logocounter

 Средневековые 
 XV век 
 XVI век 
 XVIII век 
 Контрдансы 
 XIX век 
 XX век 
 Народные 
 Постановочные 

 Библиотека 


шаги
костюм Англии
костюм Франции

/ балли
арденте соле
балетто
верность любви
виланелла
вольта
Гавот
леджадра марина
ницарда
паванилья
поединок любви
спаньолетта
танец с цветком
турдион

алеманды
алеманда графа эссекского
алеманда Лорейн
алеманда леди Сесилии
королевская алеманда
новая алеманда
тинтернель
туркелон
черная алеманда

паваны
павана
павана Дианы Скривенер
павана графа сальсбургского
КАРОЛИНГСКАЯ ПАВАНА
КВАДРАТНАЯ ПАВАНА
МАННШАФТСКАЯ ПАВАНА

бранли
бранли
бранли 2
Крысиный бранль
бретонский бранль
высокого баруа
пуату бранль

гальярды

ГАЛЬЯРДА
ГАЛЬЯРДА ЛЕДИ ИЛЯНЫ
ГАЛЬЯРДА ДИАНЫ СКРИВЕНЕР

куранта

статьи
Жизнь французского двора XVI века
конспекты




© ELF.ORG.RU
Любое использование материалов кроме просмотра с этого сайта запрещено без согласования с создателями.



Ритмы повседневного существования.

Когда двор перебирался в замки Луары, на авансцене этого театра разыгрывалось

представление жизни и смерти королей, королев и принцев. Однако, благодаря тесному

контакту с великими мира сего, их слуги тоже становились причастными к этому

спектаклю истории; этикет сделается обременительным только в последней трети века. А

пока за правило поведения принималась почтительная имитация поведения господина.

Роскошь в одежде.

Торжественные церемонии, особенно утренний <восход> короля и его отход ко сну,

каждому давали возможность выставить напоказ свои роскошные одежды. Франциск I

первый подавал этому пример. Венецианские послы замечали: <Он любит изысканность в

одежде, его костюмы украшены галунами, россыпями драгоценных камней и

причудливыми узорами; его пурпуэны безукоризненно сшиты и отделаны золотой

тесьмой; его рубашка, очень тонкая, выглядывает из-за выреза пурпуэна по французской

моед>.

Мужская одежда состояла из составных шелковых шоссов цвета крамуази, или <цвета

пламени>, широкий и собранный в складку <жилет> - пурпуэн - доходил до бедер. На

талии он был перевязан богато украшенным поясом, на котором висели шпага и кинжал.

Выступающий брагетт(1) принимал вид богато украшенной раковины. В начале

царствования Франциска I носили рубашку без ворота, потом стал моден ворот,

украшенный кружевами, и постепенно, к середине века, он был заменен гофрированным

воротником - фрезе(2) . На голове носили ток, украшенный перьями.

Поверх пурпуэна надевали накидку до пояса - кап или длинную роб, подбитую

горностаем, собольим или беличьим мехом, в зависимости от занимаемой должности.

Женщины носили парадные роб, расширяющиеся книзу с расходящимися полами спереди,

чтобы было видно нижнее белье из дорогой ткани. С туго затянутой талии спускалась

цепочка из драгоценного металла. Корсаж или сюрко, тоже очень богато украшенный, в

начале века открывал грудь и шею, а потом, как в мужском костюме, стал моден ворот,

позже - фрезе. В начале века полагалось надевать на голову маленький чепчик -

колокольчик, сверху - вуаль(3), к середине века дамы стали носить изящные шляпки-ток,

аналогичные мужским.

Подобные одеяния требовали весьма значительных расходов, разорявших целые семьи.

Кроме того, они вызвали повышенный спрос на предметы роскоши, ввозимые в основном

из Италии. Вот почему Франциск I был вынужден за четыре года до своей смерти, в 1543

году, запретить дворянам носить серебряную и золотую парчу, золотую тесьму,

серебряную и золотую вышивку и галуны, бархат и шелковые ткани в полоску, установив

за нарушение штраф в тысячу ливров. Но для того, чтобы те, у кого уже были в гардеробе

такие одежды, успели их сносить, король позволил надевать их еще в течение трех

месяцев.

