logocounter

 Средневековые 
 XV век 
 XVI век 
 XVIII век 
 Контрдансы 
 XIX век 
 XX век 
 Народные 
 Постановочные 

 Библиотека 


шаги
костюм Англии
костюм Франции

/ балли
арденте соле
балетто
верность любви
виланелла
вольта
Гавот
леджадра марина
ницарда
паванилья
поединок любви
спаньолетта
танец с цветком
турдион

алеманды
алеманда графа эссекского
алеманда Лорейн
алеманда леди Сесилии
королевская алеманда
новая алеманда
тинтернель
туркелон
черная алеманда

паваны
павана
павана Дианы Скривенер
павана графа сальсбургского
КАРОЛИНГСКАЯ ПАВАНА
КВАДРАТНАЯ ПАВАНА
МАННШАФТСКАЯ ПАВАНА

бранли
бранли
бранли 2
Крысиный бранль
бретонский бранль
высокого баруа
пуату бранль

гальярды

ГАЛЬЯРДА
ГАЛЬЯРДА ЛЕДИ ИЛЯНЫ
ГАЛЬЯРДА ДИАНЫ СКРИВЕНЕР

куранта

статьи
Жизнь французского двора XVI века
конспекты




© ELF.ORG.RU
Любое использование материалов кроме просмотра с этого сайта запрещено без согласования с создателями.



Возникновение и развитие народных танцев Западной Европы связано с трудовыми процессами, играми, старинными обрядами и религиозными праздниками. В каждой местности они имели свои отличительные черты и особенности. Для народных танцев были характерны различные шаги, сочетающиеся с подниманием ног, притоптыванием, скачками, покачиванием корпуса и многообразными движениями рук. В основном танцы имели живой, спонтанный характер, веселую мимику. Фиксировались только шаги, все остальные движения были импровизационными, хотя имели некоторый особый характер в каждой местности. Так, в шотландских танцах был элемент с поднятием и перекрещиванием ноги, стопа параллельно полу.

Во время ежегодных цеховых праздников ремесленники исполняли танцы, напоминавшие об их профессии, были широко распространены танцы с мячами, обручами, требовавшие большого умения. По грязным дорогам средневековья бродили не только певцы (менестрели, скальды, миннезингеры и пр.) и сказители, но и профессиональные акробаты, выделывающие сложнейшие трюки, и танцоры, специально приглашавшиеся на празднества, например, в монастырь, куда прибыл со своей свитой король - погостить.

В исторической традиции принято делить средневековье на два периода - 5/11 века - темные, господство церкви, схоластики, инквизиции, мрачная готика, и более прогрессивный - 11/15 века, можно сказать, подготовка в Возрождению. Самые ранние из известных нам народных танцев, имевших именно развлекательную функцию (не военные, не религиозные, не сценические пляски, во множестве существовавшие у римлян, греков и пр.) появляются как раз в это время, в 12 - 13 веках. Это может быть связано как с ослаблением церковного контроля над всеми сторонами жизни, так и с образованием крупных городов в Центральной и Северной Европе. Есть и еще один важный фактор - к 12 же веку относится появление на европейской карте большинства известных нам государств

Одними из первых известных нам народных танцев являются бранли - эти французские танцы были записаны горожанином Туано Арбо в 16 веке. Его книга построена характерным для того времени образом - в виде диалога ученика Каприоля со своим наставником. У Арбо записано бранлей - часть из них к 16 веку танцевалась уже только молодежью на маскарадах. Предположительно первые бранли появились еще в 12 веке. Эти танцы построены всего на нескольких движениях: двойной и простой шаги бранля, прыжок с выбрасыванием одной из ног вперед и каприоль. Бранли, основанные только на double, назывались двойными, на single - простыми, с прыжками - веселыми. Кроме того, бранли часто делят на мимические, круговые, линейные. Обстановка, в которой создавались бранли, родоначальники хореографии , описана в известной серии "Проклятые короли". Во Франции царили, помимо феодальной раздробленности, подкуп, шантаж, отравления, отсутствие гигиенических норм среди всех слоев населения, хроническая нехватка денег в королевской казне, применение принципа "хлеба и зрелищ" - публичные казни, процесс тамплиеров... Короли, чей двор не в силах был прокормить ни один город, находились в постоянных путешествиях, то отправляясь в паломничество, то на войну - средневековье. Однако танцы французских крестьян говорят о совсем другой, спокойной и красивой жизни - или это нам она такой кажется...

