logocounter

 Средневековые 
 XV век 
 XVI век 
 XVIII век 
 Контрдансы 
 XIX век 
 XX век 
 Народные 
 Постановочные 

 Библиотека 


книги

Васильева-Рождественская
Даркевич
Ивановский
Колесникова
Красавина
Худеков



статьи

средневековье
виды средневековых танцев
танцы пилигримов


XV век
бытовые танцы
конспекты Худекова
повседневность
женщина в Италии
придворный в Италии
празднества
музыка
одежда и прически
лоренцо де медичи
сандро боттичелли
николо макиавелли


XVI век

Жизнь французского двора XVI века
конспекты



Контрдансы
поздние контрдансы

Барокко
музыкальный театр Испании 17 века
рококо
полонез

XIX век

О вальсе
О джентльменах
О леди
светские разговоры в 1824 году
О внешнем виде
Денди
Балы и маскарады
Балы в Киеве
Балы и светские церемониалы в России (О. Захарова)
часть 1
часть 2

полонез (Л. Петровский)
кадриль (М. Вознесенский)
Элементы и термины sequence waltzes

источники

XX век


© ELF.ORG.RU
Любое использование материалов кроме просмотра с этого сайта запрещено без согласования с создателями.



О. Ю. Захарова, Светские церемониалы в России. 2003.

Социология бального танца.

Часть 1. Запись Белой Настасьи.

Степень популярности бального танца во многом совпадает с социальными процессами, происходившими в обществе. Великий Моцарт в сцене оперы "Дон-Жуан" воспроизвел своеобразную социологию танца. Изысканный Оттавио с Донной Анной танцуют менуэт, Дон-Жуан с простодушной Церлиной - контрданс, тогда как его слуга Лепорелло с крестьянином Мазетто отплясывают вальс.

В светском обществе было принято связывать внешний облик человека с его нравственными качествами. В этом отношении особое значение имели уроки танцев,

" <>: ибо как нравственная философия образует человека для благородных действий, так нравственные танцы приводят молодых людей к привлекательному общежитию" .

Если на ассамблеях Петра I на танцы смотрели как на некую повинность, то в царствование Екатерины I неумение танцевать - важный недостаток воспитания.

В 1731 году в Петербурге был организован Шляхтетский кадетский корпус, в учебный план которого входило изучение изящных искусств, в том числе и бального танца. Танцмейстером в корпус в 1734 год был приглашен Жан Батист Ланде. Именно по его прошению, подписанному 4 мая 1738 года, была организована "Собственная Ее Величества танцевальная школа" ( в настоящее время Академия русского балета имени А. Я. Вагановой в Санкт-Петербурге).

В школу принимали детей "подлого звания", то есть из народа. Это был важный шаг в создании национальной балетной школы.

В конце XVIII и начале XIX века танец наряду с иностранными языками и математикой - один из важнейших предметов в программе обучения дворянина. "<>: При отъезде дядя велел мне усовершенствоваться без него в французском языке и выучиться по-немецки, математике и танцовать <:>" - вспоминал М. А. Дмитриев. В 40- 50 - х годах страсть к танцам охватывает широкие круги буржуазии в России. Стихийно открываются танцклассы.

:Следует заметить, что в XVIII - XIX веках в европейских государствах в переломные периоды жизни общества наблюдался повышенный интерес к танцевальному искусству. Так, в 1797 году в Париже состоялось 684 публичных бала. Особую роскошь эти балы приобрели во дворцах денежной и родовой аристократии. Они начинались в два часа и с небольшим перерывом после обеда продолжались до глубокой ночи.

Балы с более демократической публикой происходили в специальных платных залах - "казино", здесь же обучали танцам модные учителя: Селлариус, Коралли, Лабор, Марковский.

В России общественные танцклассы существовали вплоть до конца царствования Императора Николая I. Мелкое чиновничество, средний класс и купцы не отставали от модных танцев, с особым жаром изучая их у танцмейстеров Кессениха и Мариинкевича.

Танец был обязательным предметом в государственных частных учебных заведениях. Его изучали в Царскосельском лицее и скромных коммерческих училищах, в военных заведениях и в Академии художеств. Декабристы устраивали в Сибири танцевальные вечера и обучали своих детей хореографии.

В светском обществе было принято связывать внешний облик человека с его нравственными качествами. С.Н. Глинка, вспоминая о своем учителе танцев, писал, что "ремесло свое он почитал делом не вещественным, но делом высокой нравственности. Ноден говорил, что вместе с выправкою тела выправляется и душа" .

: Наряду с верховой ездой, фехтованием и гимнастикой танцы причислялись к "благодетельным телесным упражнениям", которые в сочетании с музыкой способствуют гармоническому развитию личности.

