logocounter

 Средневековые 
 XV век 
 XVI век 
 XVIII век 
 Контрдансы 
 XIX век 
 XX век 
 Народные 
 Постановочные 

 Библиотека 


костюм
конспекты
виды средневековых танцев
Даркевич
Танцы пилигримов

кантиги
Ad mortem festinamus
Stella splendens
cuncti simus

импровизация
Эстампида



© ELF.ORG.RU
Любое использование материалов кроме просмотра с этого сайта запрещено без согласования с создателями.



С.Н.Худеков. История танцев. Ч.2. СПб., 1914.

Средние века.

В средние века влияние христианской религии на все европейские культуры было настолько серьезным, что танцы до XV века по отдельным национальностям практически не разобрать. Например, "танец мечей" имел разнообразное исполнение в разных странах, но при этом одинаковое значение.

Язычники принесли в новую христианскую веру значительную часть своих обрядов песнопений и танцев. Они считали, что это наилучший способ воздаяния почета Богу.

От первых веков христианства сохранились церковные песни с текстом о том, что "непорочные ангелы" с венками на головах и с пальмовыми ветвями в руках танцевали "на небесах". Существовало также песнопение с хороводом девственниц, танцевавших вокруг Христа, своего жениха - этот танец так и называли - "Танец Христовых Невест". Еще один вариант: танец девственниц во время святок, медленно двигавшихся с божественным Младенцем вокруг священного алтаря. Все это представлялось как подражание ангелам на небесах. Все святые и мученики виделись сплотившимися в хоры для своих триумфальных танцев и для прославления небесного милосердия.

Духовные власти следили за порядком и благочинием в танцах, разрешались даже хороводы (????? - "пляска") в местах успокоения мучеников (тоже пережитки язычества). Благочинство при этом было такое, что язычники называли христианские танцы "скорбными" праздниками.

Духовные лица допускали танцы в честь зарождения весны, по окончании жатвы и т.п., тоже имеющими языческие корни.

От язычества же сохранился обычай угощать в храмах едой и питьем.

В дни печали молились стоя на коленях. В дни радости молились стоя, а потом шли движения, которые принято называть танцами: молящиеся ходили взад и вперед по прямой или по окружности (мужчины отдельно от женщин), при этом то поднимая, то опуская руки, возводя очи к небу.

Однако со временем нравы начинают портиться: святая простота сменяется порочными инстинктами. Т.к. религиозные танцы происходили преимущественно по ночам у церковной ограды, эти собрания стали превращаться в места любовных свиданий. Плавные танцы с возведением очей к небу сменяются движениями самого игривого свойства.

Начали нарушаться традиции - мужчины и женщины танцевали совместно, религиозное значение заменялось принципом "любви" танцевавших пар (парность отличает эти танцы от античных).

Церковь начала бороться с подобными безобразиями. Уже в начале VI века орлеанский синод запретил исполнение светских танцев в храмах и около них. Запреты работали плохо - народ все равно танцевал. Но в итоге продолжительной упорной борьбы танцы таки отделили от церкви.

В те времена народу жилось скучно. Одним из развлечений для него стали нищие бродячие монахи - настоящие артисты XII-XIII веков - ораторы, певцы, танцоры. Они не гнушались ничем ради подачек. Они-то и стали проповедовать угодные народу формулы вроде: "Любите, и творите, что вам вздумается!" Эти неблагочестивые служители церкви и были причиной религиозного разврата, так как доверие народа к ним было безгранично.

В XIII веке для отвлечения народа от безумных празднеств духовенство начало устраивать мистерии на библейские сюжеты с пением и танцами, приурочивая их к разным праздникам. Позднее мистерии стали терять религиозный характер и сделались светским зрелищем.

В Испании (XVI в.) была распространена месса "de rite mozaribe", гда во время службы на хорах танцевали под удары тамбуринов.

В севильском соборе шестеро юношей ("шестерки") из аристократических семейств, одетые голубые с белым платья, красные плащи и шапочки, один раз в год изображали ангелов: тихие соразмеренные движения сопровождались щелканьем кастаньет и пением духовных песен. Процессию открывали громадные куклы в восточных платьях, которых выносили на длинных шестах. Носильщики, потрясая куклами, плясали, подражая Царю Давиду, прыгавшему вокруг ковчега Завета.

