры поворачиваются лицом к лицу и исполняют риверенцу длиной в четыре такта. Затем они поворачиваются опять вперед и на семидоппио удаляются в заднюю часть сцены, поворачивая вправо. Затем пастухи подводят дам к их местам и там исполняют прощальную риверенцу. Если надо, вместо этого танцоры могут красиво удалиться за кулисы.

Порядок шагов.

Часть 1.

Интрада.

Размер - двухчастный.

2 спеццато л., пр.,

семидоппио л. вперед 4 такта

2 спеццато пр., л.,

семидоппио пр. расходясь 4 такта

риверенца 4 такта

2 семидоппио л., пр., вперед 4 такта

2 спеццато л., пр.,

семидоппио л. 4 такта

2 спеццато пр., л.,

семидоппио пр. 4 такта

Часть 2.

Семидоппио л.,

2 спеццато пр., л., кружась

семидоппио пр. поворачиваясь 6 тактов

семидоппио л. вбок, колонна разделяется

2 спеццато пр., л.

семидоппио пр. 6 тактов

семидоппио л.,

2 спеццато пр., л. кружась

семидоппио пр. поворачиваясь 6 тактов

Часть 3.

Шен.

Первые четверо: 8 спеццато и дойти

до места 10 тактов

Вторые четверо: пассо пунтато пр. 2 такта

Риверенца 4 такта

2 континенцы л., пр. 4 такта

Пары меняются ролями 10 тактов

Часть 4.

Сальтарелло.

Трехдольный размер.

Первая связка (партнеры остаются

лицом к лицу)

1 семидоппио вприпрыжку вперед 4 такта

2 семидоппио вприпр., кружась и

меняясь местами 8 тактов

1 семидоппио пр., поворот влево 4 такта

(Повторение)

Повторить то же самое 16 тактов

Вторая связка

Семидоппио вприр. л. вбок 4 такта

2 спеццато вприпр. пр., л. вбок 4 такта

3 трабукетто пр., л., пр. и соединить ноги 4 такта

рипреза-минуита пр. 4 такта

(Повторение)

4 спеццато вприпр. л., пр., л., пр. назад 8 тактов

3 трабукетто л., пр., л. и соединить ноги 4 такта

рипреза-минуита л. 4 такта

Часть 5.

Гальярда.

Первая связка

Первые четверо: восемь чикве-пасси,

кружась по и против часовой стрелки 16 тактов

Вторые четверо: гранд-реверанс и два

чикве-пасси 8 тактов

4 чикве-пасси 8 тактов

Вторая связка.

Пары меняются ролями 16 тактов

Часть 6.

Фигура с переплетением.

8 семидоппио, пастухи двигаются,

а нимфы неподвижны 16 тактов

8 семидоппио, нимфы двигаются,

а пастухи неподвижны 16 тактов

Часть 7.

Контрапассо.

Семидоппио л., поворачивая влево 2 такта

2 спеццато пр., л., кружась 2 такта

семидоппио л. 2 такта

повторяется то же самое с другой ноги 6 тактов

Кода.

Шен - каждые две пары по отдельности

6 спеццато л., пр., и т. д. 6 тактов

2 семидоппио, поворачиваясь по час. стрелке 2 такта

2 семидоппио, поворачиваясь против час. стр. 2 такта

Часть 8.

Сальтарелло

Трехчастный размер.

Первая связка

6 семидоппио вприпр., кругом и к центру 24 такта

4 балцетти л., пр., л., пр. 4 такта

семидоппио . вприпр. л, поворачиваясь 4 такта

Вторая связка

2 семидоппио вприпр. пр., л., кружась 8 тактов

2 пассо пунтато назад пр., л. 4 такта

семидоппио вприпр. пр. вперед 4 такта

2 семидоппио вприпр. л., пр., кружась 8 тактов

2 пассо пунтато назад л., пр. 4 такта

семидоппио вприпр. л. вперед 4 такта

Часть 9.

Повторение сальтарелло

16 семидоппио вприпр. вокруг сцены,

чередуя передвижение и кружение. 64 такта

Часть 10.

