logocounter

 Средневековые 
 XV век 
 XVI век 
 XVIII век 
 Контрдансы 
 XIX век 
 XX век 
 Народные 
 Постановочные 

 Библиотека 


шаги
FAQ по балам
польские танцы

вальсы
вальс
вальс миньон
вальс Людовика XV
вальс теней
новый вальс
вальс-менуэт
вальс-мазурка
ВАЛЬС-МАЗУРКА ГУСАРСКАЯ
ВАЛЬС-ФАНТАЗИЯ
вальс хезитейшн
вальс цветов
вальс-прогулка
фигурный вальс нежность
фигурный вальс
Heimats Kinder
Spanish Waltz
Vespri Siciliani
Imperial Waltz
Rynka
Traviata
Veleta
Венский юноша
Ветер с гор
Карусель дам
вальс св. бернара
Вальс в 5 па

польки
полька
полька-серпантин
полька-тройка
Полька Amazzoni
полька Крах французской империи
ЗОЛОТОЛЕССКАЯ ПОЛЬКА
САЛОННАЯ ПОЛЬКА
ПЯТКА-НОСОК ПОЛЬКА
ПОЛЬКА АКАДЕМИЧЕСКАЯ
КРАБОВАЯ ПОЛЬКА

мазурки
Lo Sberleffo
Varsovienne
Привет из Австрии
сердце женщины

полонез
полонез
фигуры полонеза
полонез Академии ТБМ
парадный полонез
полонез классический

кадрили
L'Etruria
Mazur Quadrille
Quadrille Carmen
Quadrille Les Varietes Parisiennes
Quadrille Principe Imperiale
кадриль (американский вариант)
кадриль (московский вариант)

контрдансы XIX века
L'Alegrezza
La Capricciosa
La Diana

другие
галопад
шакон
па де патинер
па де грас
па де труа
медведь
русский лирический
тампет
матредур
лансье

котильон
фигуры котильона

танго
фигуры танго

статьи
О вальсе
О джентльменах
О леди
светские разговоры в 1824 году
О внешнем виде
Денди
Балы и маскарады
Балы в Киеве
Балы и светские церемониалы в России (О. Захарова)
часть 1
часть 2

полонез (Л. Петровский)
кадриль (М. Вознесенский)
Элементы и термины sequence waltzes

источники


© ELF.ORG.RU
Любое использование материалов кроме просмотра с этого сайта запрещено без согласования с создателями.



Разводной Ключ. Большой Выбор. Сравните цены и выберите дешевле
instrumentale.ru
Краны, клапаны, затворы, фланцы и др
vbkom.ru

Великий контрактовый путь

От расцвета до заката Александр АНИСИМОВ "Телеграфъ"


Главной задачей Киевских Контрактов было, несомненно, юридическое содействие купцам и промышленникам в совершении крупных сделок на поставки больших партий зерна и муки, сахара, сухого варенья, изделий промышленности, оформление купчих на крепостных крестьян, заклад, покупку или продажу имений. Оформляли необходимые документы представители судебного по гражданским делам присутствия, которые на время Контрактов проводили выездные заседания непосредственно в Контрактовом доме. Во время Контрактов заметным явлением была ярмарка, на которой можно было купить и продать все, что угодно, а также от души повеселиться. Последнее обстоятельство привлекало в Киев тысячи расточительных гуляк, которые в кутежах, соря деньгами, радостно проводили время, флиртовали, заводили нужные и ненужные знакомства, а позже, покидая благословенный град, скучали целый год в своих местечках или, и того хуже, на отдаленных хуторах, мечтая о начале новых Контрактов.

На балах, устраиваемых во время Контрактов, в центре внимания оказывались в большинстве своем обученные правилам этикета студенты Императорского университета Святого Владимира. Историк Федор Эрнст отмечал, что "матримониальные дела играли также большую роль на Контрактах: мамаши вывозили в свет своих дочерей... и чаяния их частенько имели желаемый успех: пригожих панночек, как и контрактовые товары, разбирали быстро". На раутах тех времен блистало ожерелье, состоящее из красавиц, имена которых восторженно назывались вслух. Огромные деньги тратились на всевозможные угощения, экзотические цветы, наряды, украшения... Славились Контракты и азартными играми, пальму первенства среди которых удерживали карты. Здесь блистали мастерством господа военные. Во время Контрактов в Киев съезжалось несметное количество шулеров. О размахе "карточной эпидемии" можно судить из записок польского генерала Чайковского, помещенных в двенадцатом номере журнала "Русская старина" за 1895 год, где отмечалось, что "выехать с Контрактов было гораздо труднее, нежели добраться туда. Можно сказать, что Варшава танцевала, Краков молился, Львов любил, Вильно охотился, а Старый Киев играл в карты и из-за этого забыл, что предназначен Богом и людьми быть столицей всеславянства".

