logocounter

 Средневековые 
 XV век 
 XVI век 
 XVIII век 
 Контрдансы 
 XIX век 
 XX век 
 Народные 
 Постановочные 

 Библиотека 


шаги
костюм
конспекты Яны Воиновой

балли
аморосо
анелло
бельфиоре
бельрегуардо
биалте ди кастильа
вольтате ин са розина
гелозиа
грациоза
инграта
колонесс
ла вита чолина
леджадра
леонселло
марчезана
меркантиа
петирьен
пицохара
призонера
розина
сальтарелло ла регина
собриа
сперо
тезара
фиа гуэльмина

бассдансы
александреска
аленхон
авиньон
байонн
венус
верчепе
готический
джиневра
джойссанс
катерва
корона
купидо
лауро
миньотта
ростиболи джийозо
реале
принчипесса
пьетоза
фиоре де вирту
юпитер

статьи
бытовые танцы
конспекты Худекова
повседневность
женщина в Италии
придворный в Италии
празднества
музыка
одежда и прически
лоренцо де медичи
сандро боттичелли
николо макиавелли

переводы
гульэльмо эбрео
Балли в Италии 15 века
книга Дель данс
глава1
глава2
глава3
глава4
глава5
глава6
глава7
глава8
глава9



© ELF.ORG.RU
Любое использование материалов кроме просмотра с этого сайта запрещено без согласования с создателями.



Якоб Буркхардт. Культура Италии в эпоху Возрождения. - М.: Интрада, 2001

Итальянское празднество в его высшей форме - подлинный переход из жизни в искусство.

Главными формами праздничного действа были, как и повсюду на Западе, мистерия - драматизированные легенда или эпизод священной истории, и процессия - торжественное шествие по поводу какого-либо церковного праздника.

В Италии уже и представления самих мистерий были в целом явно роскошнее, богаче действующими лицами и - благодаря параллельному развитию искусств аи поэзии - отмечены большим вкусом, чем где бы то ни было. На основе мистерий в Италии затем развились не только фарс и вообще светская драма 9 как в других западных странах), но и - весьма скоро - пантомима, сопровождаемая пением и танцами и являвшая собой прежде всего красивое и роскошное зрелище.

Из процессий же в равнинных итальянских городах с их широкими, хорошо вымощенными улицами возникло trionfo, т.е. костюмированное шествие, частью пешее, частью в повозках, которое, будучи изначально церковным, постепенно приобретало все более светский смысл. Процессия на праздник Тела Христова и карнавальное шествие здесь стилистически смыкаются, обнаруживая одинаковую пышность, к тому же стилю вскоре примыкают и торжественные въезды государей. И прочие народы порой впадали при подобных обстоятельствах в величайшее расточительство, но лишь в Италии был выработан целостный, по всем правилам искусства церемониал, насытивший эти зрелища истинным смыслом.

Ныне мы видим лишь жалкие остатки этих празднеств. Из церковных, как и из княжеских процессий почти исчезли драматический момент, костюмирование, - потому что люди бояться насмешек и потому что образованный класс, посвящавший прежде все свои силы подобным занятиям, по разным причинам больше не получает от них удовольствия. И на карнавалах не увидишь уже больших шествий ряженых. То, что еще сохранилось, например, отдельные маски на шествиях братств и даже пышный праздник св. Розалии в Палермо, лишь показывает, как удалилась от того предмета высшая культура.

Полный расцвет празднеств наступает лишь с окончательно победой современного, с XV столетия, если, конечно, Флоренция и здесь не обогнала прочую Италию. По крайней мере, здесь уже с довольно ранних времен горожане организовывались по кварталам для проведения публичных спектаклей, требовавших значительных художественных сил. К ним относится представление ада на подмостках и барках, стоявших в Арно (1 мая 1304), во время коего под зрителями рухнул мост алла Каррайя. То, что позднее флорентинцы ездили по всей Италии в качестве устроителей празднеств, festatuoli, также говорит об их ранней искусности в этом ремесле.

Определяя, в чем состоит существенное превосходство итальянских празднеств над празднествами других народов, мы должны будем в первую очередь назвать умение развитой личности изображать индивидуальное, - т.е. способность изобрести, носить и оживлять полноценную маску. При этом живописец и ваятель не просто декорировали место действия, но и помогали создать персонаж, изобретая одежду,. Грим и пр. Во вторую очередь следует назвать общедоступность поэтической основы. Поэтический материал мистерий был одинаково доступен зрителям, ибо библейские и легендарные истории все и так хорошо знали, но что касается других поэтических форм - тут у Италии имелось преимущество. Италия обладала полнозвучной лирической поэзией, которая, облекая в декламацию священные или светские идеальные образы, увлекала за собой всякого. Кроме того, большая часть зрителей (в городах) знала мифологические и исторически фигуры, поскольку они заимствовались из круга общераспространенной образованности.