Гальярда

Первая связка с повторением:

4 семидоппио л., пр., л., пр. 16 тактов

Вторая связка без повторения:

4 спеццато (пастухи - л., пр., л., пр.;

нимфы - пр., л., пр., л.) 8 тактов

Первая связка без повторения:

2 континенцы ( пастухи - л., пр.,

нимфы - пр., л.) 4 такта

3 трабукетто и соединить ноги

(пастухи - л., пр., л., нимфы - пр., л., пр.) 4 такта

Вторая связка без повторения:

2 рипрезы-минуиты 4 такта

риверенца 4 такта

Финале

Двухчастный размер

Первая связка с повторением

4 семидоппио л., пр., л., пр. 8 тактов

4 спеццато л., пр., л., пр. 4 такта

4 семидоппио л., пр., л., пр., расходясь 8 тактов

4 спеццато л., пр., л., пр., сходясь в центре 4 такта

Вторая связка без повторения

Риверенца 4 такта

4 семидоппио л., пр., л., пр. 8 тактов

4 спеццато, отводя даму на место 4 такта

Как исполнять шаги.

Хотя шаги спеццато и семидоппио используются во всех частях на протяжении всего балетто, способ их исполнения значительно разнится в зависимости от размера.

В первых трех частях встречаются риверенца, континенца, спеццат и семидоппио.

Риверенца: Она занимает четыре такта в двухчастном размер. На первый счет первого такта выдвиньте вперед на несколько дюймов левую ногу с хорошо вытянутым носком. В течение первого такта вес остается на правой ноге. В течение второго такта отведите левую ногу назад. В третьем такте перенесите на нее вес, сгибая колени. В течение четвертого такта перенесите вес обратно на левую ногу, подтяните к ней левую, поднимаясь на цыпочки и выпрямляя колени. В конце опуститесь на пятки.

Континнцы: Каждая занимает по два такта в двухчастном размере. Чтобы исполнить левую континенцу, шагните влево на всю стопу левой ноги, сгибая колени. На второй счет выпрямьте их и приподнимитесь на носки. Во втором такте подтяните правую ногу к левой и опуститесь на пятки. Бедро нужно слегка выдвигать в том направлении, в котором двигаетесь. Правая континенца исполняется подобно же.

Спеццато: Каждое занимает один такт. Для того, чтобы исполнить левое, шагните на всю стопу левой ноги. Затем приставьте правую ногу к ней приподнимаясь на носочки, и продвиньте левую ногу немного вперед (примерно на два дюйма / 5 см. - прим. пер./). На второй счет опуститесь на пятки. Правое спеццато исполняйте так же.

Семидоппио: Каждое семидоппио занимает два такта в двухчастном размере. На первый счет первого такта шагните вперед на левый носок, на второй - на правый носочек. На первый счет второго такта шагните вперед на левую ногу на всю стопу, потом - поставьте правую ногу так, чтобы ее носок был на одном уровне с левой пяткой, и приподнимитесь на цыпочки. На третий счет шагните левой ногой дюйма на два вперед /5 см. - прим. пер./ на всю стопу. Правое доппио выполняется так же, но начиная с правой ноги.

Часть четвертая. Сальтарелло.

Эта мелодия - в трехдольном размере. Шаги, которые встречаются в течение этой связки - семидоппио, но особые, вприпрыжку. Музыка достаточно быстрая и живая.

Семидоппио: Каждое занимает 4 такта. На первый счет первого такта шагните на всю стопу л. ноги, на третий подпрыгните на ней. В течение второго такта совершите те же действия с правой ноги. На первый счет третьего такта шагните на всю стопу левой ноги, сгибая колени, а на третий счет подтяните носок правой ноги к левой и приподнимитесь на носки. На первый счет шагните вперед опять с левой ноги, на всю стопу, и на третий счет подпрыгните на левом носочке. Исполните правое семидоппио также с правой ноги.

В части с сальтарелло помимо семидоппио встречаются также спеццато вприпрыжку ( в пятнадцатом веке этот шаг назывался "пассо брабанте"), трабукетто и рипреза-минуита.

Сегвито спеццато ин сальтино (вприпрыжку): Каждый такой шаг занимает два такта в трехчастном размере. На первый счет первого такта шагните вперед на всю стопу левой ноги, сгибая колено. А на третий счет подведите правый носочек на один уровень с левой пяткой, приподнимаясь на носочки. На первый счет второго такта шагните вперед опять на всю стопу левой ноги, сгибая немного колено и поднимаясь на носки опять. На третий счет подпрыгните на левом носочке, вынося вперед правую ногу, с которой теперь начнется следующий шаг, правое спеццато. Оно выполняется также, но начинаясь с другой ноги.

