logocounter

 Средневековые 
 XV век 
 XVI век 
 XVIII век 
 Контрдансы 
 XIX век 
 XX век 
 Народные 
 Постановочные 

 Библиотека 


книги

Васильева-Рождественская
Даркевич
Ивановский
Колесникова
Красавина
Худеков



статьи

средневековье
виды средневековых танцев
танцы пилигримов


XV век
бытовые танцы
конспекты Худекова
повседневность
женщина в Италии
придворный в Италии
празднества
музыка
одежда и прически
лоренцо де медичи
сандро боттичелли
николо макиавелли


XVI век

Жизнь французского двора XVI века
конспекты



Контрдансы
поздние контрдансы

Барокко
музыкальный театр Испании 17 века
рококо
полонез

XIX век

О вальсе
О джентльменах
О леди
светские разговоры в 1824 году
О внешнем виде
Денди
Балы и маскарады
Балы в Киеве
Балы и светские церемониалы в России (О. Захарова)
часть 1
часть 2

полонез (Л. Петровский)
кадриль (М. Вознесенский)
Элементы и термины sequence waltzes

источники

XX век


© ELF.ORG.RU
Любое использование материалов кроме просмотра с этого сайта запрещено без согласования с создателями.



Якоб Буркхардт. Культура Италии в эпоху Возрождения. - М.: Интрада, 2001

Сам внешний облик и материальное окружение человека, уклад повседневной жизни стали совершеннее, красивее, утонченнее, нежели за пределами Италии. Жилище представителей высших сословий - предмет истории искусства; здесь достаточно отметить, что оно превосходило уютом, гармоничностью и разумностью устройства замок или городскую резиденцию северного вельможи.

Одежда менялась так, что не всегда можно провести параллель с модами других стран, тем более что с конца XV века итальянцы весьма часто обращались к последним. Одеяния, изображаемые итальянскими живописцами, - в целом прекраснейшие и удобнейшие из всего, что тогда носили в Европе; однако мы не можем точно судить, насколько они представляют господствующую моду и точно ли они воспроизведены. Вне сомнений лишь то, что нигде не придавали такого значения одежде, как в Италии. Нация была и остается склонной к щегольству; но теперь и самые серьезные люди видели в прекрасной и удобной одежде немаловажное условие полноты личности. Во Флоренции был один момент, когда костюм представлял собой нечто индивидуальное, когда каждый изобретал свою собственную моду; еще в XVI веке встречались выдающиеся личности, которые отваживались на то же; прочие же по крайней мере умели и в господствующую моду вложить нечто индивидуальное. Когда Джованни дела Каза предостерегает от чрезмерно броского, от нарушений общепринятой моды, - это уже признак упадка Италии.

В Венеции и Флоренции в эпоху Ренессанса существовали предписания, как одеваться мужчинам и как украшать себя женщинам. Там, где одевались свободно, - например, в Неаполе, - моралисты констатировали, и даже не без горечи, что знать и простых горожан невозможно различить.

Особенного внимания заслуживает стремление женщин существенно изменить свою наружность посредством различных косметических приемов. Со времен падения Римской империи ни в одной стране Европы не занимались так много всесторонним улучшением фигуры, волос, цвета кожи, как тогда в Италии. Все стремились приблизить свою внешность к норме, хотя бы и путем вопиющего, откровеннейшего обмана.

Парики, в том числе из белого и желтого шелка, были распространены очень широко, - они вновь и вновь запрещались, но всякий раз опять надевались и носились, пока какому-нибудь проповеднику не удавалось растрогать души горожан; тогда на площади разводился симпатичный костюм, куда рядом с лютнями, орудиями игр, масками, записками с приворотными заклинаниями, песенниками и прочей мишурой возлагались и парики; очищающее пламя все уносило в воздух. Идеальным же цветом, которого стремились достичь как в своих собственных, так и в накладных волосах, был белокурый. И поскольку солнцу приписывалось свойство делать волосы белокурыми, находились дам, которые при хорошей погоде весь день не вылезали из-под солнца; кроме того, употребляли красители и различные микстуры для роста волос.

К этому присоединялся еще целый арсенал косметических бальзамов, пластырей, белил и румян ( о которых в наше время утрачено всякое представление) для каждой отдельной части лица, в том числе для век и зубов. Ни насмешки поэтов, ни гнев проповедников, ни угроза раннего старения кожи не могли отвратить женщин от попыток изменить цвет и даже отчасти черты своего лица. Не исключено, что частые и пышные постановки мистерий, для которых раскрашивались и наряжались сотни людей, способствовали этим злоупотреблениям в повседневной жизни; во всяком случае, им предавались все, не отставали в меру своих возможностей и деревенские девушки.

Употребление парфюмерии также вышло за рамки умеренности и распространилось на все, что только составляет окружение человека. На празднествах душили духами и натирали благовониями даже мулов, а Пьетро Аретино благодарил Козимо I за присылку благоухающих духами денег.

Итальянцы того времени также были убеждены, что они опрятнее северян. Общие исторические соображения скорее подтверждают это притязания, чем опровергают; ведь без чистоплотности немыслима современная личность в ее совершенстве - личность, возникшая именно у итальянцев; скорее за, чем против, свидетельствует здесь и то, что итальянцы были тогда одной из самых богатых наций. Известно также что средоточием грязи в Италии почитали немца.

В первой половине XVI Джованни дела Каза издал учебник вежливости...

Запись Белой Настасьи


автор проекта : Настасья "Нимвен" Белая :: web/tech : elf.org.ru

elf.org.ru Rambler's Top100

Р Е К Л А М А