logocounter

 Средневековые 
 XV век 
 XVI век 
 XVIII век 
 Контрдансы 
 XIX век 
 XX век 
 Народные 
 Постановочные 

 Библиотека 


книги

Васильева-Рождественская
Даркевич
Ивановский
Колесникова
Красавина
Худеков



статьи

средневековье
виды средневековых танцев
танцы пилигримов


XV век
бытовые танцы
конспекты Худекова
повседневность
женщина в Италии
придворный в Италии
празднества
музыка
одежда и прически
лоренцо де медичи
сандро боттичелли
николо макиавелли


XVI век

Жизнь французского двора XVI века
конспекты



Контрдансы
поздние контрдансы

Барокко
музыкальный театр Испании 17 века
рококо
полонез

XIX век

О вальсе
О джентльменах
О леди
светские разговоры в 1824 году
О внешнем виде
Денди
Балы и маскарады
Балы в Киеве
Балы и светские церемониалы в России (О. Захарова)
часть 1
часть 2

полонез (Л. Петровский)
кадриль (М. Вознесенский)
Элементы и термины sequence waltzes

источники

XX век


© ELF.ORG.RU
Любое использование материалов кроме просмотра с этого сайта запрещено без согласования с создателями.



купить метандростенолон
steroid-farma.com.ua

Якоб Буркхардт. Культура Италии в эпоху Возрождения. - М.: Интрада, 2001

Итальянское празднество в его высшей форме - подлинный переход из жизни в искусство.

Главными формами праздничного действа были, как и повсюду на Западе, мистерия - драматизированные легенда или эпизод священной истории, и процессия - торжественное шествие по поводу какого-либо церковного праздника.

В Италии уже и представления самих мистерий были в целом явно роскошнее, богаче действующими лицами и - благодаря параллельному развитию искусств аи поэзии - отмечены большим вкусом, чем где бы то ни было. На основе мистерий в Италии затем развились не только фарс и вообще светская драма 9 как в других западных странах), но и - весьма скоро - пантомима, сопровождаемая пением и танцами и являвшая собой прежде всего красивое и роскошное зрелище.

Из процессий же в равнинных итальянских городах с их широкими, хорошо вымощенными улицами возникло trionfo, т.е. костюмированное шествие, частью пешее, частью в повозках, которое, будучи изначально церковным, постепенно приобретало все более светский смысл. Процессия на праздник Тела Христова и карнавальное шествие здесь стилистически смыкаются, обнаруживая одинаковую пышность, к тому же стилю вскоре примыкают и торжественные въезды государей. И прочие народы порой впадали при подобных обстоятельствах в величайшее расточительство, но лишь в Италии был выработан целостный, по всем правилам искусства церемониал, насытивший эти зрелища истинным смыслом.

Ныне мы видим лишь жалкие остатки этих празднеств. Из церковных, как и из княжеских процессий почти исчезли драматический момент, костюмирование, - потому что люди бояться насмешек и потому что образованный класс, посвящавший прежде все свои силы подобным занятиям, по разным причинам больше не получает от них удовольствия. И на карнавалах не увидишь уже больших шествий ряженых. То, что еще сохранилось, например, отдельные маски на шествиях братств и даже пышный праздник св. Розалии в Палермо, лишь показывает, как удалилась от того предмета высшая культура.

Полный расцвет празднеств наступает лишь с окончательно победой современного, с XV столетия, если, конечно, Флоренция и здесь не обогнала прочую Италию. По крайней мере, здесь уже с довольно ранних времен горожане организовывались по кварталам для проведения публичных спектаклей, требовавших значительных художественных сил. К ним относится представление ада на подмостках и барках, стоявших в Арно (1 мая 1304), во время коего под зрителями рухнул мост алла Каррайя. То, что позднее флорентинцы ездили по всей Италии в качестве устроителей празднеств, festatuoli, также говорит об их ранней искусности в этом ремесле.

Определяя, в чем состоит существенное превосходство итальянских празднеств над празднествами других народов, мы должны будем в первую очередь назвать умение развитой личности изображать индивидуальное, - т.е. способность изобрести, носить и оживлять полноценную маску. При этом живописец и ваятель не просто декорировали место действия, но и помогали создать персонаж, изобретая одежду,. Грим и пр. Во вторую очередь следует назвать общедоступность поэтической основы. Поэтический материал мистерий был одинаково доступен зрителям, ибо библейские и легендарные истории все и так хорошо знали, но что касается других поэтических форм - тут у Италии имелось преимущество. Италия обладала полнозвучной лирической поэзией, которая, облекая в декламацию священные или светские идеальные образы, увлекала за собой всякого. Кроме того, большая часть зрителей (в городах) знала мифологические и исторически фигуры, поскольку они заимствовались из круга общераспространенной образованности.