Трабукетто: Чтобы исполнить левое трабукетто, прыгните влево на левый носочек, с хорошо выпрямленными коленями. Вторую ногу мы поднимаем вперед в воздух с вытянутым носком. Правое трабукетто выполнятся так же, а если надо, то можно исполнить и третье трабукетто. Затем, в четвертом такте опустите правую ногу рядом с левой в первую позицию. Каждое трабукетто занимает один такт в трехчастном размере.

Рипреза-минуита: Это - движение вбок, которое происходит за счет того, что мы по череди то сдвигаем, то раздвигаем носки и пятки. Чтобы двигаться влево из первой позиции, передвиньте в ту сторону правый носок и левую пятку, соединяя носки, затем - левый носок и правую пятку, соединяя пятки. Таких движений исполняется столько, сколько позволяет время.

Часть пятая. Гальярда.

Чикве-пасси: Негри описывает много способов исполнения чикве-пасси, некоторые из них крайне сложные. Однако, в этом балетто для кружения используется один из простейших видов чикве-пасси. Каждый сет занимает четыре такта. Партнеры берутся под правые руки и кружатся по часовой стрелке. На первый счет первого такта подпрыгните на правой ноге, выбрасывая вперед левую. На пол-счета опустите ее. На второй счет подпрыгните на левой ноге, выбрасывая вперед правую. На третий счет подпрыгните опять на правой ноге и выбросите левую, опуская как и раньше. На первый счет второго такта подпрыгните опять же на левой ноге и выбросьте вперед правую, опуская через пол-счета перед левой. Теперь идет каденца, которая составляет пятый шаг. На второй счет второго такта согните колени и подпрыгните в воздух. Выбросьте вперед левую ногу и, описав ей в воздухе полукруг, отведите ее назад и на третий счет опуститесь в третью позицию левую. Продолжайтесь кружиться в том же направлении, исполняя вторую половину сета - чикве-пасси с другой ноги, подпрыгивая сначала на левой ноге и выбрасывая правую. На этом закончится первая полвина связки. В течение второй половины связки повторяются те же самые шаги, с кружением под левую руку против часовой стрелки.

Риверенца: Риверенца, которая следует за этим, совершенно такая же, как в третьей части, но в более быстром темпе.

Вариация с сокращенными шагами (чикве-пасси раккортати) во второй связке такая.

Повернитесь правым плечом к партнеру и на первый счет исполните скользящий шаг на правую ногу. На второй счет сделайте левое цопетто, подпрыгивая на правой ноге и вынося левую вперед (колено немного согнуто). На третий счет опустите ее. В течение второго такта согните оба колена, затем приподнимитесь на носки и на третий счет совершите поворот на девяносто градусов вправо, чтобы оказаться левым плечом к партнеру. В течение третьего такта шагните вперед на левую ногу, в течение второго и третьего счетов исполните правое цопетто. В четвертом такте исполните левую каденцу, приземляясь на третий счет в третьей правой позиции. Повторите с левой.

Гальярда на месте: Вы стоите на левой ноге, на всей ее стопе. Правая нога приставлена. Согните колено и опишите скользящим движением полукруг вокруг себя правой ногой. Поставьте ее перед левой в третью позицию, поднимаясь на носочки с выпрямленными коленями. Это - один счет. Второй шаг исполните так же, скользнув левой ногй на первый счет пятого такта.

Далее следует часть шестая. Ее шаги состоят исключительно из семидоппио в двухчастном размере, таких же, как в первой, второй и третьей частях.

Седьмая часть и кода.

Эти части в двухчастном размере. Седьмая часть состоит из тех же самых спеццато и семидоппио, как и 1, 2, 3 части. В коде встречаются только спеццатто по такту каждое, с маленьким прыжком в конце каждого, на манер сальтарелло

Восьмая и девятая части.

Эти части танцуются под четвертую мелодию, сальтарелло, и, значит, состоят только из спеццато и семидоппио вприпрыжку, уже известных нам и описанных выше.

Десятая часть.

Хотя эта часть танцется под мелодию гальярды, в ней встречаются только спеццато (без прыжков), континенцы, трабукетто и рипрезы-минуиты, завершается же все гранд-реверансом.

