logocounter

 Средневековые 
 XV век 
 XVI век 
 XVIII век 
 Контрдансы 
 XIX век 
 XX век 
 Народные 
 Постановочные 

 Библиотека 


шаги
костюм Англии
костюм Франции

/ балли
арденте соле
балетто
верность любви
виланелла
вольта
Гавот
леджадра марина
ницарда
паванилья
поединок любви
спаньолетта
танец с цветком
турдион

алеманды
алеманда графа эссекского
алеманда Лорейн
алеманда леди Сесилии
королевская алеманда
новая алеманда
тинтернель
туркелон
черная алеманда

паваны
павана
павана Дианы Скривенер
павана графа сальсбургского
КАРОЛИНГСКАЯ ПАВАНА
КВАДРАТНАЯ ПАВАНА
МАННШАФТСКАЯ ПАВАНА

бранли
бранли
бранли 2
Крысиный бранль
бретонский бранль
высокого баруа
пуату бранль

гальярды

ГАЛЬЯРДА
ГАЛЬЯРДА ЛЕДИ ИЛЯНЫ
ГАЛЬЯРДА ДИАНЫ СКРИВЕНЕР

куранта

статьи
Жизнь французского двора XVI века
конспекты




© ELF.ORG.RU
Любое использование материалов кроме просмотра с этого сайта запрещено без согласования с создателями.



Магазины радиодеталей. Поиск и просмотр видеороликов в интернете
fti-optronic.com

16 век.

"После полуночи, когда празднество шло к концу, начался так называемый танец факела и шляпы, который и теперь еще исполняется в заключение праздников, когда кавалеры и дамы по своей прихоти друг друга поочередно выбирают"

Луиджи да Порто. История двух благородных влюбленных. 1524, Виченца.

Писать статьи по истории танца - почти то же, что искать иголку в стогу сена. Практически в каждой книге, где говорится о быте, о повседневной жизни какой-либо эпохи, рассказывается - в двух-трех строчках - и о танце. И частенько именно эти раскиданные кусочки - как приведенная цитата из "Итальянской новеллы Возрождения" - являются истинной правдой о танцах. Существует довольно много книг по историко - бытовому танцу как в России, так и в Европе, обзорные учебники по истории танца во множестве пишутся с 19 века, есть и более ранние - но все они страдают одной болезнью: эти авторы не жили в описываемых эпохах. Да, они читали умные трактаты, наблюдали за эволюцией танца, срисовывали позы танцующих с картин... но все остальное они придумывали сами. А следующий автор брал уже не первоисточники, а книги других авторов, домысливал немножко к ним... и потом еще были ученые и писатели, и хореографы, и каждый придумывал немножко по своему - все равно никто не знает, как оно было на самом деле... И то, что мы имеем сейчас в балетных училищах по дисциплине "историко - бытовой танец", мало похоже на танцы прошлых эпох.

Но хочется все же знать - почему у всех придворных были учителя танцев, почему именно хорошо танцевать считалось необходимым вплоть до первой мировой, почему на балах и карнавалах танцевали разные танцы в разных странах и эпохах, почему...

Почему, в конце концов, в наш век компьютеров, наркотиков, террористов и рэйва люди стали интересоваться старинными танцами?

Давайте поищем ответы - в цитатах, в предвзятых и объективных учебниках, во всем, что оставило нам Время.

Итак, на дворе - 16 век. Расцвет куртуазного танца. Век ромбронов, жестких корсетов, вытянутых носков обуви и - высокого Возрождения.

Европа: Франция; Испания и Австрия - всесильные Габсбурги; потрепанная бесконечными междоусобицами Италия, где войны и выбрасывание трупов из окон дворцов превосходно уживаются с гуманизмом Ренессанса; Англия, поднимающаяся на ноги, - к концу века она станет сильнейшей страной Европы; и Нидерланды - что-то вроде нынешней Чечни на карте России.