Самыми известными бранлями, которые танцуются сейчас во всем мире, являются Гороховый, Веселый, Конский, Шотландский, Пинагей, Прачек, Подсвечников и Военный. Их схемы довольно просты. Все бранли начинаются с левой ноги. Шаг бранля (двойной): шаг влево (смотрим в ту сторону, куда идем) приставить, влево приставить. Следующий шаг - вправо приставить, вправо приставить. Простой шаг: влево приставить вправо приставить. И снова - влево приставить и т.д.

Гороховый ( танцуется парами по кругу): 4 двойных, "пан" подпрыгивает на месте, "пани" тоже, затем за три прыжка "пан" упрыгивает к даме слева. Та возмущенно подпрыгивает, мол, кто ко мне прискакал, пан радостно скачет в ответ, мол, вот я какой, и "пани" упрыгивает к своему "настоящему" пану. Они берутся за руки и снова 4 двойных по кругу и т.д.

Конский видео(1 157 120 байт) (парами по кругу - кавалеры спиной в центр круга, дамы стоят к ним лицом, держась в парах за обе руки): 8 двойных (каждая пара двигается по своему маленькому кругу), затем кавалер делает правой ногой два шаркающих удара об пол, шаг вправо, приставить и с левой ноги в левую сторону на 4 счета поворот. Дама делает то же, потом еще раз кавалер и еще раз дама. И снова 8 двойных.

Веселый (все в кругу, взявшись за руки): выбрасываем вперед левую ногу, правую, левую, правую, на пятый счет подпрыгиваем на левой ноге, правая остается в воздухе. Снова выбрасываем левую и т.п. Танцуется в очень быстром темпе.

Шотландский.часть 1, видео(440 320 байт),часть 2,видео У Арбо написано, что изначально существовала целая сюита бранлей, называемых шотландскими, и в "Орхезографии" приводятся два таких бранля. Но до нас дошел только 1, сложенный из них. Поэтому наш шотландский бранль состоит из двух часть (каждая из которых на самом деле является самостоятельным бранлем). Туано рассказывает, что модно было танцевать именно бранлевые сюиты, когда один бранль переходит в другой. В более раннее время на балах в замках танцевали перенятые у крестьян бранли так, однако, чтобы двойной, простой и веселый бранль повторялись не более одного раза подряд. Таковы почти все бранли эпохи "Орхезографии". Что же на самом деле танцевали крестьяне, установить трудно. Сейчас во французских деревнях пляшут и те и эти бранли.

Шотландский бранль танцуется в кругу, взявшись за руки. Схема: двойной, двойной, простой, простой - это первая часть, повторяется 4 раза. Не забывайте вместо "приставить" заносить ногу крестообразно, стопа параллельно полу. При этом мы слегка привстаем на цыпочки. Вторая часть: двойной, простой, простой, двойной,двойной, простой, каприоль (левую вперед выкинули, правую, левую и левой ногой стукнули о правую в воздухе, но не высоко, а то упадете). Вторая часть повторяется 2 раза. И все сначала.

Пинагей: двойной, подпрыгнули на правой ноге, вынося левую в воздух. Двойной в левую сторону, выбрасываем левую, правую, левую и с левой 4 двойных (не забывайте, что double делаются попеременно влево и вправо, то есть на 4 счета влево, потом на 4 вправо и т.д.). И все сначала.

Бранль Прачек (назван так потому, говорит Арбо, что в нем делаются движения, имитирующие удары вальком, которые делают прачки на берегах Сены). Парами по кругу, взявшись за руки. 4 двойных, потом пары разворачиваются лицом друг к другу и делают 4 простых. Во время первых двух single кавалер кладет левую руку как на парту перед собой согнутой в локте, а правой делает два удара вперед, как бы грозя пальцем, потом то же самое левой рукой, а следующие два простых это делает дама. Затем они снова поворачиваются лицом в круг , делаю один двойной и на четыре счета, выбрасывая попеременно ноги, начиная с правой, поворачиваются на 180 градусов через левое плечо. И все сначала.

