logocounter

 Средневековые 
 XV век 
 XVI век 
 XVIII век 
 Контрдансы 
 XIX век 
 XX век 
 Народные 
 Постановочные 

 Библиотека 


шаги
FAQ по балам
польские танцы

вальсы
вальс
вальс миньон
вальс Людовика XV
вальс теней
новый вальс
вальс-менуэт
вальс-мазурка
ВАЛЬС-МАЗУРКА ГУСАРСКАЯ
ВАЛЬС-ФАНТАЗИЯ
вальс хезитейшн
вальс цветов
вальс-прогулка
фигурный вальс нежность
фигурный вальс
Heimats Kinder
Spanish Waltz
Vespri Siciliani
Imperial Waltz
Rynka
Traviata
Veleta
Венский юноша
Ветер с гор
Карусель дам
вальс св. бернара
Вальс в 5 па

польки
полька
полька-серпантин
полька-тройка
Полька Amazzoni
полька Крах французской империи
ЗОЛОТОЛЕССКАЯ ПОЛЬКА
САЛОННАЯ ПОЛЬКА
ПЯТКА-НОСОК ПОЛЬКА
ПОЛЬКА АКАДЕМИЧЕСКАЯ
КРАБОВАЯ ПОЛЬКА

мазурки
Lo Sberleffo
Varsovienne
Привет из Австрии
сердце женщины

полонез
полонез
фигуры полонеза
полонез Академии ТБМ
парадный полонез
полонез классический

кадрили
L'Etruria
Mazur Quadrille
Quadrille Carmen
Quadrille Les Varietes Parisiennes
Quadrille Principe Imperiale
кадриль (американский вариант)
кадриль (московский вариант)

контрдансы XIX века
L'Alegrezza
La Capricciosa
La Diana

другие
галопад
шакон
па де патинер
па де грас
па де труа
медведь
русский лирический
тампет
матредур
лансье

котильон
фигуры котильона

танго
фигуры танго

статьи
О вальсе
О джентльменах
О леди
светские разговоры в 1824 году
О внешнем виде
Денди
Балы и маскарады
Балы в Киеве
Балы и светские церемониалы в России (О. Захарова)
часть 1
часть 2

полонез (Л. Петровский)
кадриль (М. Вознесенский)
Элементы и термины sequence waltzes

источники


© ELF.ORG.RU
Любое использование материалов кроме просмотра с этого сайта запрещено без согласования с создателями.



"ТАНГО"

Краткая характеристика и описание фигур.

составил артист-солист Императорского московского балета

В. Д. Никитин (Мухин)

Москва, 1914 г.

Танго получил свое распространение в Европе два с небольшим года тому назад, а год спустя появился и в России. Особенно стал известен у нас с осени минувшего года и с той поры с поразительной настойчивостью продолжает проникать во все слои общества, заняв по отношению к нашим прежним танцам прямо-таки угрожающее положение. Латинский глагол "Tango", буквально переводимый по-русски словом " касаться", указывает на родство танца с романской Европой. И, действительно, танец этот уже много лет назад зародился в среде южно-европейских выходцев, составляющих и ныне главную массу населения республик Аргентины и Бразилии. Однако, исполнение этого танца носит там совершенно иной характер. Вот почему, собираясь переплыть океан, Танго был вынужден примениться к требованиям Европейского вкуса и, если можно так выразиться, облагородиться, в чем и преуспел. В настоящее время это чрезвычайно изящный танец, фигуры которого очень красивы и своеобразны. Являясь агломератов чуть ли не всех танцев, появившихся и исчезнувших за последние десять лет, "Танго" насчитывает лишь несколько действительно оригинальных и удобных для исполнения фигур, принадлежащих собственно ему. Этим фигурам танец и обязан своей все растущей популярностью. Остальные фигуры танца или очень примитивны, или просто уродливы, особенно те, которые заимствованы у других вышедших из употребления танцев. Танцевать "Танго" нужно спокойно, ритмично, применяя ту особенную манеру, которая прекрасно характеризуется французским словом "souplesse". Смена фигур должна производиться без торопливости. но без пауз, так, чтобы фигуры чередуясь, сливались в исполнении в одну непрерывную, разнообразную фигуру. Pas "Танго" - это почти обыкновенные шаги. О том, как нужно их исполнять, будет сказано при описании отдельных фигур. Способ держать даму, заимствован у вальса, но с некоторыми изменениями. Так: даму держат не ладонью правой руки, а тыльной частью кисти, и несколько выше талии. Левая рука кавалера соединяется с правой рукой дамы в кисти любым способом, и эти руки держат вытянутыми в сторону и немного выше плеч. Хотя я намерен описать здесь всего три фигуры, - однако, при некоторой доле наблюдательности и пользуясь приведенными ниже указаниями, танцующие могут создать сами массу вариантов, один из которых я в виде примера и привожу в настоящем очерке. Характерно для "Танго" то, что многие из его фигур делятся на две совершенно одинаковые части, из которых первая танцуется в одном направлении, а вторая - в противоположном (туда и обратно), и еще то, что соединенные в пару кавалер и дама исполняют большинство фигур с разных ног, но делая одно и то же pas.