Рипреза-минуита: Это - движение вбок, которое происходит за счет того, что мы по череди то сдвигаем, то раздвигаем носки и пятки. Чтобы двигаться влево из первой позиции, передвиньте в ту сторону правый носок и левую пятку, соединяя носки, затем - левый носок и правую пятку, соединяя пятки.

Финале.

Оно в двухчастном размере и состоит из безпрыжковых спеццато и семидоппио, как в 1, 2 и 3 частях.

.

ЛА БАРРЬЕРА .

Этот старинный танец, явно средневекового происхождения, по-испански называется "El Torneo", и действительно представляет своеобразный поединок, турнир между партнерами. Самая ранняя из известных нам версий этого танца появляется в "Рукописи Марии Бургундской" (1450 год), это - последний танец в этой знаменитой колллекции. Там он предназначен для трех танцоров и называется "Beaulte de Castille". Карозо дает нам еще четыре версии, и еще одну - Карозо. Из всех мелодий, которые дают нам эти авторы ( все они - с трубами и фанфарами ), я сочла наиболее привлекательной ту, которую приводит Карозо. Посему в этом томе, я выбираю этот вариант.

В своем втором трактате ("Nobilita dei Dame") Карозо придумывает для определенных групп шагов причудливые названия. Я решила оставить их без внимания, называя каждый шаг по отдельности.

Barriera nuova (баррьера новая).

Шесть танцоров, три кавалера и три дамы, стоят в кругу, дамы - справа от своих кавалеров. Первые семь частей танцуются под одну и ту же мелодию, которая состоит из двадцати четырех тактов.

Часть первая.

Танцоры образуют очень широкий круг. В течение первых восьми тактов они исполняют риверенцу длиной в четыре такта (риверенца лонга), затем - две континенцы по два такта. В течение этих восьми начальных тактов партнеры повернуты лицом друг к другу. Когда приветствие заканчивается, танцоры поворачиваются лицом в центр. Взявшись за руки они двигаются по часовой стрелке на два медленных шага (л., пр.) по такту каждый и обыкновенное сегвито (л.). За этим следует два шага (пр., л.) и еще одно сегвито (пр.). Затем они отпускают руки и кавалер поворачивается к той даме, которая слева от него. Они исполняют две континенцы и риверенцу. Конец связки.

Часть вторая.

Танцоры ( в кругу) сужают его, приближаясь в центр на две пунтаты граве (л., пр.), что занимает четыре такта. Теперь партнеры поворачиваются лицом друг к другу и обходят друг друга по часовой стрелке на четыре крадущихся шага (л., пр., л., пр.). За эти четыре шага (4 такта) они дважды меняются местами. Придя на свое, партнеры исполняют два сегвито - влево и вправо, двигаясь таким образом в разные стороны. Это занимает четыре такта. В течение следующих четырех они исполняют медленную континенцу (л.). Следующие четыре такта - два сотто пье (пр.) и спеццато ин сальтино (пр.). Часть завершается тремя сотто пье влево и одним трабукетто (л.).

Часть третья.

Повторяется то же самое, но в круг мы идем в правой ноги, и обходим чужую даму, ту что слева ( обходим против часовой стрелки).

Часть четвертая.

Кавалеры поворачиваются к своим дамам. Они берутся за правые руки и исполняют одну пунтату с л. ноги вперед и одно семидоппио с пр. ноги назад. Все это занимает четыре такта. Они отпускают руки с быстрой мецца-риверенцой и в течение следующих четырех тактов обходят друг друга на крадущихся шагах, как в предыдущей части. Лицами партнеры при этом повернуты друг к другу. Оказавшись вновь на своих местах, партнеры исполняют сегвито влево (два такта) и рипрезу-минуиту вправо (еще два такта). Затем следует медленная континенца (л.), которая занимает четыре такта. Заканчивается связка двумя пр. сотто пье и спеццато ин сальтино (пр.) и двумя л. сотто пье и трабукетто (л.).

Часть пятая.

Кавалеры поворачиваются лицом к даме слева, и они повторяют ту же саую часть, начиная с пр. ноги и обходя друг друга против часовой стрелки.

Часть шестая.

