logocounter

 Средневековые 
 XV век 
 XVI век 
 XVIII век 
 Контрдансы 
 XIX век 
 XX век 
 Народные 
 Постановочные 

 Библиотека 


шаги
уведомление
в чем танцевали контрдансы

"длинные"
ДЕТСКАЯ РОЩА
веселый парень
ИНДИЙСКАЯ КОРОЛЕВА
вальс-контрданс
фитц
джеммико
дыра в стене
сумашедший робин
мистер бэверидж мэггот
кэмбриджский вальс
МОРЯЧКА
веселые молочницы

круговые
дженни собирает груши
сбор гороха
ПРИЯТНАЯ КОМПАНИЯ
лес эппинг

линейные
однажды летним днем
все в саду зеленое
богини
старые кроты
нью бо пип
вольные каменщики
если бы весь мир был бумагой
ШОТЛАНДСКАЯ ШАПКА
даргасон
каштан
марш принца Руперта
новый обмен
ЧЕРНАЯ ЛОШАДКА
возвращение весны
сарбанд


две пары
контрданс марионеток
покой сердец
рафти-тафти
монах и монашка
хит энд мисс
рогоносец

квадраты
ньюкасл
гайдпарк
красивый дом
argeers

поздние контрдансы



© ELF.ORG.RU
Любое использование материалов кроме просмотра с этого сайта запрещено без согласования с создателями.



Продажа розеток и выключателей
jung-sale.ru
Качественные Купить входные двери от производителя
argusmsk.ru

Контрдансы прежде всего у всех вызывают ассоциацию с Англией. И, чтобы не говорили о французских или итальянских корнях этих танцев, несомненно, что как своеобразная группа они сформировались и впервые вошли в моду именно в Англии в 17 столетии. Впервые контрдансы упоминаются еще при королеве Елизавете /1/.

Но, для того чтобы лучше оценить сами танцы, следует вспомнить общий исторический фон, на котором они появились. XVII век - очень бурное время английской истории. В 1603 г. умирает королева Елизавета, а с ней умирает целая эпоха - эпоха английской славы, эпоха пышности и расточительства. На смену Елизавете и династии Тюдоров приходит новая династия, шотландская по происхождению, Стюартов. Впрочем, уже в 1640-х годах династия теряет престол (как позже оказалось, временно). В Англии побеждает революция под руководством генерала Оливера Кромвеля, король Карл I оказывается на плахе, королева Генриетта - во Франции. К концу века монархия и династия в Англии восстанавливаются.

Но как бы ни была важна событийная линия XVII века, линия культурного развития в данном случае гораздо важнее.

Царствование Елизаветы было золотым веком Англии и в прямом и в переносном смысле этого слова. Это был высочайший всплеск культурного развития Англии средних веков. Творили Шекспир и Кристофер Марло, строились многочисленные особняки, ныне составляющие золотой фонд английской архитектуры, рисовал свои миниатюры Николас Хиллиард. Двор блистал в золоте и драгоценных камнях. На костюмы тратились целые состояния. Вся жизнь была театром, а театр был стилем жизни. Кроме того, при Елизавете в стране окончательно утвердилось англиканство - одна из ветвей протестантизма, не осуждавшая, однако, богатства и роскоши.

Придворная помпезность не могла не оказать влияния и на танцевальную моду времени. При дворе часто исполнялись паваны, а любимым танцем Елизаветы была вольта.

Однако обстановка при дворе Елизаветы предполагала не только роскошь, но и полную размеренность, подавление свободной воли каждого человека. И поэтому после смерти королевы все обратились к интересам и развлечениям менее изысканным, но допускавшим большую вольность и простоту. Так же во Франции после смерти Короля-солнца строгий и помпезный стиль барокко сменился игривым рококо, а публику восхищали изображенные Ватто галантные дамы и кавалеры, просто сидящие на траве - при Людовике XIV-м такое себе никто не мог позволить.

И вот, в 1651 г. в издательстве Джона Плейфорда выходит книга "The English dancing master", в 1653 г. она вновь переиздается под названием "The dancing master", всего с 1651 по 1750 гг. этот каталог танцев выдержал 18 изданий, а последний сборник вышел в 1850 г. /2/.

Вошедшие в моду танцы назывались контрдансы (country dances). Это название содержало в себе сразу два смысла, впрочем, близких: Плейфорд публиковал обработки для высшего света народных танцев и танцы, сочиненные в "народном" стиле, постепенно входившем в моду на волнах буржуазной революции.

Общество было привлечено к контрдансам их простотой - танцы не содержали в себе сложных шагов, характерных для XVI века; а так же тем, что танцевать их могли почти все желающие: в зале можно было устроить несколько кругов или колонн, каждый/ая из которых включали 4-8 человек, в то время как помпезные танцы предыдущей эпохи подчас могла танцевать всего одна пара или тройка на весь зал.