Фигура 1. "Le depart".

Допускающая массу вариантов, очень красивая и типичная, фигура эта пользуется громадной популярностью. Состоит из двух одинаковых частей. Первую часть фигуры танцующие исполняют, двигаясь в одном направлении, причем, стоя к даме лицом и в позе, описание которой было приведено выше, кавалер двигается вперед лицом, а дама - спиной. Вторую же часть фигуры исполняют в обратном направлении, т тогда дама идет в свою очередь лицом, а кавалер - спиной. Pas - почти обыкновенные шаги; требуется только, чтобы танцующий, делая шаг вперед, ставил ногу на пол не на каблук, как это делается при обычной ходьбе, а на носок ноги, т.е. так, как мы шагаем отступая назад. Таким образом, танцующий спиной должен исполнить эти шаги поневоле правильно. Начинают фигуру одновременно: кавалер с правой ноги (вперед), а дама с левой ноги (назад). Шаги нужно делать уверенные и довольно крупные. Танцуя, можно чуть покачиваться из стороны в сторону в темп шага: направо, при шаге с правой ноги, и налево, шагая с левой. Но именно чуть-чуть. Необходимо заботься о том, чтобы не сталкиваться ногами, для чего кавалер должен держаться немного левее дамы, а ноги танцующих должны двигаться каждая по своей отдельной линии.

Итак, став со своей дамой в позу, согласно приводившимся указаниям, и держа ноги в первой позиции, (хореографический термин), кавалер делает три шага вперед, начиная с правой, а его дама одновременно три таких же шага назад, но с левой. На это потребуется полтора такта музыки. Вместо четвертого шага, кавалер выдвигает левую ногу вперед, скользя ею по полу, и вытягивает ее перед собой, опираясь на пол носком этой ноги. Танцующие, исполняя ногой это "скользящее" движение, не должны переносить на нее тяжести своего корпуса. Такое же скользящее движение делает в тоже время и дама, но правой ногой и назад. Этим скользящим (четвертым по счету) движением заканчивается первая часть фигуры "Le depart" (2 такта музыки), и затем танцующие исполняют в обратном направлении совершенно такую же ее часть. Только теперь дама исполняет буквально то же, что исполнял кавалер, а кавалер повторяет pas своей дамы. Вся фигура требует 4 такта музыки, причем на каждое ее движение приходится пол-такта. Эту фигуру принято исполнять два раза подряд. Из этой фигуры, применяя нижеследующие указания можно создать пять-шесть вариантов, весьма удобных для исполнения. Стоит только попробовать сократить фигуру, исполнив ее начало и конец и отбросив середину. Или не доделать фигуру и оставшуюся музыку употребить на остановку в первой же позиции, поднимаясь плавно на полупальцы. Или, не возвращаясь обратно, попытаться исполнить вторую часть фигуры в ту же сторону, в какую исполнили первую ее часть. Или попробовать заменить часть одной фигуры частью другой, и т. д.

Фигура 2. "La promenade".

Фигура "La promenade" не менее популярна, чем только что описанная фигура "le depart". Но она никогда не применяется для начала танца, а исполняется обыкновенно после фигуры "le depart", или одного из ее вариантов. Направление, по которому она исполняется, пересекает линию, по которой двигались танцующие, фигуру "le depart" под прямым углом, т.е., если первая фигура исполнялась вдоль зала, то вторая - поперек. Эта фигура состоит также из двух симметричных частей, исполняемых, - первая часть в одну сторону, а вторая - в обратную. И так же, как в первой фигуре, танцующие должны исполнить в каждой части фигуры три шага и четвертое скользящее движение, но только немного иначе, нежели в первой фигуре, Первый шаг называется croise, и во время его исполнения, танцующие меняют направление. Делается croise следующим образом: кавалер и дама, окончив первую фигуру, стоят еще лицом к лицу. Затем кавалер делает шаг правой ногой налево, перенося правую ногу через подъем своей левой ноги. Так сделанный шаг заставляет как бы скрестить ноги, отсюда и название этого шага "croise". Дама, чтобы шагнуть в ту же сторону, делает croise левой ногой, также перенося ее через подъем своей правой ноги. Исполненный отчетливо, этот croise заставляет танцующих повернуться в ту сторону, куда каждый шагнул, делая croise. Вследствие этого оба танцующих окажутся стоящими друг к другу уже не лицом, а плечом, и смотрящими в одну и ту же сторону. Соединенные руки, державшиеся при исполнении первой фигуры в стороне, теперь оказываются перед танцующими. Их нужно опустить возможно ниже, а ноги ослабить в коленях и исполнять фигуру крадучись, с кошачьей грацией, и, разумеется, ритмично, что также характерно для "Танго". Считая croise за первый шаг, делают еще два шага и оканчивают эту часть фигуры скользящим движением вперед же, по способу, у казанному для фигуры "le depart", т. е. для кавалера - левой ногой, а для дамы - правой, и не перенося на ногу, делающую это движение, тяжести корпуса. При исполнении скользящего движения, танцующие начинают опять поворачиваться друг к другу, вследствие чего ноги, по окончанию скользящего движения, окажутся отодвинутыми в сторону. Не делая паузы, продолжают фигуру (вторая часть), для чего каждый делает croise той же ногой, которой только что закончил скользящее движение, и исполняет эту часть фигуры по образцу первой части, но, разумеется, уже в обратную сторону. Вся фигура требует 4 такта музыки, по пол-такта на движение ноги. Эту фигуру также принято исполнять два раза подряд. Желающие могут произвести от нее пять - шесть и даже более красивых вариантов, руководствуясь теми советами, которые даны при описании первой фигуры.