В 1847 году, посетив Киев, жертвой собственного неуемного азарта стал Ференц Лист, имевший несчастье все заработанные концертными выступлениями деньги (а это огромные суммы) оставить за игровым зеленым столом. На знаменитом музыканте неплохо заработали один из киевских студентов, имя которого в прессе не упоминалось, и "сиятельный шулер" из Немирова, также инкогнито. Подозревают, что либо знаменитый венгерский пианист был плохим игроком, либо применялись крапленые колоды, которые в сочетании с мастерством "надувателей" могли дать превосходный результат. Много позже киевские городские власти, когда запрет на игру в карты отменили, были вынуждены ввести строгие правила, согласно которым запрещалось при публичных играх в карты на деньги использовать "таковые заграничной выделки, не имеющие упаковки", в которой при распечатывании новой колоды разрушался специальный штемпель (подобно современным акцизным маркам на спиртных напитках).

Любимцем публики был скрипач Липинский, которого считали соперником Паганини. Прежде чем спросить о ценах на имения и хлеб, уважающий себя дворянин непременно вопрошал: прибыл ли на Контракты Липинский? Публика, читаем у Эрнста, "разрывала его на куски - один на обед, другой на ужин и т. д.". До 1797 года "из увеселительных зрелищ" в Киеве имелся лишь театр во флигеле Царского дворца и "редута" (нечто вроде городского клуба на Печерске), "в котором италианец представлял на сцене тень один раз", - утверждал профессор Иконников. Кстати, именно Контракты способствовали тому, что уже в самом начале XIX века, на перепутье между Печерском и Подолом, на тогдашней Конной (теперь - Европейской) площади, на свои "кровные" киевляне соорудили специальное здание для театра. Было оно хотя и просторным, но деревянным, а посему однажды "за ветхостью" его разобрали. Капитальные здания городского театра позже возводили уже в другом месте, но именно этому сооружению Киев обязан стремительным формированием нового городского центра, коим впоследствии стал Крещатик, который, между прочим, некоторое время даже именовался Театральной улицей. Здание, которое за отсутствием местной театральной труппы частенько пустовало, оживало во время Контрактов. Пятьсот человек приходили на ежедневные театральные представления, цены на которые поражали воображение обывателя. Так в 1820-е годы кресло стоило восемь рублей, а ложа - двадцать пять! Для театральных представлений, помимо постоянного здания на Царской площади и Контрактового дома, приспосабливали и другие помещения. Во многих частных домах существовало нечто, похожее на театральный зал и сцену. Спектакли имели изумительные названия: "Страшная тень Клары", "Елена, или Разбойники на Украине", "Абеллино, или Страшный бандит венецианский", "Сговор тамплиеров, или Страшный незнакомец"... "Днепровская русалка", содранная по сюжету с русалки германской "Donauweibchen", звучала в Киеве на русском языке. Позднее она стала просто "Русалкой", с успехом шла в театрах обеих столиц и в конце концов была переведена на украинский язык и демонстрировалась у нас как опера "Українка". В разные годы во время Контрактов киевляне и гости могли наслаждаться гастролями звезд мировой величины. Так, в нашем городе состоялся большой концерт знаменитой певицы Анжелики Каталани. Федор Эрнст, отмечая ее колоссальную популярность, утверждает, что одну из лучших улиц Кременчуга нарекли в 1820 году ее именем. Между прочим, ныне довольно провинциальный Кременчуг был в первой половине XIX века важным портовым центром на Днепре и городом с большим количеством населения. Сюда свозили на продажу огромное количество товаров, здесь совершали торговые сделки на миллионы рублей. Кременчугская биржа была основана еще в 1834 году и стала четвертой по счету во всей империи (после петербургской, московской и варшавской).