Дамы стоят неподвижно, пока их кавалеры исполняют эту фигуру. Каждый кавалер приближается к своей даме на два спеццато зигзагами (л., пр., л., пр.). Это занимает четыре такта. Затем они отступают на одну пунтату (л.), слегка разворачиваясь влево, потом кавалер исполняет мецца-риверенцу, снимая головной убор. Затем он делает такой же шаг с пр. ноги, опять снимая шляпу с риверенцой. Эти два шага занимают еще четыре такта. В течение следующих четырех тактов кавалеру делают два трабукетто (л., пр.), сотто пье (л.) и трабукетто (л.). Это - четыре такта. Следующие четыре такта - это те же шаги с пр. ноги. Потом на четыре такта риверенцу исполняют кавалеры, и еще на четыре - дамы.

Часть седьмая.

Дамы повторяют лицом к своим кавалерам их вариацию. Вообще-то у них нет головных уборов, которые можно снимать, поэтому вместо этого они просто делают изящные движения ручками, отводя их в сторону той ноги, с которой идет шаг.

Часть восьмая.

Эта часть исполняется под вторую мелодию, которая в трехдольном размере. Танцоры обращаются лицом в круг, все держась за руки. Они кружатся по часовой стрелке на два медленных шага по такту каждый (л., пр.), ступая легко на подушечку стопы на первый счет и подпрыгивая на третий. После второго такта правая нога оказывается впереди левой. В течение третьего и четвертого тактов они делают сегвито в том же направлении (л.). В течение следующих четырех тактов те же самые шаги повторяются с правой ноги против часовой стрелки. Все еще держась за руки, танцоры делают две пунтаты, одну - вперед (л.), и вторую - назад (пр.). Это - сильные шаги на всю стопу, но с приподнятием на цыпочки во время того как подтягиваешь ногу. В течение одиннадцатого и двенадцатого тактов (все еще за руки), танцоры резко идут в центр на крошечных шажочках на цыпочках. Сбежавшись в центр, танцоры резко вскидывают руки вверх. В течение следующих четырех тактов они исполняют четыре быстрых спеццато назад (л., пр., л., пр.). Корпус при исполнении этих шагов разворачивается по очереди то влево, то вправо. На этом шестнадцатый такт кончается. Танцоры отпускают руки и партнеры поворачиваются лицом друг к другу. Семнадцатый и восемнадцатый такты - это л. континенца, пр. сотто пье и пр. трабукетто. Оставшиеся 4 такта связки - это 3 сотто пье и л. каденца. По приземлении ноги у нас оказались в первой позиции.

Часть девятая.

Предыдущая фигура повторяется с правой ноги, и кружась сначала против часовой стрелки. С семнадцатого такта каждый кавалер поворачивается лицом к даме слева от него, и они заканчивают фигуру, тоже начиная не с той ноги, что и в предыдущей части.

Часть десятая.

Сальтарелла (третья мелодия).

Лицом в центр танцоры исполняют четыре спеццато престо(л., пр., л., пр.), что занимает четыре такта. В течение следующих четырех тактов каждый кавалер сначала хлопает своей левой рукой по правой руке своей дамы, а затем - своей правой по левой руке левой дамы. Это повторяется дважды, таким образом прозвучит четыре хлопка. В течение оставшихся восьми тактов танцоры повторяют то же самое, начиная с правой ноги, и хлопая в ладоши сначала с чужим партнером. Затем следуют восемь тактов в двухчастном размере, в течение которых танцоры лицом в круг исполняют две континенцы (л., пр.) и риверенцу длиной в четыре такта.

Финале.

Гальярда.

Музыка финале состоит из двадцати четырех тактов.

Это - шен, в течение которого танцоры подают сначала правые руки своим партнерам, затем, поменявшись с ними местами на семидоппио, левые - следующему человеку, и т. д. После шести семидоппио, которые занимают двенадцать тактов, все танцоры вернутся на изначальные места. Лицом к центру они исполняют две континенцы по два такта каждая, затем - еще две пунтаты назад, что займет еще четыре такта. В течение ставшихся четырех тактов каждый кавалер подхватывает руку своей дамы и они исполняют риверенцу. На этом балетто заканчивается.

Порядок шагов.

Часть 1.

Риверенца своей даме 4 такта

2 континенцы л., пр. 4 такта

влево:

2 медленных шага л., пр. 2 такта

1 сегвито л. 2 такта

Риверенца чужой даме 4 такта

2 континенцы пр., л. 4 такта

влево:

2 медленных шага пр., л. 2 такта

1 сегвито пр. 2 такта

Часть 2.