Фигура 3. "Le pas tourne".

В этой фигуре кавалер не играет активной роли. Для ее исполнения требуется точно такая же поза, как и для первой фигуры, т. е. кавалер во время исполнения фигуры держит даму правой рукой за талию, а левую соединяет с правой рукой дамы. Ноги того и другого стоят в первой позиции, если этой позицией удобно закончить предыдущую фигуру. Начинается фигура "Le pas tourne" тем, что оба танцующих делают croise, точно так же, как в только что описанной фигуре "la promenade". Затем кавалер, держась на полупальцах, уже не исполняет никаких pas, а только медленно повертывается на месте, служа центром того круга, по окружности которого движется дама. В свою очередь дама, сделав croise левой ногой и считая его за первый шаг, должна обойти вокруг кавалера, двигаясь направо по окружности. Для этого она переступает мелкими шагами, стараясь держать ноги все время в положении croise, для чего левая нога должна делать шаги крупнее, нежели правая. Ноги, делая эти движения, должны быть все время обращены носками в центр круга, т. е. к кавалеру, и, следовательно, передвигаться боком. Чтобы обойти полный круг, дама должна сделать шестнадцать таких шагов, для чего потребуется 8 тактов музыки. Роль кавалера сводится к тому, что он, не делая никаких pas, кроме первого (croise), медленно повертывается вместе с дамой, причем ноги его мало-помалу "раскручиваются" и концу 4-го такта придут в положение первой позиции. Тогда он снова делает croise той же ногой, и к концу 8-го такта, ноги его вновь "раскрутятся". Из этой фигуры можно образовать также много вариантов, особенно если изменить способ держать даму, и, оставаясь лицом друг к другу, вторую пару рук соединить так же, как и первую.

Фигура 4. Пример варианта фигуры "la promenade".

Довольно сложный вариант. Начинается в отличии от основной фигуры в противоположную сторону, т. е. так, как начинается вторая часть фигуры "la promenade", и не с croise, а с обыкновенного шага. Танцующие должны только повернуться и стать так, как они исполняли вторую часть фигуры "la promenade". Но начинать фигуру нужно с другой ноги: кавалеру - с правой, а даме - с левой. Манера исполнять та же, что и для фигуры "la promenade". Сделав три шага и идя плечом к плечу, танцующие (при исполнении третьего шага) поворачиваются опять лицом и корпусом друг к другу. Затем кавалер левой ногой вперед, а дама - правой ногой назад, делают скользящее движение (как и в первой части первой фигуры), но с той разницей, что в этой фигуре необходимо успеть перенести тяжесть корпуса на ту ногу, которая делает скользящее движение, но, конечно, не в момент самого движения, а по окончании его. Делается это потому, что следующий шаг будет сделан другой ногой, тогда как в первой и второй фигурах следующий шаг исполняла нога, только что сделавшая скользящее движение. Начиная с того момента, когда танцующие эту фигуру при третьем шаге поворачиваются снова друг к другу, они уже не меняют позы до полного окончания фигуры. Оканчивается фигура так: после скользящего движения, кавалер делает croise правой ногой налево, а дама - левой ногой и направо (но оставаясь лицом к лицу). Затем кавалер делает шаг левой ногой налево (боком), выводя левую ногу из положения croise, а дама то же самое исполняет правой ногой и направо; и, наконец, второе скользящее движение, которое кавалер делает правой ногой назад, а дама - левой ногой вперед (как конец первой фигуры). На это скользящее движение употребляется оставшийся целый такт музыки. Вся же фигура требует 4 такта и обязательно танцуется два раза. Вариантов не имеет, будучи сама вариантом фигуры "la promenade".

Описанием этих фигур я закончу свой очерк. Напомню еще раз, что, при всей кажущейся простоте, "Танго" требует большой ловкости и гибкости. Не малое значение имеют манеры танцующих и их костюм. Славой своей "Танго" обязан лучшим танцорам Запада, которые демонстрировали "Танго" на многочисленных dance's matchs и meetings, постоянно появляясь перед публикой в своих изящных туалетах и безукоризненных фраках.

В. Д. Никитин (Мухин).


автор проекта : Настасья "Нимвен" Белая :: web/tech : elf.org.ru

elf.org.ru Rambler's Top100

Р Е К Л А М А