Впрочем, народные танцы были не единственным источником формирования контрдансов: в Англии были известны и бранли, и итальянские танцы. По-видимому, в Англию не приезжали учителя с континента, но то, что привозили из Италии сами танцующие, дало благодатные ростки /3/.

В первом издании Плейфорда было помещено описание 105 танцев, во втором - уже 112.

Существовали в Англии и специальные заведения, где можно было выучиться танцам, например, в 1680 г. Джозеас Прийст (танцовщик и хореограф) открыл в Челси пансион для девиц, славившийся своими танцами и спектаклями. Этот пансион просуществовал до конца XVIII в. /4/.

В начале XVIII в. контрдансы попали во Францию. В 1706 г. известный французский хореограф Фелье выпускает первый сборник контрдансов на континенте /5/.

Но настоящий расцвет контрдансов в Европе начался во второй четверти XVIII в., в эпоху рококо. В 1760-1770-х гг. выпускается множество учебников, среди них "Практическая теория контрдансов" Далакюиса, "Трактат о танцах" Магри и многие другие /6/. В контрдансы (теперь превратившиеся из английских country dances - во французские contredanse /7/) было привнесено много нового, доселе для них не характерного: сложные шаги типа па-де-буре или па-де-баска, новые фигуры и др. В Европе контрдансы были любимы за тоже, за что и в Англии - они позволяли танцевать одновременно всем желающим и их темп был живее и интереснее, чем у церемониальных танцев предшествующей эпохи /8/.

Одновременно в Англии начали активно публиковаться книги по французскому танцевальному искусству, вошла в моду французская хореография /9/.

Т.о. вторая четверть XVIII в. - это поворотный пункт в истории этих изящных танцев. Поэтому для удобства в дальнейшем английские контрдансы XVII - начала XVIII вв. будут называться "ранними", а контрдансы XVIII-XIX вв. - "поздними".

В чем же состоит их различие?

1. Шаги.

Ранние контрдансы танцевались в основном простыми или двойными английскими шагами, основанными на естественном шаге человека /10/.

Поздние контрдансы были построены в основном на принятых во французской хореографии шассе, жете, ассамбле, па-де-баск, па-де-бурре, па-де-зефир и прочих шагах /11/. Впрочем, к середине XIX века большинство этих шагов из контрдансов исчезло и танцы снова стали исполняться на обычных проходах /12/.

Единым для ранних и поздних контрдансов было то, что и те, и другие, начинались с правой ноги.

2. Типы построения.

В этом аспекте ранние контрдансы были гораздо разнообразней поздних как по количеству танцующих (от 4 до бесконечности) так и по рисунку начальной фигуры (круг, квадрат, линия). Всего существовало девять основных типов построения: квадраты на две и на четыре пары, круги из трех, четырех и сколько угодно пар, линии из трех, четырех и сколько угодно пар, т.н. смешанный тип /13/.

Поздние контрдансы сохранили только квадрат на четыре пары (quadrill или cotillion) и линию на любое число пар (longway for as many as will).

3. Схемы построения самого танца.

Ранние контрдансы отличались тем, что в 80% случаев состояли из трех частей "с припевом" и были конечны: весь положенный набор фигур повторялся один раз, после чего танец заканчивался. Чаще всего частями были lines, sides, arms (впрочем, иногда их пытались разнообразить - например, в Newcastle после lines идет не привычная связка set и turne, а set к своему партнеру, потом set контрпартнеру), а припевы были или один на все части (Rufty-Tafty), "зеркальными" (Jenny pluck pears) или тремя разными (New exchange). Возможен был вариант, когда одинаковыми были куплеты, но разными - припевы (Hyde Park).

И все же стоит отметить, что по структуре ранние контрдансы были очень занудными: трехчастное деление вносилось даже в контрдансы "смешанного" типа, в целом отличавшиеся оригинальностью. Его привнесли даже в сарабанду! /14/

Поздние контрдансы в этом отношении были гораздо разнообразней. Они, как правило, танцевались дольше. С другой стороны, в поздних контрдансах часто встречалась ситуация, когда фигуру сначала повторяла первая пара, потом - вторая, потом - третья и так до бесконечности (Матредур, Экосез).

Стоит сразу оговорить, что в ранних контрдансах целые части - куплеты и припевы - складывались из отдельных маленьких фигур. В поздних контрдансах фигурой могли называться как типичные сочетания шагов /15/, так и самостоятельная часть танца /16/.

Именно из таких крупных фигур, каждая из которых занимала до 64 тактов (в ранних куплет или припев в среднем занимал 16 тактов) и состояли поздние контрдансы. Причем фигуры исполнялись не только для того, чтобы насладить танцующих, но и чтобы показать их искусство. Иногда фигуры контрданса состояли из поочередных соло кавалеров и дам разных пар, в которых танцующие показывали все свое умение /17/. Такого типа контрдансы были долгими и торжественными.