Бранль подсвечников, или канделябров, или свечной. Все стоят в кругу, у одного из танцующих в руке подсвечник с зажженными свечами. Танцор идет внутри круга обычным шагом, подпрыгивая на каждый третий шаг (шаг вперед левой, шаг правой, шаг левой , подпрыгнули на левой, поднимая правую в воздух ). Когда он находит понравившуюся ему даму, он делает простые шаги влево вправо, она ему отвечает, на третий шаг он отдает ей подсвечник и встает на ее место, а она начинает ходить по кругу. Я видела множество описаний этого бранля, том числе сделанных различными хореографами. Обычно сохраняется общая идея танца, но добавляется множество куртуазных моментов, поклонов, реверансов и т.д. Здесь я привожу "крестьянские" варианты бранлей. У нас нет достоверных свидетельств о бранлях при дворах, потому что Арбо пишет уже о сценических вариантах, бранлях, исполнявшихся знатью для потехи, и плясавших так же, как и простые люди. В нескольких местах Арбо говорит , что тому или иному танцу его научил простой бретонец и т.п. В некоторых танцах он не уверен, например, говоря про мальтийский бранль, он рассказывает, что 40 лет назад на карнавале его танцевали мальтийские рыцари, но вполне возможно, что на самой Мальте этот бранль танцуют в народе именно в таком виде.

Мальтийский бранль. В кругу, взявшись за руку. Двойной, простой, двойной, простой. В центр круга шаг вперед левой, вперед правой, 3 быстрых мелких шага, с правой освободившейся ноги шаркающий удар об пол в левую сторону, шаг влево, то же движение с левой в левую сторону, шаркаем правой влево, но шаг делаем вправо, следующие 3 шага делаем так, чтобы через правое плечо сделать полный оборот и вернуться на своем место в большом кругу. Повторяем движение в круг и обратно. Все сначала.

Бранль сабо. В кругу. Двойной влево, вправо, влево, вправо. Простой влево, вправо, вес на левой ноге, правой ногой три быстрых притопа об пол. Еще раз простой влево, вправо, три притопа. Иначе этот бранль называется бранлем башмачников.

Бранль Аридан. В кругу. Двойной влево, прыжок - левая вперед, правая вперед, левая вперед (на три счета), еще раз повторяется двойной влево и три прыжка. Вторая часть: двойной влево, 3 простых вправо, влево вправо, двойной влево, 2 прыжка (левая - правая выносятся поочередно), двойной вправо. В убыстренном темпе (на 4 счета) двойной влево и простой вправо с выносом левой ноги в 4 воздушную позицию (как в бургундском бранле). Вторая часть повторяется два раза.

Военный бранль видео(1 181 696 байт) 8 двойных с Пр, вторая часть: двойной Л, ПР, простой Л, Пр, двойной Л, простой Пр,Л, двойной Пр, простой Л, прыжок с выносом Пр, Л, Пр, каденца на Пр, каприоль.

Стиль бранлей высокого Баруа. Следующий шаг (под счет двойного бранлевого шага): 1 - прыжок влево на правую ногу, 2 - прыжок влево на левую ногу, 3 - прыжок влево на обе ноги, 4 - вынос правой ноги в 4 воздушную. Далее то же самое со сменой ног вправо. Как указывает Туано Арбо, этот стиль был принят в одной из провинций Франции, и таким образом могли заменяться все двойные бранлевые шаги в обычных бранлях.

Всего нам известно более 20 бранлей.

Помимо Туано Арбо, многие танцы были запечатлены художником Петером Брейгелем - на многих его полотнах изображены группы танцующих крестьян.

Как мы убедились, бранли - действительно простые и веселые танцы. Кроме того, шаг бранля настолько универсален, что можно согласиться с балетмейстерами, которые говорят, что именно от бранля произошли все остальные танцы. Обычно о дальнейшей жизни бранля в веках называют следующее: в Оверни из бранля возникло бурре, в Провансе - гавот, В Пуату - менуэт, в Бретани - пасспье. Само слово бранль переводится как двигаться, шевелиться, колебаться (последние два слова - то, чем занимается ваша верхняя половина, пока вы делаете шаги бранля).

Автор Белая Настасья


автор проекта : Настасья "Нимвен" Белая :: web/tech : elf.org.ru

elf.org.ru Rambler's Top100

Р Е К Л А М А