logocounter

 Средневековые 
 XV век 
 XVI век 
 XVIII век 
 Контрдансы 
 XIX век 
 XX век 
 Народные 
 Постановочные 

 Библиотека 


еврейские
еврейские
дебка курдит
дебка халил
дебка хафрит
манаву
онег шабат

кельтские
ирландские
ирландские
виды ирландского танца
шаги
позиции в ирландских танцах
шаги трэбл джиги
св Патрик
осада эниса

шотландские
ШОТЛАНДСКАЯ ДЖИГА
гей гордонс
скоттиш
шотландский свадебный рил
экосез
шотландский вальс на четверых
британи тустеп
милитари тустеп

бретонские
авандо де Траверс
бретонские
бурре св Патрика
БРЕТОНСКАЯ ДЖИГА
бретонское бурре
бретонский гавот
кастарват
мазурка
КРУГОВАЯ ДЖИГА
козабар
гавот де ланнелис
ронд дю ландеда
плинн

карельские
ОЛОНЕЦКАЯ КАДРИЛЬ

норвежские
НОРВЕЖСКАЯ КРУГОВАЯ

чешские
обкрочак

словацкие

белорусские
матлет
падыспань
ЛЯВОНИХА
ойра
верабей

латышские
СЫНОВЬЯ ХОЗЯИНА
свиньи
блины
латышский ручеек
игра
КРАКОВЯК

испанские
фламенко
солеа
СЕВИЛЬЯНОС

греческие
современные
древние

танцы Византии

холландерка



© ELF.ORG.RU
Любое использование материалов кроме просмотра с этого сайта запрещено без согласования с создателями.



Ведущая раздела Алена Горшкова из минской школы старинного танца "Бассданс". По вопросам о белоруских танцах на этом сайте обращайтесь, пожалуйста, к ней.

Обзорная статья по белорусскому танцу.

Структурный принцип классификации народной хореографии.

Морфологический анализ, как средство реставрации (реконструкции) хореографического фольклора.

Структурный принцип классификации народной хореографии предложила профессор кафедры хореографии БГУ культуры Чурко Ю.М. Этот принцип классификации имеет конкретно-исторический характер и помогает реставрировать (реконструировать) те фольклорные образцы, которые были забыты и утрачены памятью народа. Он позволяет в комплексе раскрыть важнейшие качества жанра - от его генезиса до национального своеобразия. Каждая эпоха формировала свою структуру и пластические мотивы. Структуру составляют: сюжет (содержание), песня, игровой момент.

Структурный принцип классификации хореографического фольклора позволил выделить следующие жанры: хороводы, традиционные танцы, кадрили, польки и городские бытовые танцы.

Хороводы - наиболее древняя форма. Предположительно, появились в конце I тысячелетия нашей эры. Хоровод представляет собой триединство песни, игрового (обрядового) действия и рисунка. Эта троистая структура характерна для раннего этапа развития фольклора. В свою очередь хороводы делятся на жанры: 1) хороводная песня (главное место занимает песня, характерен несложный композиционный пространственный рисунок, название обычно совпадает с первой строкой в тексте. Прим. - "На Янкавай гарэ дзеўка траву жала", "Лука мая", "Сонейка"), 2) игровой хоровод (песня и хореографическое действие, включающие в себя игровые моменты выступают в тесном единстве, а содержание раскрывается через синтез всех компонентов. Значимую роль играет диалог. Прим. - "А мы проса сеял_", "Юрачка", "Падушачка"), 3) хороводный танец ( приоритет в триединстве песни, игры и хореографии принадлежит танцу, связь хореографии с сюжетом песни значительно меньше, чем в игровых хороводах. Прим. - "Ткацтва", отображены все этапы ткачества, "Гусачок", "Петушок", "Дрома"). По тематике белорусские хороводы разнообразны: 1) отражающие трудовую деятельность, 2) семейный уклад, 3) любовные отношения, 4) народный праздник.