В XVIII веке наряду с менуэтом контрдансы были любимыми танцами. Их танцевали и сочиняли во всех странах, не только в Англии. Причем количество контрдансов было большим, и в них постоянно повторялся один и тот же набор фигур (впрочем, довольно разнообразных /18/), так что во многих исследованиях XIX-XX веков повторяется мнение, что контрданс это единый танец, а конкретные танцы - лишь его разновидности, "вариации на тему" /19/. По-видимому, в XVIII веке все же воспринимали каждый контрданс как самостоятельный танец, хоть и схожий с другими, родственными ему /20/. А на сложение мнения контрдансе как о едином танце с вариациями повлияли контрдансы, в которых первая пара могла выбирать фигуры, обязательные для исполнения всеми остальными танцующими (например, в экосезе /21/), но подобная схема танца встречалась достаточно редко.

Очень популярны были французская Quadrill, немецкий GrossVater и многие другие. В России также были "свои контрдансы", например, Данила Купор, очень любимый нашими монархами.

Но в конце XVIII века появился вальс, в 1810-х гг. - мазурка, в 1840-х гг. - полька. Эти танцы серьезно потеснили контрдансы с танцевального Олимпа. В результате, в XIX веке популярность контрдансов сильно упала, и, естественно, сами танцы опять изменились. В начале века еще сохранялись некоторые из танцев, популярных в пошлом столетии, например, во время Александра I танцевали Гроссфатер, матредур, тампет, экосез, французскую кадриль. К середине века из всех этих танцев в моде осталась только не умирающая французская кадриль, впрочем, претерпевшая сильные изменения /22/. В 1850-х годах появилась кадриль-лансье (иногда называвшаяся английской кадрилью), в 1870-х - империал. Этим практически исчерпывался репертуар контрдансов второй половины XIX века /23/. В конце века появилась так называемая кадриль-монстр - кадриль, переделанная по принципу котильона: она длилась до четырех часов, включала в себя фигуры из всех танцев и имела непредсказуемую последовательность фигур /24/. Фактически, это была смерть танца. Уже в начале XX века контрданс /25/ называется старинным танцем /26/.

Контрдансы XIX века отличались от предшественников не только меньшим количеством танцев. Прежде всего, уже к середине века были забыты все сложные шаги, и исполнялись танцы обычным танцевальным шагом /27/. Из-за этого же темп танца сильно ускорился, чтобы у танцующих не исчезло желание танцевать /28/. И в целом кадрили стали восприниматься как минуты отдыха между трепетными вальсами, стремительными польками и игривыми мазурками.

Возрождение контрдансов началось вместе с началом нового века. В то же время когда Франция, Германия или Россия, забыв о прежних любимцах, вытанцовывали танго и кейк-уок, в Англии танцовщица Сессилия Шарп вновь обратилась к контрдансам. В 1909 г. она опубликовала книгу "The Country Dance Book" с описаниями сельских танцев, собранных ею во время поездок по Англии, а через несколько лет - книги "The Country Dance Book" (II-VI), в которых обратилась к первому изданию Плейфорда, т.к. народные танцы начала XX века, которыми интересовалась Сессилия Шарп, сохраняли формы контрдансов XVII века /29/.

__________________

/1/ см. Nichols, J., ed., The Progresses and Public Processions of Queen Elizabeth, 3 vol., 1823, p. 95, цитируется по: The Origin of English Country Dance by Dani of the Seven Wells /http://www.pbm.com/~lindahl/lod/vol1/ECDorigin.html

/2/ см.: http://www.cam.ac.uk/societies/round/playford/index.htm

/3/ см.: The Origin of English Country Dance

by Dani of the Seven Wells http://www.pbm.com/~lindahl/lod/vol1/ECDorigin.html; Ивлева Л. Д. История преподавания танца. Челябинск, 2000, с.7

/4/ Ивлева :, с.7

/5/ Худяков С. Н. История танцев, ч.2, СПб, 1914, с.340

/6/ Худяков:, с.340

/7/ стоит отметить, что популярная сейчас легенда о том, что контрдансы называются так из-за того, что начинаются с правой ноги, в то время как все остальные - с левой не имеет под собой никакой почвы. В 19 веке была другая легенда, не хуже этой: они так называются из-за того, что танцевать приходится не только с партнером, но и с контрпартнером (Н.Этенлис. Пушкинский бал. СПб, 1999 г., с. 31 со ссылкой на работу Петровского).