Но запреты ничего не дали: Генриху II в 1547 году вновь пришлось обратиться к этой

теме. Исключения составляли лишь дамы королевы и придворные принцесс. Но он был

вынужден позволить мещанам и дворянам выставлять напоказ свою роскошь во время

торжественных церемоний, в частности - больших выходов короля. Вероятно, для того

чтобы контролировать расходы на эти чрезмерные и разорительные туалеты, в октябре

1550 года король издал следующий ордонанс: одежды, сшитые целиком из шелка цевта

крамуази, разрешалось носить только принцам и принцессам. Другие расцветки и ткани

были разрешены простым дамам и дворянам. Жены судей и мещан могли носить бархат

лишь в качестве отделки. Священникам позволялось носить бархатные одеяния в том

случае, если они были принцами по происхождению. И лишь одна часть одеяния военных

могла быть сшита из драгоценной ткани, шелка или бархата.

В 1543 году Франциск I позволил солдатам украшать доспехи, но Генрих II ввел

ограничения: покрывать доспехи и попону серебряной парчой разрешалось только во

время битвы или турнира. Пажи могли носить ткань < с полоской или с вышитой

вставкой из шелка или бархата>, если это было угодно их господам. Последний пункт

ордонанса запрещал <всем ремесленникам, крестьянам и слугам> носить <шелковые

пурпуэн, шоссы в полоску и шелковые буфы(4)>, если только они не состоят на службе у

принца.

Позже Королевский совет внес уточнения: дети от десяти лет и старше тоже попадали под

этот ордонанс, однако епископы, аббаты и первые лица церквей, кафедральных храмов,

соборов имели право носить <шелк на шелк>, то есть несколько частей одежды могли

быть сшиты из драгоценных тканей.

Но придворные изобретали оригинальные фасоны, дававшие возможность обходить

закон, и праздники при дворе получались не менее блистательными, чем прежде. В

некоторые праздники выстраивалась королевская гвардия, и все любовались

великолепными доспехами, купленными в Германии или Испании. При Генрихе II маршал

Пьеро Строцци, кузен королевы Екатерины, содействовал тому, чтобы в Париже стали

изготовлять доспехи и нагрудные латы на миланский манер: все королевские доспехи

изготавливались отныне в этих цехах. В этих латах с великолепной инкрустацией король

выглядел полубогом.

Ночные привычки.

Если днем люди появлялись во всем великолепии своих роскошных одежд, то ночные

одеяния выглядели значительно проще. Авторы новелл и трактатов о приличиях

рассказали нам о привычках своих современников. А медики донесли до нас

свидетельства о гигиене того времени. Спали обычно в большом помещении, в центре

которого стояла кровать с пологом, практически превращавшим ее в отдельную комнату.

Кушетки, похожие на раскладушки, расставлялись каждый вечер у подножия <главной>

кровати и предназначались для свитских и слуг. Большую кровать чаще всего занимали

несколько человек: муж с женой, если это были супруги; иногда хозяин или хозяйка дома,

оказывая гостю честь, приглашали его в свою постель.

Чаще всего спали голыми. Всю ночь за кроватью горел ночник - светильник,

наполненный воском или маслом, или факел с воском или салом.

1- Брагетт - bragette (фр.) - откидной клапан на шоссах различных форм и покроев, появившийся в связи с

распространенностью кованых доспехов. В каждой стране имел свое название. Полностью исчез в конце 16

- начале 18 века.

2- Вплоть до Средних веков воротника на одежде не было, в XII веке появилась узкая полоска в вырезе,

постепенно превратившаяся в воротник-стойку. В XV веке воротник делался из меха или бархата. В

испанской моде XVI века появился широкий белый воротник, плотно прилегавший к шее. После 1575 года

воротник стал самостоятельной деталью модной одежды и увеличился до таких размеров, что около 1586

года его называли <мельничный жернов>. По-испански он называется <горгера> (gourguera) - круглый

гофрированный воротник чаще всего белого цвета. Его шили из тонкого полотна, закладывали складки и

крахмалили, иногда сажали на проволочный каркас.

3- Такой головной убор остался головным убором вдов

4- Речь идет о буфах, выпущенных из декоративных разрезов одежды.


автор проекта : Настасья "Нимвен" Белая :: web/tech : elf.org.ru

elf.org.ru Rambler's Top100

Р Е К Л А М А