logocounter

 Средневековые 
 XV век 
 XVI век 
 XVIII век 
 Контрдансы 
 XIX век 
 XX век 
 Народные 
 Постановочные 

 Библиотека 


шаги
костюм
конспекты Яны Воиновой

балли
аморосо
анелло
бельфиоре
бельрегуардо
биалте ди кастильа
вольтате ин са розина
гелозиа
грациоза
инграта
колонесс
ла вита чолина
леджадра
леонселло
марчезана
меркантиа
петирьен
пицохара
призонера
розина
сальтарелло ла регина
собриа
сперо
тезара
фиа гуэльмина

бассдансы
александреска
аленхон
авиньон
байонн
венус
верчепе
готический
джиневра
джойссанс
катерва
корона
купидо
лауро
миньотта
ростиболи джийозо
реале
принчипесса
пьетоза
фиоре де вирту
юпитер

статьи
бытовые танцы
конспекты Худекова
повседневность
женщина в Италии
придворный в Италии
празднества
музыка
одежда и прически
лоренцо де медичи
сандро боттичелли
николо макиавелли

переводы
гульэльмо эбрео
Балли в Италии 15 века
книга Дель данс
глава1
глава2
глава3
глава4
глава5
глава6
глава7
глава8
глава9



© ELF.ORG.RU
Любое использование материалов кроме просмотра с этого сайта запрещено без согласования с создателями.



Якоб Буркхардт. Культура Италии в эпоху Возрождения. - М.: Интрада, 2001

Сам внешний облик и материальное окружение человека, уклад повседневной жизни стали совершеннее, красивее, утонченнее, нежели за пределами Италии. Жилище представителей высших сословий - предмет истории искусства; здесь достаточно отметить, что оно превосходило уютом, гармоничностью и разумностью устройства замок или городскую резиденцию северного вельможи.

Одежда менялась так, что не всегда можно провести параллель с модами других стран, тем более что с конца XV века итальянцы весьма часто обращались к последним. Одеяния, изображаемые итальянскими живописцами, - в целом прекраснейшие и удобнейшие из всего, что тогда носили в Европе; однако мы не можем точно судить, насколько они представляют господствующую моду и точно ли они воспроизведены. Вне сомнений лишь то, что нигде не придавали такого значения одежде, как в Италии. Нация была и остается склонной к щегольству; но теперь и самые серьезные люди видели в прекрасной и удобной одежде немаловажное условие полноты личности. Во Флоренции был один момент, когда костюм представлял собой нечто индивидуальное, когда каждый изобретал свою собственную моду; еще в XVI веке встречались выдающиеся личности, которые отваживались на то же; прочие же по крайней мере умели и в господствующую моду вложить нечто индивидуальное. Когда Джованни дела Каза предостерегает от чрезмерно броского, от нарушений общепринятой моды, - это уже признак упадка Италии.

В Венеции и Флоренции в эпоху Ренессанса существовали предписания, как одеваться мужчинам и как украшать себя женщинам. Там, где одевались свободно, - например, в Неаполе, - моралисты констатировали, и даже не без горечи, что знать и простых горожан невозможно различить.

Особенного внимания заслуживает стремление женщин существенно изменить свою наружность посредством различных косметических приемов. Со времен падения Римской империи ни в одной стране Европы не занимались так много всесторонним улучшением фигуры, волос, цвета кожи, как тогда в Италии. Все стремились приблизить свою внешность к норме, хотя бы и путем вопиющего, откровеннейшего обмана.

Парики, в том числе из белого и желтого шелка, были распространены очень широко, - они вновь и вновь запрещались, но всякий раз опять надевались и носились, пока какому-нибудь проповеднику не удавалось растрогать души горожан; тогда на площади разводился симпатичный костюм, куда рядом с лютнями, орудиями игр, масками, записками с приворотными заклинаниями, песенниками и прочей мишурой возлагались и парики; очищающее пламя все уносило в воздух. Идеальным же цветом, которого стремились достичь как в своих собственных, так и в накладных волосах, был белокурый. И поскольку солнцу приписывалось свойство делать волосы белокурыми, находились дам, которые при хорошей погоде весь день не вылезали из-под солнца; кроме того, употребляли красители и различные микстуры для роста волос.

К этому присоединялся еще целый арсенал косметических бальзамов, пластырей, белил и румян ( о которых в наше время утрачено всякое представление) для каждой отдельной части лица, в том числе для век и зубов. Ни насмешки поэтов, ни гнев проповедников, ни угроза раннего старения кожи не могли отвратить женщин от попыток изменить цвет и даже отчасти черты своего лица. Не исключено, что частые и пышные постановки мистерий, для которых раскрашивались и наряжались сотни людей, способствовали этим злоупотреблениям в повседневной жизни; во всяком случае, им предавались все, не отставали в меру своих возможностей и деревенские девушки.

Употребление парфюмерии также вышло за рамки умеренности и распространилось на все, что только составляет окружение человека. На празднествах душили духами и натирали благовониями даже мулов, а Пьетро Аретино благодарил Козимо I за присылку благоухающих духами денег.

Итальянцы того времени также были убеждены, что они опрятнее северян. Общие исторические соображения скорее подтверждают это притязания, чем опровергают; ведь без чистоплотности немыслима современная личность в ее совершенстве - личность, возникшая именно у итальянцев; скорее за, чем против, свидетельствует здесь и то, что итальянцы были тогда одной из самых богатых наций. Известно также что средоточием грязи в Италии почитали немца.

В первой половине XVI Джованни дела Каза издал учебник вежливости...

Запись Белой Настасьи


автор проекта : Настасья "Нимвен" Белая :: web/tech : elf.org.ru

elf.org.ru Rambler's Top100

Р Е К Л А М А