logocounter

 Средневековые 
 XV век 
 XVI век 
 XVIII век 
 Контрдансы 
 XIX век 
 XX век 
 Народные 
 Постановочные 

 Библиотека 


шаги
костюм Англии
костюм Франции

/ балли
арденте соле
балетто
верность любви
виланелла
вольта
Гавот
леджадра марина
ницарда
паванилья
поединок любви
спаньолетта
танец с цветком
турдион

алеманды
алеманда графа эссекского
алеманда Лорейн
алеманда леди Сесилии
королевская алеманда
новая алеманда
тинтернель
туркелон
черная алеманда

паваны
павана
павана Дианы Скривенер
павана графа сальсбургского
КАРОЛИНГСКАЯ ПАВАНА
КВАДРАТНАЯ ПАВАНА
МАННШАФТСКАЯ ПАВАНА

бранли
бранли
бранли 2
Крысиный бранль
бретонский бранль
высокого баруа
пуату бранль

гальярды

ГАЛЬЯРДА
ГАЛЬЯРДА ЛЕДИ ИЛЯНЫ
ГАЛЬЯРДА ДИАНЫ СКРИВЕНЕР

куранта

статьи
Жизнь французского двора XVI века
конспекты




© ELF.ORG.RU
Любое использование материалов кроме просмотра с этого сайта запрещено без согласования с создателями.



Костюм 16 века: поэзия и реальность.

Долгое время вилланельцы передавали знания о костюмах минувших эпох из уст в уста. При нашем отношении к одежде и

особенно при размере студенческих зарплат ничего более подробного и не требовалось. Но сейчас наступили другие времена.

Бывшие студенты заделались крутыми менеджерами и программерами, учителями танцев и веб - дизайнерами. И большую часть

заработанных денег они, судя по всему, готовы тратить ну если не на реконструкцию, то на удачную имитацию придворных

костюмов. Ну так умные книги им в помощь. Данная статья целиком и полностью основана на труде Кэролли Эриксона

"Елизавета I", 1938, перевод Анастасьева, 2000.

Цель данной статьи - рассказать все, что я знаю по данному поводу, чтобы ко мне не приставали с расспросами, и

подвигнуть знающих людей исправить мои многочисленные ошибки.

Итак, Англия, 16 век.

"Женщины поначалу отвыкали от мод, господствовавших при королеве Марии, не столь стремительно. Традиционные юбки с

фижмами, нижние юбки, юбки верхние, платья. Все это сохранилось, но лиф приобрел более жесткую форму (в ход пошли

деревянные или металлические пластинки), рукава сделались теснее и прямее, завершаясь манжетами. Фижмы, которые и сами

по себе могли держаться благодаря китовой кости или обручу, раздавались вширь все больше и больше, пока английский

перевод не превзошел французские оригинал, а он, по специально принятому декрету, не мог превышать 4 - х футов в ширину.

В 1564 году для сотен вконец измучившихся прачек и служанок пробил час избавления - в Англию приехала госпожа Динген

Вандерпласс и научила англичан, как надо крахмалить белье. Огромные плоеные воротники, вошедшие в моду некоторое время

назад, что требовали ярдов и ярдов батиста, представляли собою к тому же весьма хрупкие сооружения, удерживавшиеся на

весу при помощи сотен деревянных или костяных иголок. Девушки - служанки потом обливались, пока не поставят каждую на

свое место. По сути дела, это были изделия одноразового использования - чтобы надеть воротник заново, надо было

выстирать его, прогладить, сложить, развернуть, придать нужную форму и снова заняться иголками. Благодаря урокам госпожи

Вантерпласс, которая научила не только использовать, но и готовить крахмал, нужда в этой утомительной и однообразной

работе отпала.

Накрахмаленные воротнички держались сами по себе (либо на проволочном остове); при бережном обращении надевать их можно

было несколько раз. Впрочем, при всех усовершенствованиях изделие это оставалось достаточно хрупким. Следовало держаться

подальше от стен, занавесок, да и просто других дам с такими же воротниками, ибо малейшее соприкосновение могло

оказаться губительным для накрахмаленного произведения портновского искусства. А о свечах, факелах, а также влажной

погоде даже говорить не приходится. Судя по описаниям, под дождем эти штуки "надувались, как парус, и трепетали, как

свивальники".

Женские платья 16 века произвольно делятся на "испанскую" моду , позднее перешедшую с Екатериной в Англию - с жестким

вертюгаденом ("сад добродетели"), похожим на кринолин, вшитый в плотную юбку, и "французскую" - с ромбронами (валики из

полотна, набитые, извините, синтепоном, сделанные для увеличения объема бедер; похожи на нижнюю юбку, застегивающуюся у

пояса и с пришитым на уровне бедер валиком). Других вариантов, вшитых самостоятельно, пока не встречали. Оба варианта

шьются с жестким корсетом, идеал того времени - девически плоская грудь.

Воротники - или вышеописанные, или же типа жабо. Небольшие воротнички под горло, оканчивающиеся прихотливо изгибающимся

накрахмаленным жабо, очень изящны.

