logocounter

 Средневековые 
 XV век 
 XVI век 
 XVIII век 
 Контрдансы 
 XIX век 
 XX век 
 Народные 
 Постановочные 

 Библиотека 


костюм
конспекты
виды средневековых танцев
Даркевич
Танцы пилигримов

кантиги
Ad mortem festinamus
Stella splendens
cuncti simus

импровизация
Эстампида



© ELF.ORG.RU
Любое использование материалов кроме просмотра с этого сайта запрещено без согласования с создателями.



Все вопросы по танцам средневековья на этом сайте направляйте ведущей раздела Белой Настасье.

Автор Довгопол Наталья

Кратко о средневековом танце

Даная статья охватывает период с XII по XIV века и предоставляет базовую информацию об особенностях, происхождении и реконструкции средневековых танцев.

1. Танец в контексте эпохи.

Человеку свойственно проявлять свою радость с помощью музыки и танца, поэтому танец как атрибут праздника сопровождает всю эпоху Средневековья, являясь символом торжества и веселья включительно до наших дней.

Сакральный, языческий смысл танца в Западной Европе постепенно забывался, и уже в конце 12 века танец представлял собою увеселительное действо, развлечение, в котором мог принять участие любой желающий. Танцы сопровождали значительные общественные события, светские и религиозные праздники.

Церковь поспешила взять танцы на вооружение, и не только разрешала, но и поощряла святочные танцы под гимны и молитвы, во время которых священнослужители могли объединяться с мирянами в едином танце во славу Господа. Хотя, так было далеко не всегда, и не повсюду. Известны запреты на танец как аморальное и богомерзкое явление, которые распространялись не только на церковных клириков, но, порою, и на мирян.

Особых порицаний удостоился так называемый Танец Смерти, пляска Св. Витта. Эпидемия бубонной чумы заставила европейцев не на шутку задуматься о бренности бытия. Литературные источники рассказывают о безумных танцах на церковных кладбищах, иконографические материалы изображают полуразложившиеся трупы, пришедшие забрать на тот свет грешников и выполняющие при этом немыслимые движения Танца Смерти.

Уже в Средние века в Европе выступали специально обученные музыканты, комедианты и танцоры – жонглёры. Их профессией были сложные танцевально-акробатические театральные представления. Позже из бродячих жонглёров выделилась особая группа танцоров – морискьеры, которые танцевали мориски (морески). Переодетые в мавров, танцоры выполняли сложные акробатические движения, развлекая публику.

Главной особенностью средневекового танца являлось то, что песня не была отделена от танца. Зачастую, танцоры одновременно исполняли и роль хора. Кроме того, написанные для танцев песни имели танцевальные имена: «рондо» - круг, «вирилей» - кручение, «баллата» - танец.

Хотя большинство светских танцевальных песен было о любви, в танце разрешалось только касания рук – ни о каких объятиях речи идти не могло.

Танцы Средневековья были одинаковыми для всех слоев общества и оставались таковыми вплоть до конца 14 века.

2. Основные источники по танцам Средневековья.

Поскольку записанных схем средневековых танцев не сохранилось, ни одной на сто процентов достоверной реконструкции танцев до появления хореографии в конце 14 века не существует. Все имеющиеся на сегодня реконструкции принадлежат тем или иным современным хореографам.

Тем не менее, большинство авторов основывается на исследовании источников, которых существует четыре вида: музыкальные (нотные), иконографические, литературные и упоминания в хрониках.

Танцевальных музыкальных композиций до нашего времени дошло менее 50. Это был период становления нотной записи, и не все музыканты ею владели, поэтому записывали свои произведения не часто. Композиции были довольно простыми и передавались «из уст в уста».

Ниже приведены некоторые нотные источники средневековой музыки и их краткое содержание:

• Парижский манускрипт (Chansonnier du Roi, около 1280 г.) вмещает 8 «Королевских эстампи» и ещё три танцевальные мелодии;

• Лондонский манускрипт (ок. 1285 г.) содержит ноты трёх эстампи, а также каноны.

• Робертсбриджский кодекс, Англия (1320 г.) – сборник огранной табулатуры, содержащий три танца, два из которых эстампи.

