logocounter

 Средневековые 
 XV век 
 XVI век 
 XVIII век 
 Контрдансы 
 XIX век 
 XX век 
 Народные 
 Постановочные 

 Библиотека 


книги

Васильева-Рождественская
Даркевич
Ивановский
Колесникова
Красавина
Худеков



статьи

средневековье
виды средневековых танцев
танцы пилигримов


XV век
бытовые танцы
конспекты Худекова
повседневность
женщина в Италии
придворный в Италии
празднества
музыка
одежда и прически
лоренцо де медичи
сандро боттичелли
николо макиавелли


XVI век

Жизнь французского двора XVI века
конспекты



Контрдансы
поздние контрдансы

Барокко
музыкальный театр Испании 17 века
рококо
полонез

XIX век

О вальсе
О джентльменах
О леди
светские разговоры в 1824 году
О внешнем виде
Денди
Балы и маскарады
Балы в Киеве
Балы и светские церемониалы в России (О. Захарова)
часть 1
часть 2

полонез (Л. Петровский)
кадриль (М. Вознесенский)
Элементы и термины sequence waltzes

источники

XX век


© ELF.ORG.RU
Любое использование материалов кроме просмотра с этого сайта запрещено без согласования с создателями.



Якоб Буркхардт. Культура Италии в эпоху Возрождения. - М.: Интрада, 2001

Здесь следует упомянуть также о музыке. Сочинение музыки около 1500 г. сосредотачивалось преимущественно в руках нидерландской школы, произведения которой изумляли редкой искусностью и причудливостью. Но уже тогда наряду с ней существовала и итальянская музыка, без сомнения, более близкая нашему теперешнему звукоощущению. Полстолетия спустя явился Палестрина, мощь которого и ныне покоряет все души; м узнаём, что он был великим новатором, но вопрос о том, он ли или кто другой первым решительно вступил в мир современного нам музыкального языка, е может быть решен здесь профаном. Почему мы и оставляем в стороне историю музыки и постараемся обосновать место музыки в тогдашней общественной жизни.

Для Ренессанса и для Италии в высшей степени характерны богатая специализация оркестра, поиск новых инструментов, т.е. тембров, и - в тесной связи с этим - виртуозность, т.е. вступление личность в тесную связь с определенным родом музыки и определенным инструментом.

Из инструментов, способных выразить всю полноту гармонии, весьма рано получили распространение и были усовершенствованы как орган, так и соответствующий ему струнный инструмент: гравичембало, или клавичембало; как известно, сохранились - поскольку их расписывали величайшие живописцы - образчики этих инструментов еще начала XIV века.

Кроме того, и скрипка вошла в ряд наиболее популярных инструментов, уже принося великую личную славу. При дворе Льва X, который еще в бытность кардиналом заполнил свой дом певцами и музыкантами и сам имел высокую репутацию знаток и исполнителя, прославились еврей Джван Мария и Якопо да Сансекондо; первому Лев пожаловал титул графа и имение, второй предположительно изображен в виде Аполлона на "Парнасе" Рафаэля. В течение XVI столетия знаменитости появились во всех видах исполнительства, и Ломаццо (ок. 1580) называет по три виртуоза в каждом роде: пении, игре на органе, лютне, цитре, лире, виоле да гамба, арфе, трубе и тромбоне; он выражает желание, чтобы их портреты были нарисованы на соответствующих инструментах. Такая разносторонняя сравнительная оценка была в то время немыслима вне Италии, хотя почти те же музыкальные инструменты могли встречаться повсюду.

Об обилии музыкальных инструментов свидетельствует и обычай их коллекционировать. В весьма музыкальной Венеции таких коллекций было множество, и если случалось при них собраться музыкантам, то тут же, по случаю, давался концерт. (В одной из коллекций можно было увидеть инструменты, сделанные по античным изображениям и описаниям; только не сообщается, играл ли на них кто-нибудь и как они звучали). Не следует забывать, что подобные предметы имели великолепную праздничную отделку и в сочетании образовывали красивую группу. В собрания прочих редкостей и художественных произведений также порой включали музыкальные инструменты.

Исполнителями, кроме настоящих виртуозов, могли быть и отдельные любители, из которых составляли целые оркестры, своего рода "академии", организованные наподобие корпораций. Весьма многие живописцы и скульпторы разбирались в музыке, а порой знали ее как профессионалы. - Знать недолюбливала духовые инструменты по той же причине, какая однажды отвратила от них Алквиада и саму Афину Палладу; благородное общество любило пение соло или в сопровождении скрипки, а также струнный квартет и - благодаря предоставляемому им богатству выразительных возможностей - клавир; но только не многоголосное пение, "ибо один голос лучше воспринимается, приносит больше наслаждения и вернее оценивается". Другими словами, поскольку пение, несмотря на все условные проявления скромности, выставляет напоказ отдельного общественного человека, то лучше слушать (и видеть) каждого в отдельности. Предполагается, однако, еще и пробуждение нежнейших чувств в слушательницах, а потому людям пожилым петь решительно не рекомендуется, даже если они еще могут хорошо петь и играть. Ведь очень важно, чтобы во впечатлении, производимом личностью, звучание и внешний облик гармонично соединялись. О том, чтобы в композиции признавалось самоценное произведение искусства, нет и речи; напротив, случалось, что слова песни повествовали об ужасной судьбе самого певца.

Очевидно, что этот дилетантизм, характерный как для знати, так и для среднего сословия, был в Италии более распространен и одновременно более приближен к подлинному искусству, чем в любой другой стране. Где бы ни изображалась жизнь общества, тут же упоминаются пение и игра на струнных инструментах; сотни портретов изображают людей музицирующими поодиночке или вместе, или просто с лютней и т.п. в руках, и даже концерты англов в церковной живописи показывают, как близко были знакомы художники с живым процессом музицирования.

Запись Белой Настасьи


автор проекта : Настасья "Нимвен" Белая :: web/tech : elf.org.ru

elf.org.ru Rambler's Top100

Р Е К Л А М А