logocounter

 Средневековые 
 XV век 
 XVI век 
 XVIII век 
 Контрдансы 
 XIX век 
 XX век 
 Народные 
 Постановочные 

 Библиотека 


еврейские
еврейские
дебка курдит
дебка халил
дебка хафрит
манаву
онег шабат

кельтские
ирландские
ирландские
виды ирландского танца
шаги
позиции в ирландских танцах
шаги трэбл джиги
св Патрик
осада эниса

шотландские
ШОТЛАНДСКАЯ ДЖИГА
гей гордонс
скоттиш
шотландский свадебный рил
экосез
шотландский вальс на четверых
британи тустеп
милитари тустеп

бретонские
авандо де Траверс
бретонские
бурре св Патрика
БРЕТОНСКАЯ ДЖИГА
бретонское бурре
бретонский гавот
кастарват
мазурка
КРУГОВАЯ ДЖИГА
козабар
гавот де ланнелис
ронд дю ландеда
плинн

карельские
ОЛОНЕЦКАЯ КАДРИЛЬ

норвежские
НОРВЕЖСКАЯ КРУГОВАЯ

чешские
обкрочак

словацкие

белорусские
матлет
падыспань
ЛЯВОНИХА
ойра
верабей

латышские
СЫНОВЬЯ ХОЗЯИНА
свиньи
блины
латышский ручеек
игра
КРАКОВЯК

испанские
фламенко
солеа
СЕВИЛЬЯНОС

греческие
современные
древние

танцы Византии

холландерка



© ELF.ORG.RU
Любое использование материалов кроме просмотра с этого сайта запрещено без согласования с создателями.



Норвежские танцы

Все стоят в кругу, взявшись за руки и идут против солнца, в отличие от русских хороводов (в общем, с правой ноги направо). Поет очень красивую и непривычную песню норвежская женщина, все стоят и пытаются проникнуться... Чем?

Норвежские народные танцы

Перевод Ларисы Савенковой.

Если говорить о норвежском народном танце, вернёмся немного назад, в историю, к истокам национального танца. К сожалению, Норвегия не очень богата старейшими свидетельствами о танце. Одно и, пожалуй, единственное свидетельство, относящееся ко времени между 500-1000 гг. до н. э., это наскальные изображения.

На них, как утверждают археологи, изображены танцующие фигуры, которые напоминают своими позами об определённых формах норвежского танца - танце в присядку. Но это утверждение, к сожалению, почти не имеет доказательств о том, что это именно танец изображён на рисунках, т. к. разрыв во времени и культуре слишком большой. Следующее упоминание о танцах в Норвегии найдены в некоторых официальных документах и относятся к средним векам, начиная с 1232 г. Существовали в то время танцы, носящие название - именные, т.е. танцы, названные в честь знаменитых людей того времени, либо в честь мастера этого танца.

Время до 1600 г. лежит в так называемой "темноте". Этот период был страшным, очень трудным для норвежцев, поэтому они назвали его - тёмным.

Обрушившаяся на страну чума, унесла с собой больше половины и так не многочисленного населения, после чего страна попала под зависимость Дании.

Норвегия, как отдельное государство, в то время не существовала. Независимость была получена лишь в 1905 г. До этого времени норвежская культура, как бы переплетается с культурой Швеции и Дании.

Специалисты, исследовавшие позднее народную культуру Норвегии, придавали своему исследованию научное значение. Они пришли к мнению, что народная культура не играла большой роли в старом крестьянском обществе.

В Европе, танцы имели отношение к магии, волшебству, были порой тесно связаны со служением Богу. В Норвегии это явление не прослеживается. Связи с религиозными действиями и магией в тот период не существовало. Танец предназначался для отдыха, для удовольствия, для души и был " ядром" на любом празднике у крестьян. Танец ценился за создаваемую им "ауру" общения, которая позволяла молодёжи находить общий язык между собой. Самому же танцу, т. е. танцевальным движениям придавалось очень мало значения.

Народ собирался, чтобы в общении расслабиться, как физически, так и духовно. Детям, до определённого возраста, не разрешалось участвовать в танцах. Сначала они должны были причаститься в церкви. Это правило строго соблюдалось. Дети же прятались и, не взирая на правило, учились танцу самостоятельно, за что бывали наказаны. После причащения многие из детей уже имели тайный опыт обучения танцам, а для тех, кто его не имел, не требовалось много времени, чтобы научиться, т. к. норвежцы считали, что все они рождены с национальным, танцевальным духом.

