logocounter

 Средневековые 
 XV век 
 XVI век 
 XVIII век 
 Контрдансы 
 XIX век 
 XX век 
 Народные 
 Постановочные 

 Библиотека 


шаги
FAQ по балам
польские танцы

вальсы
вальс
вальс миньон
вальс Людовика XV
вальс теней
новый вальс
вальс-менуэт
вальс-мазурка
ВАЛЬС-МАЗУРКА ГУСАРСКАЯ
ВАЛЬС-ФАНТАЗИЯ
вальс хезитейшн
вальс цветов
вальс-прогулка
фигурный вальс нежность
фигурный вальс
Heimats Kinder
Spanish Waltz
Vespri Siciliani
Imperial Waltz
Rynka
Traviata
Veleta
Венский юноша
Ветер с гор
Карусель дам
вальс св. бернара
Вальс в 5 па

польки
полька
полька-серпантин
полька-тройка
Полька Amazzoni
полька Крах французской империи
ЗОЛОТОЛЕССКАЯ ПОЛЬКА
САЛОННАЯ ПОЛЬКА
ПЯТКА-НОСОК ПОЛЬКА
ПОЛЬКА АКАДЕМИЧЕСКАЯ
КРАБОВАЯ ПОЛЬКА

мазурки
Lo Sberleffo
Varsovienne
Привет из Австрии
сердце женщины

полонез
полонез
фигуры полонеза
полонез Академии ТБМ
парадный полонез
полонез классический

кадрили
L'Etruria
Mazur Quadrille
Quadrille Carmen
Quadrille Les Varietes Parisiennes
Quadrille Principe Imperiale
кадриль (американский вариант)
кадриль (московский вариант)

контрдансы XIX века
L'Alegrezza
La Capricciosa
La Diana

другие
галопад
шакон
па де патинер
па де грас
па де труа
медведь
русский лирический
тампет
матредур
лансье

котильон
фигуры котильона

танго
фигуры танго

статьи
О вальсе
О джентльменах
О леди
светские разговоры в 1824 году
О внешнем виде
Денди
Балы и маскарады
Балы в Киеве
Балы и светские церемониалы в России (О. Захарова)
часть 1
часть 2

полонез (Л. Петровский)
кадриль (М. Вознесенский)
Элементы и термины sequence waltzes

источники


© ELF.ORG.RU
Любое использование материалов кроме просмотра с этого сайта запрещено без согласования с создателями.



О. Ю. Захарова, Светские церемониалы в России. 2003.

Социология бального танца.

Часть 1. Запись Белой Настасьи.

Степень популярности бального танца во многом совпадает с социальными процессами, происходившими в обществе. Великий Моцарт в сцене оперы "Дон-Жуан" воспроизвел своеобразную социологию танца. Изысканный Оттавио с Донной Анной танцуют менуэт, Дон-Жуан с простодушной Церлиной - контрданс, тогда как его слуга Лепорелло с крестьянином Мазетто отплясывают вальс.

В светском обществе было принято связывать внешний облик человека с его нравственными качествами. В этом отношении особое значение имели уроки танцев,

" <>: ибо как нравственная философия образует человека для благородных действий, так нравственные танцы приводят молодых людей к привлекательному общежитию" .

Если на ассамблеях Петра I на танцы смотрели как на некую повинность, то в царствование Екатерины I неумение танцевать - важный недостаток воспитания.

В 1731 году в Петербурге был организован Шляхтетский кадетский корпус, в учебный план которого входило изучение изящных искусств, в том числе и бального танца. Танцмейстером в корпус в 1734 год был приглашен Жан Батист Ланде. Именно по его прошению, подписанному 4 мая 1738 года, была организована "Собственная Ее Величества танцевальная школа" ( в настоящее время Академия русского балета имени А. Я. Вагановой в Санкт-Петербурге).

В школу принимали детей "подлого звания", то есть из народа. Это был важный шаг в создании национальной балетной школы.

В конце XVIII и начале XIX века танец наряду с иностранными языками и математикой - один из важнейших предметов в программе обучения дворянина. "<>: При отъезде дядя велел мне усовершенствоваться без него в французском языке и выучиться по-немецки, математике и танцовать <:>" - вспоминал М. А. Дмитриев. В 40- 50 - х годах страсть к танцам охватывает широкие круги буржуазии в России. Стихийно открываются танцклассы.

:Следует заметить, что в XVIII - XIX веках в европейских государствах в переломные периоды жизни общества наблюдался повышенный интерес к танцевальному искусству. Так, в 1797 году в Париже состоялось 684 публичных бала. Особую роскошь эти балы приобрели во дворцах денежной и родовой аристократии. Они начинались в два часа и с небольшим перерывом после обеда продолжались до глубокой ночи.

Балы с более демократической публикой происходили в специальных платных залах - "казино", здесь же обучали танцам модные учителя: Селлариус, Коралли, Лабор, Марковский.

В России общественные танцклассы существовали вплоть до конца царствования Императора Николая I. Мелкое чиновничество, средний класс и купцы не отставали от модных танцев, с особым жаром изучая их у танцмейстеров Кессениха и Мариинкевича.