• Селденская книга каролей, Англия (The Selden Carol Book, 1400 г.,) состоит из более 100 каролей, зачастую, со словами.

• Лондонский манускрипт итальянского происхождения (1400 – 1410 гг., Перуджа) – сборник итальянской музыки. К танцевальной музыке этого источника относят 4 сальтарелло, тротто, 8 истанпитт и две ротты, так называемых «двойных» танца.

• Алая книга монастыря Монсеррат, Испания (конец 14 в.) - сборник священных гимнов, которые пели и под которые плясали паломники.

В Средневековье была очень развита теория музыки. Огромный вклад в исследования ранних танцев внёс трактат Джоана Грочейо «О музыке» («De Musica»), датируемый 1300 г. Это первая научная работа, детально описывающая самые ранние средневековые танцы. Автор рассуждает над простонародной и «учёной» музыкой, а также дает описание основных танцевальных формаций, описывает характер танцев и их роль в обществе.

Большую помощь в реконструкции танца оказывают иконографические источники. По картинам и скульптуре можно судить об основных формациях и характере танцев, положения рук и ног.

Среди наиболее известных иконографических и литературных источников выделяют:

• «Роман о Розе» (Франция) – поэма, начата в 1235 г., Гильермо де Лоррис и закончена до 1275 г. Жином де Мюн, включающая в себя художественное описание танцев и некоторые иллюстрации;

• «Библия Мациевского» (Франция, ок. 1250 г.) богата изображениями танцем;

• описание танцев дворян встречается в романе «Декамерон» Джованни Боккаччо (1353 г., Италия);

• знаменитая фреска «Результат хорошего управления», Амброджио Лоренцетти, написанная в Палаццо Публико в Сиене, Италия, содержит сцены круговых и линейных танцев.

• «Воин Церкви» (1365 г.) - фреска Адреа ди Бонажуто, написанная в испанской часовне Санта Марии Новеллы во Флоренции, Италия, включает в себя сцены с танцорами;

• детальное описание некоторых танцев встречается в итальянской поэме «Il Sapporitto» Симона Продензани (1400 г.) и других средневековых произведениях.

3. Особенности средневекового танца.

Танцы средневековья отличались простотой схем, набором несложных шагов, возможностью импровизировать. Обычно, куплеты чередовались с незатейливыми припевами, которые повторяли все танцующие.

Сохранились упоминания и о сольных танцах, и о цепочках, «длиной почти в четверть мили», так же, как и изображения небольших групп танцующих.

Самым популярным словом, встречающимся в танцевальном контексте в литературе того периода, является кароль (caroles или karoles ). Это линейный танец, цепочка, следующая за ведущим. В современной литературе он часто переводится, как фарандола, хотя само слово «фарандола» встречается в источниках более позднего периода. Кароли могли быть женскими, мужскими и смешанными, танцующие могли держаться за руки, мизинцы, запястья, ленты либо стебли растений. Существовало несколько фигур этого танца: змейка, под мостом, прокручивание под рукой, трэчча (шен).

Кароль мог переходить в хоровод. Хоровод является наиболее древней формацией. В Средневековье он часто встречается под названием «раунд», либо «рондо» - круг.

Известны также и парные танцы. В Германии, например, кавалеры имели обычай приглашать одну либо двух дам, тогда как во Франции, было принято танцевать только с одной. Зарождались прецессионные танцы, которые танцевали все слои общества.

Существовали и другие разновидности танцев. В литературе встречается название «эстампи» как вокально-инструментальной формы. Под довольно медленную торжественную музыку большинства эстампи танцевали низкие танцы, без прыжков и выносов. Самая известная эстампи «Kalenda Maya», написанная трубадуром Рамбо де Вакейрасом в 1190 г., считается первой известной эстампи.

Не осталось описаний таких танцев как нота, сальтарелло, риголетто и другие, хотя сохранилась и музыка, и упоминание этих танцев в литературных источниках.

Подготовила Наталия Довгопол (студия "Джойссанс", Киев). Оригинал статьи - http://joyssance.org.ua/index.php?option=com_content&task=view&id=100&Itemid=30


автор проекта : Настасья "Нимвен" Белая :: web/tech : elf.org.ru

elf.org.ru Rambler's Top100

Р Е К Л А М А