Обучение танцам по стране проходило не организованно. То тут, то там появлялись "мастера", которые пробовали обучить молодёжь искусству норвежского танца.

Как уже говорилось, самое большое развлечение в жизни крестьян был танец. Типичный репертуар норвежских танцев не был богат по своим формам. С начала ХХ столетия можно насчитать не больше 6-8 различных танцев и танцевальных форм, не совсем относящиеся к танцам, например такие, как песенные игры и танцевальные песни. Танцы делились на быстрые, которые исполнялись только обученными танцорами и медленные - для всех желающих.

Норвежский танцевальный репертуар XIX в. можно разделить на 3 основные группы:

1. Старинные танцы

2. Деревенские танцы

3. Парный танец

Под названием "старинные" танцы подразумеваются интернациональные танцы, пришедшие в Норвегию с учителями из разных стран, например, полька, мазурка, галоп, вальс.

Вторая группа танцев - деревенские танцы. Многие формы этой группы исполнялись только в деревнях. Интеллигенция в них участия не принимала.

Из группы деревенских танцев можно выделить 3 древнейшие, наиболее распространённые формы в Норвегии. Одна из этих форм называется цепочный танец. Эпические народные песни и баллады являлись источником и свидетельством его развития, т. к. в них вскользь упоминалось о средневековом цепочном танце. До сих пор остаётся неизвестным то, была ли эта форма рождена в Норвегии или же, была завезена из других стран. Важнейшая черта танца в том, что все танцующие держались за руки и, образуя цепь, продвигались подпрыгивающим шагом или просто шагом, который мог сопровождаться определёнными движениями рук, ног, головы в такт музыки.

Цепь могла выстраиваться в "ворота", завиваться "змейкой" и "спиралью". Танец исполнялся под музыку или под балладу. Тесная взаимосвязь между танцем и балладой наблюдалась в основном на северных островах Норвегии. Эта связь стала традицией и сохранилась там по сей день.

Другая форма деревенского танца - "длинный" танец. Танец без определённых движений, напоминающий игру. Эта форма была известна во всех скандинавских странах и пользовалась популярностью на свадьбах до начала ХХ в. Танец носил обрядный характер и представлял собой своеобразную прогулку по домам в деревне, где проходила свадьба. Цепь росла после посещения очередного дома и становилась необыкновенно длинной (отсюда название танца).

Следующая форма деревенского танца - круговой танец, хоровод. Это тоже групповой танец с разнообразными рисунками. Построение танца зависело от музыки. Хороводы носили радостный, праздничный характер. В одном из сохранившихся документов рассказывалось, что летним днём собирались крестьяне и стар, и млад, на природе среди гор. Отыскивали ровные площадки и разводили костры. Затем, взявшись за руки, начинали танцевать круговой танец, хоровод. Танец исполнялся под пиликанье музыкантов на 2-х, 4-х струнных инструментах, а так же под пение самих же музыкантов. За каждой новой фигурой круга исполнялась новая мелодия или песня. Те, кто не танцевал, рассаживались вокруг и пили вино из бочек. Танцевали и пили всю ночь, до тех пор, пока музыканты не расходились по домам. Тогда праздник считался оконченным, и все шли спать, только некоторые из жён ещё долго бродили вокруг погасших костров, отыскивая своих пьяных мужей.

И, наконец, третья группа танцев - норвежские парные танцы. Эта группа получила своё распространение в XVI в. Парный танец имеет множество форм, которые подробно описаны в книге известной норвежской собирательницы народных танцев Клары Семб. В парном танце того времени существовало правило - самая представительная, популярная пара или же пара, купившая себе право на танец у музыкантов, могла танцевать первыми или же совсем одни. Остальные пары становились в круг и подтанцовывали ведущей паре. Танец исполнялся как в быстром, так и в медленном темпе и носил характер променада.

В нашем столетии в Норвегию пришли танцы, носящие название модерн и имеющие латиноамериканское происхождение, например такие, как танго, фокстрот и другие. Норвежские исследователи считают, что эти танцы имеют полное право занять своё место в танцевальном репертуаре Норвегии т. к. их значение сегодня приравнивается к положению народных танцев в прошлом. Из всего сказанного ранее можно отметить, что норвежская культура не богата танцевальными традициями, но то, что они имеют на сегодня, бережно хранят в Национальном музее Норвегии.


автор проекта : Настасья "Нимвен" Белая :: web/tech : elf.org.ru

elf.org.ru Rambler's Top100

Р Е К Л А М А