logocounter

 Средневековые 
 XV век 
 XVI век 
 XVIII век 
 Контрдансы 
 XIX век 
 XX век 
 Народные 
 Постановочные 

 Библиотека 


шаги
костюм
конспекты Яны Воиновой

балли
аморосо
анелло
бельфиоре
бельрегуардо
биалте ди кастильа
вольтате ин са розина
гелозиа
грациоза
инграта
колонесс
ла вита чолина
леджадра
леонселло
марчезана
меркантиа
петирьен
пицохара
призонера
розина
сальтарелло ла регина
собриа
сперо
тезара
фиа гуэльмина

бассдансы
александреска
аленхон
авиньон
байонн
венус
верчепе
готический
джиневра
джойссанс
катерва
корона
купидо
лауро
миньотта
ростиболи джийозо
реале
принчипесса
пьетоза
фиоре де вирту
юпитер

статьи
бытовые танцы
конспекты Худекова
повседневность
женщина в Италии
придворный в Италии
празднества
музыка
одежда и прически
лоренцо де медичи
сандро боттичелли
николо макиавелли

переводы
гульэльмо эбрео
Балли в Италии 15 века
книга Дель данс
глава1
глава2
глава3
глава4
глава5
глава6
глава7
глава8
глава9



© ELF.ORG.RU
Любое использование материалов кроме просмотра с этого сайта запрещено без согласования с создателями.



Якоб Буркхардт. Культура Италии в эпоху Возрождения. - М.: Интрада, 2001

В XV - начале XVI столетий все внешнее бытие было здесь уже утонченнее и эстетичнее, чем у иных народов мира. Значительная часть из множества тех маленьких и больших вещей, которые составляют в общей сложности современный уют, комфорт, впервые появилась в Италии. На хорошо вымощенных улицах итальянских городов езда в экипажах была распространена боле, чем в других городах мира, где чаще ходили пешком или ездили верхом, а если ездили в экипажах, то никак не для удовольствия. У новеллистов особенно много можно узнать о мягких постелях, драгоценных коврах, туалетных принадлежностях, нигде более не упоминаемых. Обилие и изящество белья часто подчеркиваются особо. Многое здесь принадлежит уже к области искусства; человек с изумлением открывает для себя, что искусство всесторонне облагораживает предметы роскоши, что оно не просто украшает массивный буфет и легкую этажерку прекрасными сосудами, стены - подвижным великолепием ковров, десерт - бесчисленными конфетами всевозможных форм, но и неким удивительным образом вбирает в свою область и саму работу столяра.

В период расцвета Средневековья западная аристократия стремилась утвердить как в общении, так и в поэзии некий "придворный" язык. И в Италии, где довольно рано стали различаться диалекты, в XII веке существовал жаргон, именуемый "Curiale", общий для придворных и поэтов. Но что главное - его сознательно пытались превратить в письменный язык ученых. В то время, как на Севере знать и государи проводили досуг в одиночестве или на турнирах, охоте, пирах и церемониях, а горожане - в играх, телесных упражнениях, изредка в празднествах и занятиях стихотворством, в Италии ко всему этому присоединилось еще умиротворенное времяпрепровождение, когда люди любых сословий, наделенные достаточным талантом и образованием, предавались беседе и благородному обмену сентенциями и шутками. Так как угощение здесь отступало на второй план, от тупиц и обжор можно было оградиться без особого труда. Если судить по литературным диалогам того времени, беседа избранных умов касалась и высших проблем бытия; порождение возвышеннейших идей совершалось не одиночестве, как обычно у северян, но совместно.

Например, распорядок дня на предстоящем отдыхе в деревне: сперва философский утренник с прогулкой к холму; затем - обед с игрой на лютне и пением; далее, на прохладе, чтение новой канцоны, тема которой всякий раз дается накануне вечером; вечерняя прогулка к источнику, где все усаживаются и рассказывают каждый по новелле; наконец, вечерняя трапеза и веселые разговоры "такого рода, чтобы для нас, женщин, они были приличны, а вам, мужчинам, не были внушены вином".

Во Флоренции общественная жизнь испытывала сильное воздействие литературы и политики. Лоренцо Великолепный не в силу своего почти княжеского положения, а лишь благодаря редкостным свойствам своей натуры полновластно царил над своим окружением - царил именно потому, что предоставлял своему кругу, состоявшему из столь различных людей, полную свободу. Известно, как ценил он своего великого наставника Полециано, своевольные замашки которого не слишком укладывались в рамки приличия, предписываемые подготовкой к принятию домом княжеского статуса и чувствительностью супруги Лоренцо; но зато Полециано стал глашатаем и ходячим символом славы Медичи. При дворах государей общественная жизнь зависела, конечно ж, от личности монарха. Но с начала XVI века дворов оставалось вес меньше, и едва ли они имели какое-либо значение в интересующем нас отношении.

Домашний быт нашего средневековья был продуктом господствовавших тогда народных нравов. Рыцарство в пору его расцвета домом не занималось; жизнь рыцаря проходила при дворе и на войнах; сердце его систематически принадлежало не жене, а иной женщине, и обустройство собственного замка мало его интересовало. Ренессанс впервые предпринимает попытку сознательно выстроить домашний быт как упорядоченное и даже художественное произведение. На помощь ему приходят весьма развитая экономия и рациональное устройство дома, но главным остается разумное осмысление всех проблем, связанных с совместной жизнью, воспитанием, обстановкой дома и прислугой.

Крупное земельное владение, которое в достатке снабжает дом продуктами и служит основой целого, связанного с неким промышленным производством, вроде выделки шелка или шерсти. Жилище и питание в высшей степени основательны; все, что относится к обстановке и устройству дома, обширно, прочно и дорогостояще, повседневная жизнь в нем проста как только возможно. Все прочие траты, от больших почетных расходов вплоть до карманных денег младшим сыновьям, соотносятся с укладом жизни рационально, а не из соображений различных условностей. Самое же важное - воспитание, которое хозяин дома дает не только своим детям, но и всем домашним. Прежде всего, свою супругу он превращает из робкой, воспитанной в зеленой глуши девушку в уверенную повелительницу челяди, в хозяйку дома; далее, сыновей он воспитывает без излишней строгости, заботливым присмотром и увещеваниями, "скорее авторитетом, чем силой"; наконец, челядь он так выбирает и так с ней обращается, что она охотно и верно служит дому.

В итальянских виллах, воскрешающих драгоценное наследие римской античности (количество загородных поместий отчасти объяснятся спокойствием внутри самой Италии), общение принимало сельский характер, более свободный, чем в залах городского дворца. Совместная жизнь в гостеприимном доме, охота и прочие развлечения под открытым небом были не раз привлекательно описаны.

Запись Белой Настасьи


автор проекта : Настасья "Нимвен" Белая :: web/tech : elf.org.ru

elf.org.ru Rambler's Top100

Р Е К Л А М А