Из хоровода вышли традиционные танцы, они исполнялись под инструментальную музыку, но сохранили связь с хороводом. В традиционных танцах существует распределение ролей среди танцоров, преобладает массовость исполнения. Традиционные танцы основаны на традиции и вошли в традицию исполнятся. Отличие традиционного танца от хоровода в том, что он исполняется под инструментальную музыку. Прим. - "Мяцел_ца", "Лявон_ха".

Кадрили в своей основе имеют иностранное происхождение. В Англии в крестьянской среде возник контрданс (country - сельский, dance - танец), который в 17 веке попал в салоны английской знати, откуда началось его шествие по всем странам; подсмотренный у знати танец вернулся в крестьянскую среду. В Беларуси за ним закрепилось название "Кадриль".

Основной рисунок кадрилей - квадрат. Лексически, это не очень сложный танец (бег, полька, шаги), но он имеет сложные рисунки. Кадриль состоит из нескольких частей - колен и фигур. В разных регионах Беларуси зафиксировано много разновидностей кадрилей: толстые кадрили ( танцует большое кол-во пар), тонкие ( танцует мало пар), были и такие кадрили, где танцевали 40 пар. Кадрили получали свои названия от регионов, где они бытовали: "Сморгонская кадриль", "Ляховская кадриль". Зафиксированы кадрили: "Шор, шэр, шыр", "Казачковая", "Бычок", "Чыжык" и мн. др.

Полька - танец чешского происхождения. 2/4 размер польки хорошо слился с белорусским традиционным танцем, который имел аналогичный размер. Полька могла входить в кадриль, как одно из колен. Прим. - "Полька-Янка", "Полька задам", "Полька з падскоам", "К_вуха", "Шморгалка", "Адну наперад другую назад" и др.

В конце 19 - начале 20 века меняется мышление народа, в городах становятся популярными балы вечеринки. Это привело к тому, что танцы начали обрабатываться - стандартизироваться, чтобы все их могли танцевать - это городские бытовые танцы. Затем танцы попали в деревню. Основные рисунки - пары в колонну, пары по кругу. Прим. - "Падыспань", "Венгерка", "Ойра".

Структурный принцип классификации исходит из морфологического анализа всей хореографическо-музыкальной структуры танца.

Если проанализировать структуру фольклорных образцов на морфологическом уровне, то мы выявим, что они состоят из нескольких типологических элементов , своеобразных "кирпичиков", составляющих всё хореографическое "здание". Эти "кирпичики" являются пластическими знаками, в которых в соответствии с системой образного мышления народа зашифрована информация о реальной действительности, об определенном этносоциальном материале.

События и явления жизни отображаются в танцевальном искусстве. Но в большинстве случаев трудно установить, что обозначает то или иное движение или действие. Анализируя структуру "хореографической модели" и зная "пластический код", с помощью которого она создана, мы можем воссоздать картину реальной жизни, которая получила отражение в танце и с достаточной степенью достоверности определить его происхождение, историческую судьбу, его жанровую принадлежность.

Эволюция танцевального искусства представляет собой не замену старых форм новыми, а наслаивание их друг на друга - в структуре содержится информация временного характера.

В структуре фольклорных произведений нашли отражение многие факторы действительности, в том числе "отпечаталась" и социально -бытовая функция танца. Прикладная роль хореографии (включённость в обряд) лишает танец самостоятельности и законченности, сужает возможность импровизации участников, регламентирует лексику и в данном случае является средством. Когда прикладной характер утрачивается, хореография становится уже не средством , а целью - обретает самостоятельную художественную и эстетическую ценность, средства выразительности развиваются и совершенствуются. Долгое время социально-бытовая функция хореографии была доминирующей. Танцы крестьян на вечеринках имели естественную и живую лексику, зачастую круговую пространственную композицию, общий для всех участников рисунок. Во вкусах знати танец был сдержанным и церемонным. Демократический круг, в котором все равны, уступал место иерархическому построению в колонну, где в первых рядах шли самые знатные. Социально бытовая функция является одним из факторов, которые отражаются в строении танца и формируют его облик.