Одним из лучших учителей бальных танцев первой половины XIX считался П. А. Иогель. В молодости он получил прекрасное образование и воспитание. Иогель не был театральным танцовщиком, но изучил бальные танцы до совершенства.

В январе 1800 года Иогель начал давать первые уроки, а 28 декабря 1849 года несколько поколений его учеников танцевали на бале своего почтенного наставника. Если на частный бал попасть было весьма непросто, а общественный требовал соблюдения всех тонкостей светского этикета, то отличительным свойством балов Иогеля являлась веселость, "<>: невольно охватывающая вас, заставляющая вас даже против воли танцевать и пожелать при окончании бала, зачем он так рано кончился, это веселость, которую почтенный и веселый до сих пор хозяин всегда умеет вдохнуть в свои празднества".

На бале 28 декабря было 900 человек, все танцевали до упаду и, выходя из собрания, сожалели, что бал кончился.

Маскарады Мунаретти не уступали в известности балам Иогеля. В 1818 году в Москве на Рождественской улице был танцевальный класс Мунаретти, куда ежедневно съезжались ученики различных сословий, национальностей и возраста. В сравнении с другими педагогами Мунаретти брал за уроки небольшую плату и обещал научить своих воспитанников всем танцам, какие известны в мире. Дом профессора был привлекателен для молодежи как школа н только танцевального, но и кулинарного искусства. У Мунаретти во время танцкласса предлагался завтрак. При этом сам педагог отлично готовил блюда итальянской кухни.

Мунаретти умел весьма оригинальным способом избавляться от учеников, желавших за малую плату обучаться у него до конца дней своих. Вместо отведенного часа он занимался с ними четыре часа подряд, заставляя без отдыха делать различные па и вальсировать до обморока. "Ученики его были по большей части народ мелочной торговли, которые искали во всем барышей: они думали быть в выигрыше, что за 25 рублей вместо часу их учат четыре, и не догадывались, что тут была своего рода шутка, танцмейстер их так замучивал, что они от непривычки танцевать так долго на другой день не могли встать на ноги и во всем теле чувствовали ломоту, одним словом, находились в таком же положении, как запаленные лошади. Тогда они проклинали танцы, отказывались от денег и желали только скорее оправиться"

Описываемая нами эпоха, по словам исследователя истории танца в России Л. Стукокина, могла быть названа эпохой "танцующей, паркетной". Такое настроение высшего культурного общества Булгарин объяснял тем, что "все сердца наполнены были какою-то сладостною надеждою; какими-то радостными ожиданиями" . Умение танцевать считалось ценным достоинством и могло принести успех не только на паркете, но и на поприще служебной карьеры. Промах в такте поднимался на смех.

:Но какие бы меры не предпринимал профессор Мунаретти, его классы всегда были переполнены.

: Танцовщица Роза Колинетт была также обожаема петербургской публикой. Выйдя замуж за Дидло, она оставила сцену и занялась преподаванием танцев. Будучи так счастлива в этом случае (да и по таланту стоила того), что имела уроки в самых высших аристократических домах: за уроки получала она неимоверную плату. "Когда в каком-нибудь доме собиралась кадриль из 8 барышень, то за два часа урока брала он сто рублей ассигнациями. Родители ее учениц были в восхищении от того, что у них учит танцевать мадам Дидло, потому что они могли похвастаться перед своими знакомыми тем, что в то время она учила Великих Княжон и была учительницей танцев в Смольном монастыре, где воспитывались высшего аристократического круга барышни:"

: В начале XIX столетия методика обучения танцам была следующая: в большинстве случаев занятия начинались с восьми или девяти лет, сначала детей ": заставляли делать разного рода батманы, потом учили разные па a terre, то есть па, не сопряженные с прыжками, под разные размеры музыки для разнохарактерных и бальных танцев". Старые учителя полагали, что для выправки осанки и выработки грациозных манер необходимо долгое время обучать воспитанников менуэту a la reine и не спешить с разучиванием новых танцев до тех пор, пока менуэт не будет исполняться безукоризненно.