Мы начинаем в предположительно древнейшего жанра, мистерии. В целом они похожи на мистерии остальной Европы: и здесь на площадях, в церквах, в крытых галереях монастырей возводились большие подмостки, где наверху располагался рай, по необходимости занавешиваемый, внизу - иногда ад, а посредине - собственно сцена, представлявшая сразу, рядом друг с другом, все земные места действия; и здесь библейская или легендарная драма нередко начиналась с теологического пролога - диалога апостолов, отцов церкви, пророков, сивилл и добродетелей, а оканчивалось, если обстоятельства позволяли, танцами. Само собой разумеется, что и в итальянских мистериях есть полукомические интермедии, разыгрываемые второстепенными персонажами, однако здесь этот элемент мистерий не выделялся так грубо, как на Севере.

В Италии широко распространены были подъемы в воздух и спуск; на больших придворных праздниках царили роскошные декорации , ковры, цветы и подобная пышность.

В городах поменьше, даже и при более бедных декорациях, воздействие этих духовных драм на души порой бывало сильнее. Один из великих проповедников, о которых пойдет речь в последней главе, Роберто да Лечче закончил цикл своих великопостных проповедей в Перудже во время чумы 1448 год постановкой в страстную пятницу Страстей Господних; актеров было совсем немного, но зрители рыдали в голос. Однако, чтобы растрогать зрителей, по таким случаям пускали в ход и средства из арсенала грубого натурализма. Когда автор, представляющий Христа, покрыт мнимыми рубцами, кровавым потом, имеет даже кровоточащую рану на боку:

Мистерии ставились не только по большим церковным праздникам, при бракосочетании государей и др., но и по иным, весьма разнообразным поводам. Например, когда папа канонизировал Барнардино Сиенского (1450) , в родном городе последнего - вероятно, на главной площади - были устроены бесплатная раздача угощения всем желающим, а также некое драматическое воспроизведение его канонизации.

Без сомнения, церковные процессии со времен раннего Средневековья сами по себе давали повод к участию масок, будь то дети - ангелы, сопровождавшие св. причастие, иконы и мощи, или же участвовавшие в шествии персонажи страстей: Христос с крестом, разбойники и воины, благочестивые жены. Процессии часто включались и язычески элементы - например, корабль, который тянули спрятанные внутри лошади. Помимо добавок, процессия украшалась шествием духовных масок.

Еще одним видом, помимо мистерий, были триумфы, устраивавшиеся полководцами при въезде в город на античный манер. Позднее триумфы утраивались по многим поводам и носили пышный характер с колесницами добродетелями, представлениями сцен по античной истории и мифам. На венецианских празднествах вместо колесниц практиковались водные выезды, отличавшиеся невероятным, фантастическим великолепием.

В XVI столетии знать для проведения празднеств организовывалась в корпорации; главным элементом празднества становилас какая-нибудь грандиозная машина, устанавливаемая на корабле. Так, в 1541г., на празднике Sempiterni по Большому каналу двигалась круглая "вселенная", в открытой внутренности которой гремел блистательный бал. И здешний карнавал славился всячекими балами, шествиями и представлениями.

На карнавале можно было видеть многочисленные бега: лошади, буйволы, ослы, старики, юноши, евреи: часть народ получал бесплатное угощение. Игрища отличались воинственно-роскошным характером: "сражения" всадников и парад вооруженных граждан. Маскарадная свобода нравов была велика и удерживалась порой на протяжении нескольких месяцев.

Помимо карнавала, римляне, вероятно, первыми оценили по достоинству и прелесть больших факельных шествий. Однако мо масштабу происходящих событий римский карнавал был превзойден флорентийским. Сюда ж относится и знаменитая колесница смерти с гробами, под конец открывавшимися.

Песни же, собранные и дошедшие д нас, толкуют шествие то патетически, то проказливо, то в высшей степени непристойно. Некоторые из самых фривольных приписывают даже и Лоренцо Великолепному - вероятно, потому, что истинный автор не рискнул себя назвать.

Запись Белой Настасьи


автор проекта : Настасья "Нимвен" Белая :: web/tech : elf.org.ru

elf.org.ru Rambler's Top100

Р Е К Л А М А