logocounter

 Средневековые 
 XV век 
 XVI век 
 XVIII век 
 Контрдансы 
 XIX век 
 XX век 
 Народные 
 Постановочные 

 Библиотека 


БАРОЧНАЯ АЛЛЕМАНДА
барочный гавот
менуэтный контрданс
бурре (Диана Скривенер)

менуэт
шаги менуэта
менуэт (диана Скривенер)
московский менуэт (Золотые леса)
менуэт (Медиваль)

статьи
музыкальный театр Испании 17 века
рококо
полонез


© ELF.ORG.RU
Любое использование материалов кроме просмотра с этого сайта запрещено без согласования с создателями.



М.В. Вознесенский

ПОЛЬСКИЙ, ПОЛОНЕЗ,

фр. polonaise, в России 18 в. известен как "польский", что дает основание считать это назв. основным. Слово "полонез" встречается только в переводной литературе.

П. - торжественный бальный танец-шествие. Его прототип - нар. польск. танец степенного, торжественного характера. В нар. быту - 4-дольный, в процессе эволюции преобразился в 3-дольный. Постепенно стал танцем аристократии, потеряв свою простоту. В шляхетской среде сначала танцевался только мужчинами и приобрел черты уверенной, спокойной, воинственной горделивости: "...не скоро, но важно танцо-вать его следует" (Петровский, 57). Наиболее распространена ритмическая фигура J"J^J J J J.

Шаг П., изящный и легкий, сопровождался неглубоким и плавным приседанием на третьей четверти каждого такта. Танец воспитывал стройность осанки, умение изящно и с достоинством "шествовать". В реальности танцевального быта П. исполняли по-разному: "...одни совсем не придерживались правил; другие прибавляли свое; иные ни своего ни чужого не делали, потому что не танцевали, а ходили в такт; производили шарканьем ног неприятный шум..." (Там же, 56). П. составлялся из трех шагов - эта простота исходной фигуры способствовала его распространению во всех странах Европы. Во Франции П. стал придв. танцем в 16 в., а в России был известен еще в допетровское время: П. был первым европейским танцем, бытующим в боярской Руси. О "степенных польских танцах" при дворе Алексея Михайловича упом. Я.Штелин (Ш т е л и н, 149). П. был популярен в начале 18 в., его танцевал Петр I и его окружение. В эти годы рус. вариант П. отличался от общеевропейского большей сдержанностью, степенностью. Нек-рые иностранцы, в частности принцы гессенские, танцевавшие др., более сложные танцы "довольно хорошо", будучи в 1723 при рус. дворе в СПБ, со сравнительно простым "польским никак не могут совладать" (Берхгольц 3, 64).

Особой разновидностью П. являлся церемониальный свадебный танец, сочетающий поклоны, степенное шествие пар и собств. танец. С него начинались и им заканчивались дворянские свадьбы. Сохранились сведения о церемониальных танцах в 1721: 29 сент. на свадьбе П.Мусина-Пушкина; 12 нояб. на свадьбе Матюшкина и др. спб. аристократов. Церемониальный танец не исключал обычного П., к-рый следовал после: так было, напр., на свадьбе кн. Репнина, кн. Ю.Трубецкого в 1721.

Наиболее полное описание церемониальных танцев - первого и прощального - дает Ф.В. Берхгольц: "Дамы, как и в Английских танцах, становятся по одну, а кавалеры по другую сторону; музыканты играют род погребального марша, в продолжение которого кавалер и дама первой пары сперва кланяются (делают реверансы) своим соседям и друг другу, потом... делают круг влево и становятся опять на свое место. Такта они не соблюдают при том никакого, а только... ходят и отвешивают зрителям поклоны. Прочие пары, одна за другою делают то же самое. Но когда эти туры заканчиваются, начинают играть польский, и тогда уже все танцуют как следует и тем кончают" (Берхгольц I, 145). Прощальный танец несколько отличается тем, что его танцевали, "во-первых, не три, а пять пар; во-вторых, что маршал со своим жезлом танцует впереди, и все должны следовать за ним и, наконец, в-третьих, тем, что польский начинается тотчас же" (Там же, 146). Во время танца все шаферы держат в руках восковые свечи, с к-рыми обыкновенно провожают танцующих в спальню невесты. Церемониальные танцы предполагали особый порядок танцующих. Обычно они открывались тремя парами: маршалом с невестою и двумя старшими шаферами с посаженой матерью и сестрой невесты. За первым танцем следовал цикл других, регламентированный бальным ритуалом.