Танец был обязательным предметом в государственных частных учебных заведениях. Его изучали в Царскосельском лицее и скромных коммерческих училищах, в военных заведениях и в Академии художеств. Декабристы устраивали в Сибири танцевальные вечера и обучали своих детей хореографии.

В светском обществе было принято связывать внешний облик человека с его нравственными качествами. С.Н. Глинка, вспоминая о своем учителе танцев, писал, что "ремесло свое он почитал делом не вещественным, но делом высокой нравственности. Ноден говорил, что вместе с выправкою тела выправляется и душа" .

: Наряду с верховой ездой, фехтованием и гимнастикой танцы причислялись к "благодетельным телесным упражнениям", которые в сочетании с музыкой способствуют гармоническому развитию личности.

Одним из лучших учителей бальных танцев первой половины XIX считался П. А. Иогель. В молодости он получил прекрасное образование и воспитание. Иогель не был театральным танцовщиком, но изучил бальные танцы до совершенства.

В январе 1800 года Иогель начал давать первые уроки, а 28 декабря 1849 года несколько поколений его учеников танцевали на бале своего почтенного наставника. Если на частный бал попасть было весьма непросто, а общественный требовал соблюдения всех тонкостей светского этикета, то отличительным свойством балов Иогеля являлась веселость, "<>: невольно охватывающая вас, заставляющая вас даже против воли танцевать и пожелать при окончании бала, зачем он так рано кончился, это веселость, которую почтенный и веселый до сих пор хозяин всегда умеет вдохнуть в свои празднества".

На бале 28 декабря было 900 человек, все танцевали до упаду и, выходя из собрания, сожалели, что бал кончился.

Маскарады Мунаретти не уступали в известности балам Иогеля. В 1818 году в Москве на Рождественской улице был танцевальный класс Мунаретти, куда ежедневно съезжались ученики различных сословий, национальностей и возраста. В сравнении с другими педагогами Мунаретти брал за уроки небольшую плату и обещал научить своих воспитанников всем танцам, какие известны в мире. Дом профессора был привлекателен для молодежи как школа н только танцевального, но и кулинарного искусства. У Мунаретти во время танцкласса предлагался завтрак. При этом сам педагог отлично готовил блюда итальянской кухни.

Мунаретти умел весьма оригинальным способом избавляться от учеников, желавших за малую плату обучаться у него до конца дней своих. Вместо отведенного часа он занимался с ними четыре часа подряд, заставляя без отдыха делать различные па и вальсировать до обморока. "Ученики его были по большей части народ мелочной торговли, которые искали во всем барышей: они думали быть в выигрыше, что за 25 рублей вместо часу их учат четыре, и не догадывались, что тут была своего рода шутка, танцмейстер их так замучивал, что они от непривычки танцевать так долго на другой день не могли встать на ноги и во всем теле чувствовали ломоту, одним словом, находились в таком же положении, как запаленные лошади. Тогда они проклинали танцы, отказывались от денег и желали только скорее оправиться"

Описываемая нами эпоха, по словам исследователя истории танца в России Л. Стукокина, могла быть названа эпохой "танцующей, паркетной". Такое настроение высшего культурного общества Булгарин объяснял тем, что "все сердца наполнены были какою-то сладостною надеждою; какими-то радостными ожиданиями" . Умение танцевать считалось ценным достоинством и могло принести успех не только на паркете, но и на поприще служебной карьеры. Промах в такте поднимался на смех.

:Но какие бы меры не предпринимал профессор Мунаретти, его классы всегда были переполнены.

: Танцовщица Роза Колинетт была также обожаема петербургской публикой. Выйдя замуж за Дидло, она оставила сцену и занялась преподаванием танцев. Будучи так счастлива в этом случае (да и по таланту стоила того), что имела уроки в самых высших аристократических домах: за уроки получала она неимоверную плату. "Когда в каком-нибудь доме собиралась кадриль из 8 барышень, то за два часа урока брала он сто рублей ассигнациями. Родители ее учениц были в восхищении от того, что у них учит танцевать мадам Дидло, потому что они могли похвастаться перед своими знакомыми тем, что в то время она учила Великих Княжон и была учительницей танцев в Смольном монастыре, где воспитывались высшего аристократического круга барышни:"

: В начале XIX столетия методика обучения танцам была следующая: в большинстве случаев занятия начинались с восьми или девяти лет, сначала детей ": заставляли делать разного рода батманы, потом учили разные па a terre, то есть па, не сопряженные с прыжками, под разные размеры музыки для разнохарактерных и бальных танцев". Старые учителя полагали, что для выправки осанки и выработки грациозных манер необходимо долгое время обучать воспитанников менуэту a la reine и не спешить с разучиванием новых танцев до тех пор, пока менуэт не будет исполняться безукоризненно.