Голландия попыталась избавиться от власти испанского Фридриха II; это повлекло за собой вмешательство как германских княжеств, так и Франции, поскольку Голландия была удобным плацдармом для переброски войск и оружия в Шотландию, где вдова французского дофина, по совместительству шотландская принцесса Мария Стюарт, пыталась вооруженным путем свергнуть соседку , королеву Англии Елизавету, которая ввела в Англии единую религию - протестантизм, что повлекло за собой отлучение всей страны от церкви Римским папой, а Елизавета была помолвлена с испанским королем и французским дофином одновременно, а дофин не ладил со своей мамой - французской королевой Екатериной Медичи, больше всего на свете желавшей отстоять свои итальянские владения и постоянно затевавшей из-за этого военные походы, внося еще большую сумятицу в флорентийские дела...Франция являлась вассалом Англии, поэтому короли двух стран постоянно претендовали на престолы друг друга, а престолы вечно пустовали, поскольку царствующая Европа вся состояла из кузенов и кузин и почти все свадьбы игрались с разрешения папы на близкородственные браки, что приводило к большой королевской смертности... Голландия была протестантской, Франция - пыталась весь век примирить обе религии, Испания и Австрия - католическими... В общем, творился большой политический бардак, и большая часть спорных вопросов "в верхах" решалась путем заговоров, переворотов, покушений и отравлений.

Такой вот век, оставивший множество письменных и других источников, о котором, хорошенько покопавшись в документах, можно говорить с точностью до фраз, произнесенных пять веков назад...

Остались и "танцевальные" документы. Основные - "Орхезография" 1588 года монаха Туано Арбо, написанная во Франции почти сразу после Варфоломеевской ночи (те, кто читал романы о Генрихе IV и Екатерине Медичи, поймут контраст описанных танцев и развлечений с тем, что творилось в Лувре), и труды итальянского танцора и хореографа Карозо. Сразу оговорюсь: у меня лежит распечатка факсимиле "Орхезографии" из Библиотеки Конгресса, и с этим трудом мы довольно много работали - переводили со старофранцузского, восстанавливали описанные танцы, сверялись с западными коллегами. "Il Ballarino" в оригинале я могла только разглядывать, как картинку, поскольку знатоков итальянского времен 16 века у нас не оказалось. Поэтому итальянские танцы пришли к нам уже в английском варианте - Del' Dance Book.

Основными танцевальными формами остаются известные с 15 века балли и бассдансы. Итальянские танцы многократно усложнились, большинство из них имеют слово "балетти" в названии и сложную композицию: по сравнению с короткими танцевальными историями раннего Возрождения теперь танцуются целые романы. Практически все танцы по-прежнему рассказывают о любви, корень "аморе" встречается в каждом втором танце. Фидельта д'Аморе, Торнео Аморозо, Кача д'Аморе...

Да и количество шагов сильно увеличилось, появилось множество технически сложных элементов: гальярдные шаги, мелкие вариации - саффиче, скорси, батутти. Кавалеры должны перед началом танца приглашать даму сложным поклоном с реверансом и маханием шляпой в разные стороны. Дамы признаются, что танцы в их уме занимают такое же место, что и охота. При дворах царит кроваво - эротическая атмосфера... Изменять жене - признак хорошего тона. Зарезать в постели неверную с любовником - норма. Дуэль из-за оброненной фразы; смерть от падения во внезапно открывшийся люк в темных переходах дворца; постоянные переезды со всем скарбом, король, имевший право на любую девушку (в общем, да кто откажется?), вина в качестве единственных напитков - других просто не было, ну разве что вода... Мда, сплошной адреналин... Сколько же чувственности было в их танцах, когда даму держали за кончики пальцев, а вольта, где разрешалось брать партнершу за талию, считалась верхом неприличия, была запрещена церковью?

Вольта танцевалась Елизаветой, фактически отлученной от церкви, и считавшей, что у нее красивые ноги (в вольте дама подпрыгивает, опираясь на плечо кавалера, и юбки, взметнувшись, оголяют лодыжки). Во Франции был один - единственный кавалер, осмеливавшийся танцевать вольту при дворе... При этом вечерами в коридорах Лувра старались не ходить: во - первых, это было опасно, во - вторых, всюду были парочки, не добравшиеся до своих постелей...

"Рыцарская доблесть вырождается в обычный беспредметный кураж. Дуэли затевались по малейшим поводам.