П. (обычный) танцевался, разумеется, не только в пределах сугубо свадебных ритуалов. На балах, маскарадах, ассамблеях СПБ петровской эпохи этому танцу уделялось мн. внимания. И позднее П. не потерял для спб. знати своей привлекательности. В 1744 по случаю приезда в СПБ принцессы Ангальт-Цербстской (будущей Екатерины II), а также год спустя в день ее свадьбы при дворе давались балы. Второй бал был примечателен тем, что продолжался не более часа и танцевали на нем "только полонезы" (<Екатерина П>, 71). Насыщенный балами и маскарадами придворный музыкальный быт елизаветинской и екатерининской эпох привносил в простую основную фигуру П. разнообразие и изобретательность. Так, в 1765, 21 OKT., на придв. балу танцевали "...польский в четыре пары с шеном", то есть с цепью (П о p о ш и н, 471). Двадцатилетие спустя П. танцевали как на пышных бальных празднествах, так и в интимном кругу приближенных и фаворитов на малых эрмитажах и взрослые, и младшие члены царской семьи.

В зависимости от ситуации в П. принимало участие различное число танцующих. В церемониальном танце по 3 пары в начале свадьбы и по 5 - в конце. Танцы в 3 пары характерны и для неритуального П. Но .эти правила выполнялись нестрого уже в петровское время. А в случаях, когда балы устраивались в просторных залах, число танцующих доходило до 12 пар; в более поздние времена - и больше. П. был популярен среди лиц любого возраста и звания.

В 18 в. П. был любимейшим танцем молодежи. Простые фигуры и сравнительно медленный темп П. давали возможность для разговора, ведения любовной интриги. Все это увеличивало прелесть общения на балах и маскарадах, способствовало сближению, затрудненному вне ситуации светского праздника. Особой привлекательностью для молодых людей обладала одна из разновидностей П. - "круглый польский, который, кажется, был выдуман для интриг: он продолжался по нескольку часов, все в свою очередь, отделав по условию фигуру, стояли на своих местах, и каждая пара о чем-нибудь перебирала; разумеется, что разговоры такие были не философские: тут скромная и благородная любовь искала торжества чувствительного и нежного" (Долгоруков. Капище, 232). Так, в 1794 летом в Царском Селе во время польского фаворит Екатерины II П.А. Зубов пытался передать любовное послание в. кн. Елизавете Алексеевне.

"Золотым веком" П. в России являются 90-е гг., связанные с успехами завоевательной политики правительства и вытекающим отсюда общественным оптимизмом, к-рый отразил в своем творчестве с особой помпезностью О.А.Козловский. Его знаменитый П. на текст Г. Р. Державина "Гром победы раздавайся" был одно время официальным гимном России. Он сочинен в 1791 для праздника, дававшегося светлейшим кн. Г. А. Потемкиным в Таврическом дворце в честь взятия Измаила и замирения с Турцией. Были популярны и неоднократно издавались полонезы М.Огинского.

Значение П. в течение 18 в. изменялось. В начале века он был центральным танцем, включался в ритуал свадьбы и служил для открытия балов. В 60-е гг. П. потеснила мода на менуэт. Но позднее П. снова становится осн. бальным танцем. Существование П. в России не исчерпывается 18 в. и выходит далеко за его рамки.

Лит.: Георг И.; Петровский Л. Правила для благородных общественных танцев. Харьков, 1825; Болотов А.Т. Записки. СПб., 1871. Ч. 1, 4; Д о л го p у к о в. Капище; Б о б-р и н с к и и А.Г. Дневник... // РА. 1877. Кн. 3. Вып. 10; Пороши н; Вяземский П.А.

Поли. собр. соч. СПб., 1883. Т. 8; Ви-гель Ф.Ф. Записки. М., 1891. Ч. 1; Ю л ь Ю. Записки // РА. 1892. Кн. 2. Вып. 5; Б е p х-гольц; Долгоруко в; Богословский М.М. Петр I: Материалы для биографии. М., 1941. Т. 2. Ч. 1; Келдыш; МЭ; Аксаков С.Т. Семейная хроника. Детские годы Багрова-внука. М., 1983; ИРМ 2, 3; Г е р-ц е н А.Й. Княгиня Екатерина Романовна Дашкова //Дашкова Е.Р. Записки. Л., 1985; Васильева-Рождественская М.В. Историко-бытовой танец. М., 1987; С т о л п я н-с к и и; <Е к а т е p и н а П>. Записки императрицы Екатерины II. М., 1990; Храповицкий.


автор проекта : Настасья "Нимвен" Белая :: web/tech : elf.org.ru

elf.org.ru Rambler's Top100

Р Е К Л А М А