Княгиня Е. Р. Дашкова взяла на воспитание бедную английскую девушку и пригласила для занятий с ней танцами танцмейстера Ламираля, которому сказала при встрече: "Я слышала, что вы учите танцевать по методике мадам Дидло, ее метод мне очень нравится, потому что мадам Дидло очень занимается выправкой корпуса. Посмотрите на меня: я старуха, но до сих пор держу себя прямо, как стройная 18 - летняя девушка; когда я в молодости училась танцевать у придворного танцмейстера Пика, он долго держал меня на менуэте а ля рень, а нынче без выправки корпуса и рук прямо учат разным танцам. Графиня Анна Алексеевна Орлова привезла из Англии шотландский танец, под названием экосез и передала его танцевальному учителю Иогелю, который ныне всех заполонил этим танцем: право, смешно смотреть, как молодые барышни, сгорбясь подобно деревенским старухам, держат ноги на манер гусиных лап, носок с носком и подпрыгивают, как сороки. Я вас прошу, М.Г., учить мою воспитанницу подольше менуэт а ля рень; ожжет быть, ей это и покажется немного скучно, зато после ей слюбится, а для прочих танцев будет время".

По мнению специалистов, лучшим менуэтом, но вместе с тем самым трудным для исполнения считался менуэт, сочиненный Гарделем ко дню торжественного обручения Людовика XVI с Марией - Антуанеттой и носящий потому название menuet de la Reine. Королева любила танцы необычайно. Нередко она отправлялась на маскарадные балы в Опере инкогнито. Во время такой из таких поездок придворный экипаж почти развалился от ветхости. Марии Антуаннетте пришлось идти пешком до извозчика. Несмотря на маску, королеву узнали, и "враги ея воспользовались этим случаем, чтобы лишний раз оттенить то, что они называли безнравственным поведением австриячки" .

Менуэт был любимым танцем XVIII века. Но уже в середине века скованность его движений порождает иронию современников. Так, Вольтер, желая осмеять схоластическое построение метафизиков, сравнивает их с танцорами менуэта.

: С течением времени возникали и развивались новые направления танцевального искусства. Так, на публичных балах во Франции контрданс исполняла не только аристократия, но и зажиточные представители третьего сословия.

К первой трети восемнадцатого столетия насчитывалось уже до 900 вариантов фигур танца. "Борьба новых танцев со старыми, придворно-дворянскими, любопытно документируется во французским учебниках, посвященных танцам. В 1717 году солидное исследование Тауберта вовсе не упоминает о контрдансе. В 1728 году Дюпор описывает его в приложении к своему сборнику танцев. За период между 1775-м и 1783 годом специально контрдансу посвящается уже 17 монографий". Этот факт отмечает в своих очерках по истории танцевальной музыки М. С. Друскин.

: В отличие от контрданса, где танцующие располагаются напротив друг друга, в кадрили пары образовывали четырехугольник - carre. В средние века кадриль - это небольшой отряд всадников, участвующих в турнире. Обыкновенно рыцари делились на 4 группы, размещавшиеся по сторонам отведенного для поединка места, или парадировали, составляя поочередно различные фигуры. Каждая кадриль отличалась эмблемой и цветом костюма, имела своего лидера. В течение долгих десятилетий контрданс под именем кадрили оставался любимым танцем на русских балах.

Вероятно, военное происхождение кадрили объясняет ее популярность среди русских офицеров в начале XIX века.

: В России в девятнадцатом столетии контрданс, состоявший из нескольких фигур (сначала пяти, затем шести), назывался французской кадрилью.

Первый куплет кадрили - Pantalon. Итальянцы предполагали, что куплет назван именем одного из действующих лиц итальянской комедии, французы же считали, что музыкальным оригиналом для этого куплета послужила одна французская шансонетка, мотив которой лег в основу музыкальной композиции кадрили, второй куплет которой назывался Лето.

В музыкальном оригинале третьего куплета несколько раз слышался крик курицы, отсюда и название - La Poule (курица). Четвертый куплет La Trenis назван именем знаменитого танцора, автора этой части танца. Первая мелодия пятого куплета исполнялась на мотив пастушеского напева, отсюда и навание - La pastourelle - Пастушка. И, наконец, заключительный куплет - La finale.

Петровский А., Правила для благородных общественных танцев. Харьков, 1825. С. 139.

Дмитриев М. А. Главы воспоминаний моей жизни. М., 1998. С. 105.

Цит. по: Муравьева О.С. Как воспитывали русского дворянина. М., 1995. с. 225.

Правила светской жизни и этикета. Хороший тон. М., 1991. С. 91

Глушковский А.П. Воспоминания балетмейстера. М., 1940. С. 197

Там же. С 197-198.

Стуколкин Л. Преподаватель и распорядитель бальных танцев. СПб, 1894. С. 28 - 29.

Глушковский А.П. Указ. Соч. с. 148.

Там же, с. 192.

Там же, с. 137.

Танцы. История и развитие. СПб., 1903. С. 54.

Друскин М. С. Очерки по истории танцевальной музыки. Л., 1936. С. 21.


автор проекта : Настасья "Нимвен" Белая :: web/tech : elf.org.ru

elf.org.ru Rambler's Top100

Р Е К Л А М А