Мы начинаем в предположительно древнейшего жанра, мистерии. В целом они похожи на мистерии остальной Европы: и здесь на площадях, в церквах, в крытых галереях монастырей возводились большие подмостки, где наверху располагался рай, по необходимости занавешиваемый, внизу - иногда ад, а посредине - собственно сцена, представлявшая сразу, рядом друг с другом, все земные места действия; и здесь библейская или легендарная драма нередко начиналась с теологического пролога - диалога апостолов, отцов церкви, пророков, сивилл и добродетелей, а оканчивалось, если обстоятельства позволяли, танцами. Само собой разумеется, что и в итальянских мистериях есть полукомические интермедии, разыгрываемые второстепенными персонажами, однако здесь этот элемент мистерий не выделялся так грубо, как на Севере.

В Италии широко распространены были подъемы в воздух и спуск; на больших придворных праздниках царили роскошные декорации , ковры, цветы и подобная пышность.

В городах поменьше, даже и при более бедных декорациях, воздействие этих духовных драм на души порой бывало сильнее. Один из великих проповедников, о которых пойдет речь в последней главе, Роберто да Лечче закончил цикл своих великопостных проповедей в Перудже во время чумы 1448 год постановкой в страстную пятницу Страстей Господних; актеров было совсем немного, но зрители рыдали в голос. Однако, чтобы растрогать зрителей, по таким случаям пускали в ход и средства из арсенала грубого натурализма. Когда автор, представляющий Христа, покрыт мнимыми рубцами, кровавым потом, имеет даже кровоточащую рану на боку:

Мистерии ставились не только по большим церковным праздникам, при бракосочетании государей и др., но и по иным, весьма разнообразным поводам. Например, когда папа канонизировал Барнардино Сиенского (1450) , в родном городе последнего - вероятно, на главной площади - были устроены бесплатная раздача угощения всем желающим, а также некое драматическое воспроизведение его канонизации.

Без сомнения, церковные процессии со времен раннего Средневековья сами по себе давали повод к участию масок, будь то дети - ангелы, сопровождавшие св. причастие, иконы и мощи, или же участвовавшие в шествии персонажи страстей: Христос с крестом, разбойники и воины, благочестивые жены. Процессии часто включались и язычески элементы - например, корабль, который тянули спрятанные внутри лошади. Помимо добавок, процессия украшалась шествием духовных масок.

Еще одним видом, помимо мистерий, были триумфы, устраивавшиеся полководцами при въезде в город на античный манер. Позднее триумфы утраивались по многим поводам и носили пышный характер с колесницами добродетелями, представлениями сцен по античной истории и мифам. На венецианских празднествах вместо колесниц практиковались водные выезды, отличавшиеся невероятным, фантастическим великолепием.

В XVI столетии знать для проведения празднеств организовывалась в корпорации; главным элементом празднества становилас какая-нибудь грандиозная машина, устанавливаемая на корабле. Так, в 1541г., на празднике Sempiterni по Большому каналу двигалась круглая "вселенная", в открытой внутренности которой гремел блистательный бал. И здешний карнавал славился всячекими балами, шествиями и представлениями.

На карнавале можно было видеть многочисленные бега: лошади, буйволы, ослы, старики, юноши, евреи: часть народ получал бесплатное угощение. Игрища отличались воинственно-роскошным характером: "сражения" всадников и парад вооруженных граждан. Маскарадная свобода нравов была велика и удерживалась порой на протяжении нескольких месяцев.

Помимо карнавала, римляне, вероятно, первыми оценили по достоинству и прелесть больших факельных шествий. Однако мо масштабу происходящих событий римский карнавал был превзойден флорентийским. Сюда ж относится и знаменитая колесница смерти с гробами, под конец открывавшимися.

Песни же, собранные и дошедшие д нас, толкуют шествие то патетически, то проказливо, то в высшей степени непристойно. Некоторые из самых фривольных приписывают даже и Лоренцо Великолепному - вероятно, потому, что истинный автор не рискнул себя назвать.

Запись Белой Настасьи


автор проекта : Настасья "Нимвен" Белая :: web/tech : elf.org.ru

elf.org.ru Rambler's Top100

Р Е К Л А М А