2 пунтаты в центр 4 такта

4 медленных шага (обход партнеров) 4 такта

2 сегвито л., пр. 4 такта

континенца медленная л. 4 такта

2 сотто пье пр. и спеццато пр. 4 такта

3 сотто пье л., трабукетто л., приставить 4 такта

Часть 3.

Повторяется то же самое начиная с пр., поворачиваясь к чужим партнерам.

Часть 4.

Лицом к своему партнеру

Пунтата л., семидоппио пр. 4 такта

4 медленных шага (обход) 4 такта

сегвито л. 2 такта

рипреза-минуита пр. 2 такта

медленная континенца л. 4 такта

2 сотто пье пр. и семидоппио пр. 4 такта

3 сотто пье и трабукетто л. 4 такта

Часть 5.

Повторяется предыдущая часть, начиная с пр. ноги и поворачиваясь к чужим партнерам.

Часть 6.

Дамы неподвижны.

Кавалеры:

4 спеццато зигзагом к даме 4 такта

1 пунтата л. назад, 1 пунтата пр. 4 такта

2 трабукетто л., пр., сотто пье л., трабукетто л. 4 такта

То же самое с пр. ноги 4 такта

Риверенца даме 4 такта

Ответная риверенца дамы. 4 такта

Часть 7.

Кавалеры неподвижны.

Дамы повторяют предыдущую часть 24 такта

Часть 8.

Лицом в центр, за руки.

Кружатся на два шага вприпрыжку,

семидоппио л. 4 такта

То же вправо 4 такта

2 пунтаты в центр л., пр., престо 2 такта

скорси в центр 2 такта

4 спеццато назад 4 такта

континенца л. 2 такта

сотто пье пр., трабукетто пр. 2 такта

3 сотто пье л., каденца л. 4 такта

Часть 9.

Повторить то же самое с другой ноги

Часть 10.

4 спеццато престо 4 такта

хлопки 4 такта

То же самое с пр. ноги 8 тактов

Двухчастный размер

2 континенцы л., пр. и риверенца 8 тактов

Финале в размере гальярды

6 семидоппио на шен 12 тактов

2 континенцы л., пр. 4 такта

2пунтата назад л., пр. 4 такта

риверенца 4 такта

Как исполнять шаги (части с первой по седьмую включительно).

Гранд-реверанс (риверенца лонга): Вы стоите так что ваш вес перенесен правую ногу. В течение первого такта выдвиньте левую ногу на несколько дюймов вперед, не перенося на нее вес и с хорошо вытянутым носком. Во втором такте отведите левую ногу немного за правую, склоняя тело и голову. В третьем такте перенесите вес на левую ногу, сгибая левое же колено. В четвертом такте перенесите вес на правую ногу и одновременно подтяните левую ногу к правой, приподнимаясь на носки и выпрямляясь. В конце опуститесь на пятки.

Континенцы: Каждая занимает два такта. В течение первого такта шагните вбок на всю стопу левой ноги, сгибая колено и слегка поворачиваясь влево. Во втором такте поднимаясь на носочки, подтяните правую ногу к левой в третью правую танцевальную позицию. В конце опуститесь на пятки. Правая континенца исполняется также, двигаясь в другую сторону.

Пассо граве (медленные шаги): Важно шагните на всю стопу ноги, приподнимаясь на полупальцы в конце. Красиво, если нога повернута в направлении шагающей ноги.

Пасси семибреве (обычные шаги): Каждый занимает один такт. На первый счет шагните на всю стопу ноги, и в середине такта подтяните к ней вторую ногу., поднимаясь на носочки.

Сегвито: Так Карозо называет следующий шаг: два быстрых шага на носочках и один медленный на всю стопу (опять приподнимаемся на носочки в середине такта), который занимает второй такт. Танцор должен немного разворачиваться в сторону шагающей ноги.

Сотто пье: Этот шаг может встречаться по одному или по нескольку сразу. Чтобы исполнить левое сотто пье, прыгните на полупальцы левой ноги, убирая правую ногу назад. В середине такта подбейте правым носочком левую пятку, выбрасывая левую таким образом вперед. Когда делается несколько таких шагов подряд, это называется рипреза сотто пье. В конце ее поднятая нога опускается на пол, к другой Чтобы исполнить правое сотто пье, прыгайте на правую ногу и подбивайте левым носочком правую пятку. Ряд сотто пье и трабукетто, которые завершают многие части и являются своеобразным припевом, как говорит Карозо, надо выполнять на не согнутых ногах, с выпрямленными коленями. По-моему, за счет эих шагов создается эффект галопирующей лошади. .