В некоторых городах духовные уличные процессии известны как кавалькады. Например, такое описание процессии в честь Св. Гертруды: мужчина на коне держит обнаженную молодую девицу из красивейших горожанок, изображающую святую, перед ними плясал молодой человек, одетый чертом, за ними плясали женщины.

Знатные люди, в первую очередь короли, устраивали масштабные празднества со всевозможными зрелищными постановками, используя аллегории на тему греческих мифов, античные персонажи, показывая историю своего народа "в лицах", приглашая "гостей из разных стран".

Церковь оргические пляски называла наваждением дьявола, танцоров - исчадиями ада, кандидатами на вечные муки.

Пляска смерти.

Смерть - вечный покой; прекращение движения; приносит с собой скорбь и горе. А рядом с нею танец - яркое выражение подвижности и веселья в жизни человека.

Пляска смерти несет в себе философскую идею возмездия в будущей жизни и глубокий сарказм.

Ошибочно этот танец называют "пляской мертвецов", но здесь главное действующее лицо не мертвецы, а смерть, предстающая, как правило, в образе человеческого скелета, одинаково грозно и весело направляющая к могилам все человечество, не различая сословий и состояний.

У древних греков, римлян скелет не был символом смерти, он являлся лишь наружным знаком бренности мира, смерть не была для них чем-то грозным. Например, в псалмах Давида смерть изображает пастух-погонщик стада людей, направляемых к могилам; в Апокалипсисе фигура смерти, поражая встречных, стремительно скачет на уродливом коне; античные поэты описывали смерть как призрака с черными крыльями и мечом в руках; Эврипид рисует существо в черном, остригающее своим оружием волосы умирающих.

В первые века христианства смерть виделась как входная дверь в царство вечного блаженства, особенно для принявших мученическую смерть во имя святой веры. Позднее религиозный пыл стал угасать. Духовенство для поддержания духовного трепета придумывает внешние страшные образы, появляются изображения смерти в живописи и в скульптуре: старец в лохмотьях, мрачная фигура со взбитыми волосами, крыльями особого покроя со скорпионами на плечах, истощенный человек с выдающимся черепом и костьми и, наконец, чаще всего - скелет - символ уничтожения жизненной силы и разрушения живого существа.

В представлении людей того времени простая походка чересчур ординарна, поэтому они применяют античное понятие "танца", как движения, ведущего к могиле.

Тождество Смерти с порочными принципами создало символ Смерти в образе скелета, пляшущего и играющего на разных музыкальных инструментах, в знак того, что Смерть должна появляться со всеми чертами дьявольского веселья, присущего обитателям ада. Смерть пляшет, скачет, дурачится под звуки музыки, с целью надсмеяться над теми, которых она приглашает на вечный, веселый праздник.

Первые сведения, касающиеся этой темы, относятся к XIV веку. Это стенная живопись, храмов, монастырей, кладбищ.

Древнейшая фреска датируется первой половиной XV века, находится в Августинском монастыре, в Клингентале (Малый Базель). Здесь изображено приглашение на "танец" лиц разных сословий с подписями реплик, с которыми Смерть обращается к ним.

Более поздняя версия (1480) располагается в Большом Базеле. Посланники Смерти здесь представлены сильно истощенными фигурами, и лишь Смерть, ведущая доктора, изображена в виде скелета. Подпись к этой паре гласит: "Господин доктор, взгляни хорошенько на мою анатомию! Верно ли она представлена? Ведь ты не мало людей превратил во мне подобных".

К XV веку относится парижское изображение "Danse macabre" на стенах монастыря "Aux innocents". Для этой композиции характерен более мрачный колорит - скелет здесь не так игрив. Французские ученые полагают, что сам танец и его название берут свое начало от древнего "Chorea Machaboerum", процессии, учрежденной духовенством, чтобы показать бренность мира, где все живущее не может избежать смерти. Полагают, что несчастия и мучения семи библейских Маккавеев и их матери вдохновили идею этого танца, где каждый исчезал по очереди.

Для более наглядного изображения идей, художники руководство танцами предоставили Смерти. Она с самыми изысканными манерами ловкого кавалера приглашала каждого на хореографический дуэт, совместное исполнение "pas de deux". Танец был обставлен так, как будто людей провожали не в гроб, а на веселый пир.

Изначально изображались отдельные пары, в позднейшей живописи пары объединены в общий хоровод. По рисункам и подписям к ним можно судить, что пляска всегда имела характер движения по окружности, сомкнутого или разомкнутого хоровода. Такие хороводы (бранли) были развлечением лиц разных сословий и профессий того времени.