/8/ Ивановский И. П. Бальный танец XVI-XIX вв. Л.-М., 1948, с. 110

/9/ впрочем, поздние контрдансы, созданные в Англии по духу часто напоминают ранние, и в целом история контрдансов в Англии шла гораздо более плавно, чем на континенте: например, в XIX веке в Англии продолжали создаваться новые контрдансы, в то время как во всем остальном мире из этой группы танцев исполнялась практически только кадриль (см., например, Thompson Twenty Four Country Dance, 1816 - из этого издания нам известен Cambrige Waltz).

/10/ подробнее об этом смотри в разделе шаги контрдансов

/11/ с конца XVIII века в контрдансах появляются вальсовые шаги

/12/ А. Максин Изучение бальных танцев. М., 1839, с.19, Петрова:, с.33

/13/ подробно каждый тип построения разбирается в разделе шаги контрдансов

/14/ Впрочем, были и другие варианты, правда, занимавшие не более 20% от общей массы. Например, весь контрданс мог состоять из набора не повторяющихся фигур (Fryar and the Nun). Или, как вариант, в контрдансе четыре раза повторялась одна и та же композиция, но в первый раз ее исполнял первый кавалер со всеми дамами, во второй - второй и т.д. Подобные варианты существовали и в поздних контрдансах.

/15/ см. в разделе шаги контрдансов

/16/ примером являются фигуры кадрили

/17/ до середины XIX в. такой была пятая фигура кадрили, считавшаяся из-за соло кавалера кульминацией танца - Петрова М. Ю. Петербургский новейший самоучитель всех общественных танцев. СПб, 1878, с.18

/18/ см. раздел Фигуры поздних контрдансов

/19/ Ивановский:, с.110

/20/ Это подтверждается тем, что учебники XVIII века приводят описания именно танцев, а не отдельных фигур - см. Худяков:, с.340

/21/ Максин:, с.36

/22/ кадриль появилась еще в XVIII в. (любящие все удревнять учителя танцев конца XIX века датируют ее первой половиной XVIII в., но достоверность этой датировки ничем не подтверждена - см. Стуколкин Л. Преподаватель и распорядитель бальных танцев. СПб, 1890, с.39, Петрова:, с.33 - вполне возможно, что в данных учебниках их авторы путают термины Quadrill - название танца и quadrill - построение на четыре пары по квадрату). Вначале состояла из 5 фигур, но в первой половине XIX в. известный танцовщик Тренис создал еще одну фигуру, названную его именем и ставшую четвертой. (там же, с. 39, Ивановский:, с.111). При исполнении кадрили изначальным построением был квадрат из четырех пар (собственно, именно по построению кадрилью кадриль и получила свое название), но во второй половине XIX века она танцевалась уже в лонгвее, причем пар должно было быть четное количество и каждая пара в танце танцевала только с своими контрпартнерами, не смещаясь по лонгвею в стороны (например, Стуколкин:, с.39). Так же в середине XIX в. из кадрили окончательно исчезли сложные шаги типа ассембле и жете, а шассе заменились просто проходами (Ивановский:, с.111). Из-за этого в середине века Целлариус вынужден был отметить, что кадриль потеряла характер танца (Генрих Целлариус Руководство к изучению новейших бальных танцев. СПб, 1848, с.13). Впрочем, кадриль была настолько популярна, что ее переняли низшие слои общества. В народе кадрили танцевалась под названием "Чижик", и, по крайней мере в XIX в., народный танец достаточно точно воспроизводил оригинал - Стуколкин:, с.40)

/23/ в русских учебниках упоминается также русская кадриль - фактически вальс на четыре пары со вставкой контрдансных фигур, но, по-видимому, она не имела широкой популярности - см. Максин... с.19-23. Только в Англии продолжали активно создаваться новые танцы - последнее издание Плейфорда вышло в 1850 г. - см. http://www.cam.ac.uk/societies/round/playford/index.htm

/24/ см., например, Петрова:, с.50-53

/25/ стоит отметить, что где-то с середины XIX века слово контрданс стало синонимом названия кадриль

/26/ Поморский Ю. Методика бальных танцев. Петроград, 1914, с.42

/27/ в книге Максина при описании русской кадрили, требующей стандартной связки три шассе-жете-ассамбле отмечается, "здесь допускается вместо шассе-ште-ассамбле просто ходить, но сначала должно непременно изучать вышеупомянутые па; в противном случае можно сбиваться с кадансу" - Максин:, с. 19

/28/ Петрова:, с.33

/29/ см.: http://www.cam.ac.uk/societies/round/playford/index.htm, на этом же сайте можно найти информацию об <американских контрдансах>, очень популярных в англии, но неизвестных у нас - народных американских танцах, по-видимому, когда-то занесенных переселенцами из Англии. Их обнаружила и впервые опубликовала Сессилия Шарп.


автор проекта : Настасья "Нимвен" Белая :: web/tech : elf.org.ru

elf.org.ru Rambler's Top100

Р Е К Л А М А
Приворот
Отворот, приворот, привлечение партнера. Диагностика и решение
cep-gekata.ru