Пунтата: В течение первого такта шагните по диагонали вперед или назад. В течение второго такта согните оба колена и в середине второго такта подтяните другую ногу, приподнимаясь на цыпочки.

Спеццато: Они исполняются так же, как и в первых трех частях "Брандо альта реджина".

Все вышеописанные шаги относятся к первым семи частям и исполняются под первую мелодию, которая играется семь раз кряду. Восьмая часть носит несколько другой характер. Ее Карозо называет "Фолла", или на-испанский манер follia, что значит "общая схватка на турнире". Музыка - в трехдольном ритме, и довольно-таки быстрая. Теперь я опишу, как исполнять шаги, чтобы они укладывались в этот размер.

Часть восьмая.

Общая схватка.

Шаги вприпрыжку: Каждый занимает по такту. На первый счет шагните вбок, влево на подушечку стопы на левую ногу, и на третий счет подпрыгните на ней. Так - когда танцоры кружатся по часовой стрелке. Второй шаг идет с правой ноги в том же направлении, правая нога - за левой.. Когда же танцоры кружатся в другую сторону, первый шаг - с правой ноги боком, за ним следует шаг боком с левой, левая - накрест за правой.

Быстрое доппио вбок: Шагните боком влево на полупальцы левой ноги на первый счет первого такта, а на третий - шагните правой накрест, правая - за левой. На первый счет второго такта шагните опять влево с левой ноги, и на третий счет подпрыгните на ней. Правое доппио исполняется так же, начиная с другой ноги.

Пунтате престо (быстрые пунтаты): Каждая занимает один такт в трехдольном размере. На первый счет шагните вперед с левой ноги (для левой пунтаты, разумеется), на второй - согните колени, а на третий - подтяните правую ногу к левой в первую позицию, поднимаясь на носки. При исполнении этой части танцор должен следить за тем, чтобы этот шаг был похож на вызов. Пунтата назад тоже напористая и смелая. Когда вы делает два этих шага, ваше левое плечо должно быть повернуто в центр круга.

Скорси: Эти маленькие шажочки исполняются на носочках, левым плечом немного в центр. Они очень маленькие, и в эти два такта их нужно вместить как можно больше, чтобы было похоже, что мы изо всех сил яростно стремимся в битву. Первой ступает левая нога, а вторая за свой шаг доходит только до уровня средины стопы левой.

Быстрые спеццато: Каждое занимает по такту, и они делаются назад зигзагами, то влево по диагонали, то вправо. Чтобы исполнить левое спеццато, шагните на всю стопу левой ноги, а на второй счет приставьте другую ногу, приподнимаясь на цыпочки. На третий счет шагните опять левой ногой на всю стопу в том же направлении, но совсем ненамного, и одновременно развернитесь на 90 градусов вправо, чтобы исполнять второе спеццато с правой ноги. После скорси в центр исполняются четыре таких спеццато назад.

Шаги гальярды принципиально не очень отличаются от быстрых семидоппио. Но исполняются они легко и вприпрыжку. Каждый шаг занимает два такта в трехдольном размере. Однако, шаг гальярды гораздо медленнее шага сальтарелло. На первый счет прыгните вперед на левый носочек, на второй счет шагните на всю стопу правой ноги, и на третий счет приподнимитесь на носочки. На первый счет второго такта шагните легко на всю стопу левой ноги, а на второй счет, приподнимаясь на носочки, подбейте левую ногу правым носком, выбрасывая вперед левую ногу. На третий счет прыгните на левую ногу и приподнимитесь, готовясь исполнять следующий шаг с правой ноги.

Пунтата: Каждая занимает два такта. В первом такте шагните вперед по диагонали на всю стопу левой ноги. На первый счет второго такта согните колени и на третий счет, поднимаясь на носки, подтяните правую ногу к левой. Немного разворачивайте корпус в направлении той ноги, с которой делается шаг.

Риверенца: Она занимает четыре такта, и ее нужно исполнять точно также, как ту, что в первой части.


автор проекта : Настасья "Нимвен" Белая :: web/tech : elf.org.ru

elf.org.ru Rambler's Top100

Р Е К Л А М А
Станки ремонт
Металлообрабатывающие станки. Ремонт двигателей
remstan.ru