Рассмотрим пример, когда структурный анализ помог определить по морфологическим частям временную и жанровую принадлежность фольклорного образца.

Танец "Цяцерка".

Записано от жителей д. Синьки Сморгонского р-на Гродненской обл. М. Варпахович (1928 г.р.), Ю. Волынец (1927 г.р.) и И. Русак (1937 г.р.) в 1984 году участниками экспедиции Минского института культуры.

В начале танца участники выстраиваются в две колонны (девушки в одну, парни в другую). Первая пара соединяет руки и поднимает их вверх, образуя "воротца", разворачивается на 1800 и идет вдоль ряда девушек, пропуская их в "воротца", затем разворачивается и идет таким же образом обратно вдоль ряда юношей, возвращаясь на свое место. Далее девушка первой пары убегает от своего кавалера вдоль ряда, прячась за других участников танца, юноша ее догоняет. Когда он ее догонит, каждый из них становится в конец своего ряда. Ставшая первой, следующая пара образует "воротца", и танец-игра продолжается. При этом поют:

Я цяцерку пасу, да ух, я!

На паповым лугу.

А цяцерка пад мост,

Я цяцерку за хвост.

Был_ ў бацьк_ тры сыны,

Ўсе звал_ся Вас_л_.

Адз_н кон_ пасе,

Друг_ лапц_ пляце,

Трэц_ сядзе на камене,

Дзержыць дудку на рамене.

Эх ты, дудка мая,

Весялушка мая,

Весял_ ты мяне

На чужой старане.

("Да ух, я"повторяется после каждой строки)

Анализ "Цяцеркi"

(сделан Чурко Ю.М.)

Анализ структуры этого танца свидетельствует о том, что в ее тексте, по всей вероятности, слились две песни, достаточно известные в Беларуси у же в прошлом веке [Дмитриев, стр. 108]. Архаический склад, отсутствие украшений и ритмического своеобразия, повторяемость одной фразы, наличие речитативных интонаций и рефрена - все это говорит о древнем происхождении мелодии.

В хореографии "Цяцеркi" основной ход - первая морфологическая частица - прост и типичен для народного танца. Это -- обычный ритмизованный шаг, исполняемый с легким подшаркиванием. Композиция состоит из двух основных пластических мотивов: 1) "воротца", через которые проходят все пары (в данном случае даётся оригинальный вариант: исполнители, изображающие "воротца" сами проходят вдоль ряда танцующих), и 2) ловля девушки парнем. Оба мотива широко распространены в национальном хореографическом фольклоре, являясь своеобразными типологическими формами на которых строятся многие танцы и хороводы. В рисунке - характерное для фольклорных произведений, созданных в период формирования городов, построение в колонну парами. На древность происхождения указывает и связь с песней, которая, возможно, и дала название самому образцу, а не с более поздней припевкой- частушкой, сопровождающей любой танец. К старинному пласту позволяют отнести его и такие типичные для белорусского традиционного фольклора такие приемы образности, как общий для всех участников композиционный рисунок танца, регламентированность длительности исполнения каждой пары своей роли, наличие элементов игры, живая, непосредственная реакция танцующих на происходящее, перемещение первой пары в конец колонны. Всё это, а также тесная связь хореографии с песней, казалось бы, свидетельствует о принадлежности образца к жанру хоровода. В тоже время, достаточно быстрый темп исполнения, энергичный плясовой ритм, темпераментная манера, непрерывность течения мелодии (имеющийся в "Цяцерке" игровой момент ловли танцоры обозначают лишь как декоративную деталь и укладываются точно в требуемое число тактов) говорят о том , что "Цяцерка" в значительной степени отошла от хоровода и приблизилась к танцевальному жанру. Да и сами исполнители называют ее танцем.

Материал подготовила: Горшкова Алёна


автор проекта : Настасья "Нимвен" Белая :: web/tech : elf.org.ru

elf.org.ru Rambler's Top100

Р Е К Л А М А