logocounter

 Средневековые 
 XV век 
 XVI век 
 XVIII век 
 Контрдансы 
 XIX век 
 XX век 
 Народные 
 Постановочные 

 Библиотека 


шаги
костюм
конспекты Яны Воиновой

балли
аморосо
анелло
бельфиоре
бельрегуардо
биалте ди кастильа
вольтате ин са розина
гелозиа
грациоза
инграта
колонесс
ла вита чолина
леджадра
леонселло
марчезана
меркантиа
петирьен
пицохара
призонера
розина
сальтарелло ла регина
собриа
сперо
тезара
фиа гуэльмина

бассдансы
александреска
аленхон
авиньон
байонн
венус
верчепе
готический
джиневра
джойссанс
катерва
корона
купидо
лауро
миньотта
ростиболи джийозо
реале
принчипесса
пьетоза
фиоре де вирту
юпитер

статьи
бытовые танцы
конспекты Худекова
повседневность
женщина в Италии
придворный в Италии
празднества
музыка
одежда и прически
лоренцо де медичи
сандро боттичелли
николо макиавелли

переводы
гульэльмо эбрео
Балли в Италии 15 века
книга Дель данс
глава1
глава2
глава3
глава4
глава5
глава6
глава7
глава8
глава9



© ELF.ORG.RU
Любое использование материалов кроме просмотра с этого сайта запрещено без согласования с создателями.



Якоб Буркхардт. Культура Италии в эпоху Возрождения. - М.: Интрада, 2001

Здесь следует упомянуть также о музыке. Сочинение музыки около 1500 г. сосредотачивалось преимущественно в руках нидерландской школы, произведения которой изумляли редкой искусностью и причудливостью. Но уже тогда наряду с ней существовала и итальянская музыка, без сомнения, более близкая нашему теперешнему звукоощущению. Полстолетия спустя явился Палестрина, мощь которого и ныне покоряет все души; м узнаём, что он был великим новатором, но вопрос о том, он ли или кто другой первым решительно вступил в мир современного нам музыкального языка, е может быть решен здесь профаном. Почему мы и оставляем в стороне историю музыки и постараемся обосновать место музыки в тогдашней общественной жизни.

Для Ренессанса и для Италии в высшей степени характерны богатая специализация оркестра, поиск новых инструментов, т.е. тембров, и - в тесной связи с этим - виртуозность, т.е. вступление личность в тесную связь с определенным родом музыки и определенным инструментом.

Из инструментов, способных выразить всю полноту гармонии, весьма рано получили распространение и были усовершенствованы как орган, так и соответствующий ему струнный инструмент: гравичембало, или клавичембало; как известно, сохранились - поскольку их расписывали величайшие живописцы - образчики этих инструментов еще начала XIV века.

Кроме того, и скрипка вошла в ряд наиболее популярных инструментов, уже принося великую личную славу. При дворе Льва X, который еще в бытность кардиналом заполнил свой дом певцами и музыкантами и сам имел высокую репутацию знаток и исполнителя, прославились еврей Джван Мария и Якопо да Сансекондо; первому Лев пожаловал титул графа и имение, второй предположительно изображен в виде Аполлона на "Парнасе" Рафаэля. В течение XVI столетия знаменитости появились во всех видах исполнительства, и Ломаццо (ок. 1580) называет по три виртуоза в каждом роде: пении, игре на органе, лютне, цитре, лире, виоле да гамба, арфе, трубе и тромбоне; он выражает желание, чтобы их портреты были нарисованы на соответствующих инструментах. Такая разносторонняя сравнительная оценка была в то время немыслима вне Италии, хотя почти те же музыкальные инструменты могли встречаться повсюду.

Об обилии музыкальных инструментов свидетельствует и обычай их коллекционировать. В весьма музыкальной Венеции таких коллекций было множество, и если случалось при них собраться музыкантам, то тут же, по случаю, давался концерт. (В одной из коллекций можно было увидеть инструменты, сделанные по античным изображениям и описаниям; только не сообщается, играл ли на них кто-нибудь и как они звучали). Не следует забывать, что подобные предметы имели великолепную праздничную отделку и в сочетании образовывали красивую группу. В собрания прочих редкостей и художественных произведений также порой включали музыкальные инструменты.

Исполнителями, кроме настоящих виртуозов, могли быть и отдельные любители, из которых составляли целые оркестры, своего рода "академии", организованные наподобие корпораций. Весьма многие живописцы и скульпторы разбирались в музыке, а порой знали ее как профессионалы. - Знать недолюбливала духовые инструменты по той же причине, какая однажды отвратила от них Алквиада и саму Афину Палладу; благородное общество любило пение соло или в сопровождении скрипки, а также струнный квартет и - благодаря предоставляемому им богатству выразительных возможностей - клавир; но только не многоголосное пение, "ибо один голос лучше воспринимается, приносит больше наслаждения и вернее оценивается". Другими словами, поскольку пение, несмотря на все условные проявления скромности, выставляет напоказ отдельного общественного человека, то лучше слушать (и видеть) каждого в отдельности. Предполагается, однако, еще и пробуждение нежнейших чувств в слушательницах, а потому людям пожилым петь решительно не рекомендуется, даже если они еще могут хорошо петь и играть. Ведь очень важно, чтобы во впечатлении, производимом личностью, звучание и внешний облик гармонично соединялись. О том, чтобы в композиции признавалось самоценное произведение искусства, нет и речи; напротив, случалось, что слова песни повествовали об ужасной судьбе самого певца.

Очевидно, что этот дилетантизм, характерный как для знати, так и для среднего сословия, был в Италии более распространен и одновременно более приближен к подлинному искусству, чем в любой другой стране. Где бы ни изображалась жизнь общества, тут же упоминаются пение и игра на струнных инструментах; сотни портретов изображают людей музицирующими поодиночке или вместе, или просто с лютней и т.п. в руках, и даже концерты англов в церковной живописи показывают, как близко были знакомы художники с живым процессом музицирования.

Запись Белой Настасьи


автор проекта : Настасья "Нимвен" Белая :: web/tech : elf.org.ru

elf.org.ru Rambler's Top100

Р Е К Л А М А