"Посмертный бранль" подходил Смерти, принимавшей различные позы в зависимости от того, с кем из смертных она имеет дело. Кроме того, бранли были очень разнообразны по характеру и применимы к любому мотиву "Пляски смерти".

Арбо в диалогах с учениками пишет: "Бранли мне нравятся по тому, что их могут танцевать многие лица". Начинать бранль значит быть руководителем танца. В светском танце бранли начинало самое почтенное лицо; в Танце Смерти это право предоставляют папе, "как самому почтенному из всех".

Среди развлечений XIII-XIV веков были распространены "Entermets" - немые диалоги под музыку с понятным для всех, злободневным сюжетом, которые исполнялись на праздниках. К таким постановкам относится и "Танец Смерти"; пьески составлялись так, что смерть разных людей мгла исполнятся одним и тем же актером. Впоследствии мимику заменили устной речью, текст читался в такт с музыкой.

Особенностью танцев того времени была следующая композиция: после вежливого поклона с приглашением при простых, несложных фигурах, следовали скромные движения, затем музыка умолкала, и танцоры отдыхали, после чего раздавались веселые мотивы - танцы становились более оживленными (состояли из прыжков, скачков, каприолей).

Характерные подписи к иллюстрациям: "вы пропляшете подобно другим", "время дорого, спешите проплясать", "давайте руку и танцуйте", "умереть неизбежно, пляши со мною", "этот танец не нов" и пр.

Аббат Дюлор в своей "Истории Парижа" (позднее базельских и парижских изображений) приводит документ с описанием следующей процессии: шествие открывал ангел, который в красках рисовал роскошь, тщеславие и другие людские пороки. За ним шли кардиналы, принцы, епископы, призываемые Смертью, и все горько жаловались на предстоящую участь, сожалея, что лишатся прелестей жизни. Смерть, шествующая тут же, напоминает, что все обратится в прах. Аббат смиренно подчиняется, но канонник сожалеет о своей одежде резко отличавшей его от других духовных лиц. Монах сожалеет, что молитвою далеко не искупил своих прегрешений. Смерть каждого упрекает в грехах, заявляет, что как они при жизни поедали живых, так и их самих съедят черви.

Поль Гюйо описывает целый балет: низкие своды, украшенные человеческими костями, посреди площадка с крестом и разрытыми могилами. Появляется актер - полумертвец, полускелет, бьет в барабаны, закрепленные у него на поясе, следом входят другие актеры с разнообразными инструментами - весь оркестр окрашен в зеленый цвет. Общая какофония. Начинается шествие - Адам и Ева с яблоком плачут и сокрушаются, перед ними выступает ангел с огненным мечом. Появляется Смерть на кляче, с громадной бритвой, готовая всем перерезать горло, за нею - вереница скелетов, увлекающих за собой живых. Шествие открывает человек в черном, за ним скачет труп императора в короне со скипетром, за ним скелет, который тащит папу в полном облачении: и далее вплоть до бедняка, еретика, еврея, включительно. Вереница сплетается в хоровод, музыка неистовствует, публика гогочет, хоровод кривляется. Танец ускоряется, скелеты, обнявшись с живыми, вертятся до изнеможения, испуская жалобные стоны. Все сливается в общем адском вихре. Общий хаос останавливает Смерть на своей кляче: по ее знаку пол поднимается, и каждый из живых падает в люк, являющийся символом могилы. Смерть торжествует. Но в этот момент появляется ангел, обезоруживает Смерть и повергает ее к своим ногам. Полный апофеоз.

В 1422 году в Париже король Карл VI устроил процессию "Danse macabre", пляску Смерти.

В 1510 году во Флоренции Петр Козимо организовал маскарад "Смерти", ходивший по городу в течение нескольких ночей. В процессии участвовала черная колесница, ангел Смерти (скелет), Смерть с косой, гробы с трупами, мертвецы с факелами. Сопровождалась она музыкой в стиле похоронных маршей.

Войны, чума, эпидемии - мотивы для изображения Торжества Смерти. Для одних смерть - друг, проводник в лучший мир, для других - спутник в страшную неизвестную вечность. Но в любом случае все смертны.


автор проекта : Настасья "Нимвен" Белая :: web/tech : elf.org.ru

elf.org.ru Rambler's Top100

Р Е К Л А М А