Бывала в Киеве во время Контрактов и итальянская опера, имевшая, правда, одесскую прописку, приезжал из той же Южной Пальмиры "страшный полунегр-полумулат" Айра Олдридж. Когда он играл Отелло, дамы падали в обморок! Однажды осчастливил горожан и контрактовичей балет известного во всем мире мадридского королевского театра. Привыкшие к балагану и вертепу киевляне на ура воспринимали гастроли немецкого театра марионеток. А еще Контрактовый дом помнит, что именно в его стенах устраивались съезды дворянства трех губерний Юго-Западного края, на которых происходили губернские дворянские выборы, словом, здание выполняло функции и дворянского, и купеческого клубов.

В "Москвитянине" за 1851 год была опубликована пространная театральная рецензия, посвященная событиям культурной жизни в нашем богоспасаемом городе зимой того же года. "В продолжение Контрактов в Киев прибыло много артистов, концерты шли друг за другом почти беспрерывно, театральные представления давались ежедневно, были маскарады, были музыкальные утренники и другие развлечения". Среди перечисленных концертов встречаем три концерта братьев Венявских, имена первого баритона миланской оперы Джордани, скрипачей Липинского и Контского (ученика Паганини). На таких концертах присутствовали одновременно до полутора тысяч человек. Кроме того, обывателя, привыкшего развлекаться с рассвета, радовали утренние концерты крепостного оркестра полтавского помещика Галагана. По вечерам устраивались бенефисы известных артистов, шли балетные пьесы, поставленные известным варшавским балетмейстером Морисом. Господин Леммергард демонстрировал ротозеям физические и химические опыты. Отдельно можно упомянуть и о том, что в Контрактовом доме тогда же состоялось несколько маскарадов с непременными лотереями, средства от которых город направлял в детские приюты. Вырученные суммы были приличными, так как каждый уважающий себя контрактович считал своим долгом помочь обездоленным. В уютном старинном зале Контрактового дома исполнялись во время отдыха от "торговых ассамблей" старинные танцы, блестящие мазурки, в коридорах за колоннами укрывались от любопытных взоров влюбленные парочки... Не пустовало здание и в другое время года.

На своем долгом веку Контрактовый дом повидал многое. Так, историк Михаил Захарченко сообщил, что в 1855 году здесь с успехом прошла первая в Киеве краевая сельскохозяйственная выставка. В 1866 году в роскошном зале для раутов и балов "киевское всех сословий общество дало обед лукулловский (по 12 рублей) в выражение своего сочувствия к проведенным Безаком русским идеям в Юго-Западном крае". Александр Павлович Безак был киевским генерал-губернатором и одновременно командующим Киевским военным округом. В обычное, не контрактовое время Городская дума приспосабливала здание для нужд акцизной камеры, сдавала помещения в аренду. Во время весенних разливов Днепра, когда затапливался Труханов остров со Слободками, здесь временно размещали пострадавших прибрежных жителей. Уже во время Первой Русской революции здесь проходили митинги и собрания. Во время выборов в Государственную думу именно в Контрактовом доме размещался Подольский избирательный участок. Хотя Контрактовая ярмарка продолжала свое существование, купцы с начала прошлого века совершали сделки на бирже, в кафе и кондитерских (например Семадени на Крещатике), в гостиницах... Дом ветшал, и сюда уже трудно было заманить толстосумов, которым, как писал в "Киевлянине" один фельетонист, "лень было спускаться на Подол". В 1911 году инициативная группа городской управы обратилась в Петербургское общество архитекторов с просьбой объявить всероссийский конкурс на лучший проект нового Контрактового дома. Журнал "Зодчий" опубликовал условия конкурса. В частности, предваряя конкурс, управа отмечала, что "в настоящее время благодаря развитию торговли и быстрому росту города, дом этот по ветхости, размерам и устройству уже не удовлетворяет своему назначению, и появляется необходимость строить новое помещение, более отвечающее назревшей потребности, и так как в части города, где расположена постройка, сосредоточена почти вся оптовая торговля, то решено часть помещений приспособить для постоянных оптовых складов-магазинов". Это должно было быть огромное по объему здание, выстроенное в глубине площади во всю ее ширину, между Спасской, Константиновской и Межигорской улицами. Фасад сооружения предполагалось устроить со стороны Александровской (теперь, как и встарь, - Контрактовой) площади. Смета нового здания составила около миллиона рублей. Если бы сие свершилось, грандиозный Контрактовый дом запросто снесли бы во время прокладки линии метро, подобно тому, как поступили со многими другими сооружениями. Несмотря на подготовленные фундаменты первой очереди строительства, Первая мировая война остановила затею. Кстати, утвержденный Думой проект киевского городского архитектора Эдуарда Брадтмана Эрнст оценивал как низкопробный, сравнивая его с "теремом огромных размеров", безвкусно насыщенным всевозможными эклектическими элементами. Очевидно, Киев не утвердил один из проектов-победителей Всероссийского конкурса в силу инерции. Власть имущие решили, что нужно отдать право постройки своему доморощенному зодчему, который, кстати, в том конкурсе и вовсе не принимал участия. Здесь приведу слова самого Эрнста, сказанные им в 1923 году, и которые, как мне кажется, вполне современны, ибо созвучны той строительно-архитектурной вакханалии, что творится в Киеве теперь. Итак: "Нам дуже дорога справа витворення власної арх_тектури - як для ц_лої України, так зокрема у її _сторичн_й та культурн_й столиц_. Але коли власних талановитих буд_вничих зараз, на жаль, тут немає, або вони працюють на п_вноч_ - нехай краще будує хто завгодно, аби в_н оздобив Київ справд_ художн_м твором. Адже ж це безм_рно краще н_ж отая гидота, що її були п_дносили нашому чудовому м_стов_ доморосл_ майстри... У справах нищення старовинних, або збудування нових великих буд_вель треба прислухатися до голосу компетентних художн_х орган_в - _накше ми йдемо назустр_ч ц_лковитому крахов_ в мистецтв_".