Если не вдаваться в подробности исторического кроя, то женский костюм можно составить из:

1) Корсет. Если не использовать изредка бывающие в продаже современные корсеты, то просто шьете по выкройке верх по

своей фигуре с рельефными швами от середины плеч через грудь до пояса, где швы сходятся в одну точку (имитируя "клин"

16-вечных платьев). Клин может быть из другой ткани, с вышивкой, нашитыми тесьмой и бусинами и т.п. Вырез обычно каре -

во французских платьях- или закрытый со стоячим воротничком под горло - в английских. По спинке корсет застегивается на

крючки, шнуровку (хотя исторически именно на крючки) или на молнию J

2) Рукава. Существовали сотни разновидностей рукавов. Простые зауживающиеся к запястью, разрезные из нескольких слоев,

широкие, состоящие из нескольких простых и декоративных рукавов, свисающие до пола и многие другие. Рукава пришиваются

нижней частью плечевого среза к корсету. Верхняя полуокружность рукава пристрачивается или к закрытому лифу

англо-испанского платья, либо к отдельной треугольной детали с округлыми краями, которая соединяла верх рукава с

воротничком под горло, чтобы сохранить декольте платья на груди и спинке.

3) Юбки. Обязательна нижняя очень широкая с оборками по низу (или с кружевами), которая надевается поверх ромброна или

кринолина. Вторая юбка обычно из ткани "клина", часто украшена теми же мотивами вышивки, тесьмы и т.д. Верхняя юбка из

более плотной и жесткой ткани, как и сам корсет, с разрезом, расширяющимся от талии к низу. Часто шьют только одну

верхнюю юбку из двух разных тканей, делая стыки швов в виде складки, когда верхний материал, отороченный тесьмой,

немного скрывает нижний, и кажется, что на самом деле у вас две отдельные юбки. Верхняя юбка отрезная по талии. Она

пристегивается на пуговицы к корсету с изнанки уже после того как одеты корсет и нижние юбки.

4) Воротник. Пристегивался на крючки (или на липучку) в самом конце туалета. Самостоятельно это сделать практически

невозможно.

Не забудьте: историчность историчностью, но вам это платье придется надевать без помощи четырех служанок, идти по улице

самой, а не ехать в экипаже или на носилках, а если вы переодеваетесь непосредственно перед балом или выступлением,

подумайте, как это великолепие будет выглядеть в мятом виде, напяленное в туалете за 15 минут. Возможно молнии, липучки

и уменьшенное количество деталей костюма существенно облегчат вам жизнь.

"Беспокойная, постоянно мятущаяся, с нервами, натянутыми как струна, дворцовая публика легко увлекалась то одним, то

другим, лишь бы не отстать от моды, особенно в одежде. Внешний вид - это самое главное, вот и неудивительно, что

придворные все время старались перещеголять друг друга, поразить какими-нибудь необычайного вида камзолом, туфлями,

шляпой. Это была непрекращающаяся игра, постоянная гонка - как в политике.

Тон задавали мужчины. Панталоны да рейтузы, некогда короткие и достаточно плотные, ныне удлинились до колен и выпирали,

словно набитые карманы; кружевные, с пуговицами из драгоценных камней камзолы тоже сделались длиннее и покрылись пышным

орнаментом. Все это: камзолы, рейтузы, плащи, шляпы, а также десятки иных элементов одежды, без которых не позволял себе

обходиться ни один придворный, - должно было составлять единый комплекс и гармонировать со всем остальным; потребные для

этого десятки ярдов золотой парчи, белоснежного шелка и багрово-красного бархата нередко превосходили, и весьма сильно

превосходили, возможности владельца.

А ведь это далеко не все: яркие шелковые чулки, подвязки с золотыми нитями или стеклярусом, туфли из мягкой кожи или

бархата с украшениями в виде лент и кружева, богато изукрашенная шпага или кинжал в ножнах из расшитого бархата.

Венчалось все это бархатной шляпой, нередко с длинными, фута с два, торчащими в разные стороны перьями на полях.

Надушенные, "благоухающие, как дамасская роза", перчатки, красивый носовой платок в руках, кольца с бриллиантами и

аметистами, тяжелые часы, амулет, быть может, медальон с локоном волос любимой --все это и многое другое, хоть и

обременяло придворного, но наверняка возвышало его в собственных глазах.

Добавьте к этому серьги, тщательно завитые волосы, парики, нарумяненные щеки. Бриллиантовая либо жемчужная серьга в

мочке уха как бы оттеняет безупречно уложенные локоны, то ли кокетливо укороченные, то ли напротив, вьющиеся, как у

юного пажа".

Стоит ли говорить, что в наше время я не встречала мужских костюмов 16 века, хотя бы отдаленно напоминающих оригинал.

Глядя на имеющиеся потуги, хочется предложить не мучиться (особенно если ваш костюм не шьет бригада мастериц с хорошим

вкусом, и вы не готовы потратить на него порядка 500$), а сшить себе простой костюм, который к тому же подойдет по духу

на пару следующих веков:

1) Нижняя рубашка из тонкой ткани, обильно украшенная кружевами по вороту и манжетам.

2) Бархатные штаны почти в обтяжку, застегивающиеся на пуговицу под коленкой.

3) Камзол - жилет. Строится почти также, как женский корсет, часто с клином или расшитой полосой посредине.

Застегивается наглухо под горлом или с пристегивающимся стоячим воротником. Рукава лучше делать слоеными, с

выглядывающим нижним слоем ткани (все делается на двойных складках, края которых оторачиваются тесьмой). Штаны можно

делать также слоеными, то если вы не заморачиваетесь на стеганый костюм (с подкладкой и подстежкой), то однослойный

выглядит довольно убого и слегка шарлатански. А если заменить камзол на аккуратную жилетку, то в этом вы сможете

танцевать даже еврейские танцы. :)

Белая Настасья


автор проекта : Настасья "Нимвен" Белая :: web/tech : elf.org.ru

elf.org.ru Rambler's Top100

Р Е К Л А М А