- Поглядите, из-за какого вздора такой - то вверяет свою честь и самую жизнь своей шпаге или кинжалу; пусть он поведает вам, что повело к этой ссоре; ему не стоит делаь этого не покрывшись краской стыда, до того все это выеденного яйца не стоит, - замечает рациональный Монтень. Разумеется, эти простые игры не имели ничего общего с размахом и великолепием турниров, которые, наряду с охотой, считались благородными занятиями благородного сословия"1.

Во дворе играли, помимо любви и смерти, в лапту, шары, карты - причем современным казино далеко до бушевавших тогда страстей, коим предавались все во дворце, включая короля. В принципе рыцари умели играть в шашки и шахматы, но гораздо боле популярными развлечениями становятся бильбоке и игра в бирюльки, кости и, конечно, балы.

Бал 16 века: маскарад, изысканная музыка, танцы, еда, театрализованные представления и приуроченные к балам скандалы: отставки, назначения... Для маскарадов чаще всего использовались античные сюжеты, а самыми популярными карнавальными костюмами были мавританские, греческие, албанские, костюмы Арлекино, Пьеро и Пьеретты, домино. Полумаски посили практически постоянно, черная полумаска являлась почти обязательным атрибутом всех, выходивших из дворца вечером. Маскарадные маски были очень богатыми, с ручной вышивкой и драгоценными камнями, часто с длинными вытянутыми острыми носами. Обычным было переодевать дам в мужские костюмы и наоборот.

На бал при дворе было принято являться в новых костюмах... Вообще мода была еще одним из пунктов соперничества всех придворных. Принятая при дворах одежда, и без того вычурная, доводилась до абсурда модниками, а появившиеся изменения подхватывались остальными. В общем, сейчас все то же самое.

16 век - век галантности. Любовь на людях была романтичная, стихотворна и танцевальна.

Собственно, дальше нужно обращаться именно к танцам. В заключение приведу цитату из архива Школы (это кучки ксерокопий, рукописей, видеокассет и пр., лежащих в ящиках и комодах у основателей танцевального движения в Питере. Вопросы авторских прав тогда мало кого волновали, поэтому у большей части материалов авторство не указано)

"Начался бал. Тогдашние пляски - "Венера и Завр", "Жестокая участь", "Купидон" - отличались медлительностью, так как платья дам, длинные и тяжелые, не позволяли быстрых движений. Дамы и кавалеры сходились, расходились, с неторопливой важностью, с жеманными поклонами, тоными вздохами и сладкими улыбками. Женщины должны были выступать как павы, плыть как лебедки. И музыка была тихая. Нежная, почти унылая, полная страстным томлением, как песни Петрарки.

Главный полководец Моро, молодой сеньор Галеаццо Сансеварино, изысканный щеголь, весь в белом, с откидными рукавами на розовой подкладке, с алмазами на белых туфлях, с красивым, вялым, испитым и женоподобным лицом, очаровывал дам. Одобрительный шепот пробегал в толпе, когда во время танца "Жестокая участь", роняя, как будто нечаянно, на самом деле нарочно, туфлю с ноги или накидку с плеча, продолжал он скользить и кружиться по зале с тою "скучающею небрежностью", которая считалась признаком высшего изящества. В танце "Венера и Завр" дамы с любезной улыбкой водили своих кавалеров на золотых цепях, как узников, и, когда они с томными вздохами падали ниц, ставили им ногу на спину, как победительницы.

Была полночь. На балу царствовала увлекательная веселость. Только что начали модную пляску, во время которой кавалеры и дамы проходили вереницею под "аркою верных любовников". Человек, изображавший Гения Любви, с длинною трубою, находился на вершине арки; у подножия стояли судьи. Когда приближались "верные любовники", Гений приветствовал их нежной музыкой, судьи принимали с радостью. "Неверные" же тщетно старались пройти сквозь волшебную арку: труба оглушала их страшными звуками, судьи встречали бурею конфетти, и несчастные под градом насмешек должны были обратиться в бегство".

1 Информационный листок "Бал в Турнельском дворце" историко - культурного центра "Рыцари Круглого стола".


автор проекта : Настасья "Нимвен" Белая :: web/tech : elf.org.ru

elf.org.ru Rambler's Top100

Р Е К Л А М А