С началом Первой мировой войны Контракты отошли на второй план. В здании уже не устраивали концертов и театральных выступлений даже любительских трупп. Здесь разместили беженцев из прифронтовой полосы (в частности, евреев и немцев-колонистов). Мимо, иногда "задевая" само здание, здесь прошли в годы смуты армии Деникина и немцы, Центральная Рада и Скоропадский, поляки и Петлюра. Большевик Муравьев едва не разрушил Контрактовый дом во время жестоких артобстрелов города в 1918 году. После установления советской власти, в 1921-1922 годах, в стенах дома была реввоеншкола Всеобуча. В конце 1922 года, ровно восемьдесят лет назад, Киев создал ярмарочный комитет, целью которого стало возрождение некогда знаменитых Контрактов. Здание кое-как отремонтировали, уничтожив последние "архитектурные излишества". Киевские Контракты 1923 года прошли с участием не только РСФСР, но и представителей сопредельных государств. Они были устроены во многих помещениях Александровской (к тому времени - Красной) площади, в том числе и в просторном пятиэтажном доме Греческого монастыря Святой Екатерины, который появился в городе в канун мировой бойни и сдавался монахами в аренду как доходный: под банки, магазины, склады и конторы. В город, наконец-то, пришел нэп. Но, как оказалось, ненадолго. Уже через пять лет Контракты пришли в упадок, а после исчезли с горизонта на десятилетия. В упомянутом доходном доме разместились различные государственные учреждения с торговым уклоном. Контрактовый дом при совдепе также не стоял без дела. Сменяя друг друга, здесь размещалась Торговая академия с музеем, различные ФЗУ и даже дирекция Театра эстрады. Не так давно в Контрактовый дом пришли новые люди, которые не пожалели денег на бережную и дорогостоящую реконструкцию здания и фактически используют его по назначению. В его залах проходят оживленные торги. Здесь размещается Украинская межбанковская валютная биржа, которая в наступающем году отметит свой десятилетний юбилей. Он совпадет с 205-й годовщиной знаменитой мистерии под именем Киевские Контракты.


автор проекта : Настасья "Нимвен" Белая :: web/tech : elf.org.ru

elf.org.ru Rambler's Top100

Р Е К Л А М А
Ремонт фундамента могилы
Портал мастеров ремонта и отделки. Журнал о ремонте и дизайне
pomnimonih.ru