Княгиня Е. Р. Дашкова взяла на воспитание бедную английскую девушку и пригласила для занятий с ней танцами танцмейстера Ламираля, которому сказала при встрече: "Я слышала, что вы учите танцевать по методике мадам Дидло, ее метод мне очень нравится, потому что мадам Дидло очень занимается выправкой корпуса. Посмотрите на меня: я старуха, но до сих пор держу себя прямо, как стройная 18 - летняя девушка; когда я в молодости училась танцевать у придворного танцмейстера Пика, он долго держал меня на менуэте а ля рень, а нынче без выправки корпуса и рук прямо учат разным танцам. Графиня Анна Алексеевна Орлова привезла из Англии шотландский танец, под названием экосез и передала его танцевальному учителю Иогелю, который ныне всех заполонил этим танцем: право, смешно смотреть, как молодые барышни, сгорбясь подобно деревенским старухам, держат ноги на манер гусиных лап, носок с носком и подпрыгивают, как сороки. Я вас прошу, М.Г., учить мою воспитанницу подольше менуэт а ля рень; ожжет быть, ей это и покажется немного скучно, зато после ей слюбится, а для прочих танцев будет время".

По мнению специалистов, лучшим менуэтом, но вместе с тем самым трудным для исполнения считался менуэт, сочиненный Гарделем ко дню торжественного обручения Людовика XVI с Марией - Антуанеттой и носящий потому название menuet de la Reine. Королева любила танцы необычайно. Нередко она отправлялась на маскарадные балы в Опере инкогнито. Во время такой из таких поездок придворный экипаж почти развалился от ветхости. Марии Антуаннетте пришлось идти пешком до извозчика. Несмотря на маску, королеву узнали, и "враги ея воспользовались этим случаем, чтобы лишний раз оттенить то, что они называли безнравственным поведением австриячки" .

Менуэт был любимым танцем XVIII века. Но уже в середине века скованность его движений порождает иронию современников. Так, Вольтер, желая осмеять схоластическое построение метафизиков, сравнивает их с танцорами менуэта.

: С течением времени возникали и развивались новые направления танцевального искусства. Так, на публичных балах во Франции контрданс исполняла не только аристократия, но и зажиточные представители третьего сословия.

К первой трети восемнадцатого столетия насчитывалось уже до 900 вариантов фигур танца. "Борьба новых танцев со старыми, придворно-дворянскими, любопытно документируется во французским учебниках, посвященных танцам. В 1717 году солидное исследование Тауберта вовсе не упоминает о контрдансе. В 1728 году Дюпор описывает его в приложении к своему сборнику танцев. За период между 1775-м и 1783 годом специально контрдансу посвящается уже 17 монографий". Этот факт отмечает в своих очерках по истории танцевальной музыки М. С. Друскин.

: В отличие от контрданса, где танцующие располагаются напротив друг друга, в кадрили пары образовывали четырехугольник - carre. В средние века кадриль - это небольшой отряд всадников, участвующих в турнире. Обыкновенно рыцари делились на 4 группы, размещавшиеся по сторонам отведенного для поединка места, или парадировали, составляя поочередно различные фигуры. Каждая кадриль отличалась эмблемой и цветом костюма, имела своего лидера. В течение долгих десятилетий контрданс под именем кадрили оставался любимым танцем на русских балах.

Вероятно, военное происхождение кадрили объясняет ее популярность среди русских офицеров в начале XIX века.

: В России в девятнадцатом столетии контрданс, состоявший из нескольких фигур (сначала пяти, затем шести), назывался французской кадрилью.

Первый куплет кадрили - Pantalon. Итальянцы предполагали, что куплет назван именем одного из действующих лиц итальянской комедии, французы же считали, что музыкальным оригиналом для этого куплета послужила одна французская шансонетка, мотив которой лег в основу музыкальной композиции кадрили, второй куплет которой назывался Лето.

В музыкальном оригинале третьего куплета несколько раз слышался крик курицы, отсюда и название - La Poule (курица). Четвертый куплет La Trenis назван именем знаменитого танцора, автора этой части танца. Первая мелодия пятого куплета исполнялась на мотив пастушеского напева, отсюда и навание - La pastourelle - Пастушка. И, наконец, заключительный куплет - La finale.

Петровский А., Правила для благородных общественных танцев. Харьков, 1825. С. 139.

Дмитриев М. А. Главы воспоминаний моей жизни. М., 1998. С. 105.

Цит. по: Муравьева О.С. Как воспитывали русского дворянина. М., 1995. с. 225.

Правила светской жизни и этикета. Хороший тон. М., 1991. С. 91

Глушковский А.П. Воспоминания балетмейстера. М., 1940. С. 197

Там же. С 197-198.

Стуколкин Л. Преподаватель и распорядитель бальных танцев. СПб, 1894. С. 28 - 29.

Глушковский А.П. Указ. Соч. с. 148.

Там же, с. 192.

Там же, с. 137.

Танцы. История и развитие. СПб., 1903. С. 54.

Друскин М. С. Очерки по истории танцевальной музыки. Л., 1936. С. 21.


автор проекта : Настасья "Нимвен" Белая :: web/tech : elf.org.ru

elf.org.ru Rambler's Top100

Р Е К Л А М А